Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

Evangelie-poyavitsya-v-internete2

История находки 

У Евангелия святого Кутберта Линдисфарнского непростая и долгая история. Появилось оно в VII веке, написана рукопись на латыни. В 698 году Евангелие положили в захоронение святого Кутберта Линдисфарнского, где оно и пролежало вместе с мощами более трех веков. 

Восточное побережье Великобритании и её жители в X—XI веках сильно страдали от нашествия викингов. К этому времени край уже посетили христианские проповедники. После очередного разбойного нашествия скандинавов жители взяли имущество и отступили в глубь территории в поисках новых плодородных земель среди скалистых фьордов. Вместе с собой они забрали даже гроб святого Кутберта, чтобы его не осквернили, из погребения на острове Линдисфарн, расположенном на северо-востоке Британии. Во время перезахоронения и было обнаружено Евангелие. Останки Кутберта и Евангелие оказались нетленны. В те времена святой Кутберт был одним из самых чтимых святых Англии, поэтому Книга хранилась потаенно много веков и ее выносили для почтительного лицезрения только особо уважаемым паломникам, которые перед этим постились, тщательно мылись и одевались в белоснежные одежды. 

По размеру книга чуть больше ладони взрослого человека. Это самая ранняя из сохранившихся в первозданном виде средневековых книг. Она и получила впоследствии название Кутбертово Евангелие. В ней  содержится только текст Евангелия от Иоанна без миниатюр. Книга переплетена красной кожей с орнаментами в кельтском стиле. После реформации Генриха VIII рукопись появлялась в разных частных коллекциях, пока в XVIII веке один из владельцев, граф Личфилд, не подарил ее священнику Томасу Филипсу. Британская библиотека в 2011 году приобрела уникальную книгу за $13 млн. Древнейшее издание Евангелия от Иоанна будет оцифровано и выложено в интернет для открытого просмотра. Деньги на приобретение собирали в течение года благодаря пожертвованиям правительственных и частных фондов.

  0_ac7ce_30886935_L

Случайно ли, что Евангелие Кутберта так хорошо сохранилось? Нет, это никак не могло быть случайностью, ибо его земной обладатель, епископ Кутберт, был известен свой праведной жизнью и не удивляйтесь – причислен Православной Церковью к лику святых. 

Святитель Кутберт, епископ Линдисфарнский. Английский Серафим Саровский 

2 апреля нового стиля / 20 апреля старого стиля празднуется память святителя Кутберта, епископа Линдисфарнского, английского подвижника и чудотворца VII.

«Я знаю, что, хотя они и презирали меня во время моей жизни, всё же после моей смерти они увидят, что то, чему я учил, не так легко отвергнуть».

Преподобный Кутберт Линдисфарнский 

Преподобный Кутберт Линдисфарнский, известный как "Чудотворец Англии", английский аскет и епископ седьмого века. Преподобный Серафим Саровский, проповедник стяжания Святого Духа, был русским священником и монахом девятнадцатого столетия. Для тех, кто находится вне Православной Церкви, может показаться необычным сравнение двух таких людей различных национальностей, живших с разницей в тринадцать веков. Но в этом нет ничего особенного. 

Оба - и преподобный Кутберт, и преподобный Серафим, жили и трудились в одном и том же монашеском духе, имеющем корни в Евангелии и Апостольском Предании, а также у Отцов-пустынников во главе со Святым Антонием Великим. Начиная с третьего, на протяжении четвёртого и пятого столетий, влияние Отцов-пустынников получило распространение на севере и юге, востоке и запад. По пути на юг их образ жизни распространился по Нилу до его верховий, Эфиопии и Судана. По пути на восток, а затем и на север их аскетическое учение и делание распространились в Палестине, в тех землях, которые ныне составляют Турцию и Грецию, Армению и Грузию, Ирак и Иран. Позже они пришли на Балканы и в Россию, а через Волгу - и в Сибирь, Японию, Китай и на Аляску. Двигаясь на запад, а затем и на север, они получили распространение в Северной Африке, Италии и Галлии, в Ирландии и остальной части Британских островов, затем - в Исландии и всей Западной Европе. 

Таким образом, такое сопоставление Русской и Английской святости не должно казаться странным: преподобные Серафим и Кутберт, одни из величайших Святых своих стран, несли в себе тот же самый дух, что и Отцы-Пустынники. На самом деле, возможно, останься Англия во Вселенском Православии - мы бы знали сегодня житие Святого Кутберта так же хорошо, как и житие святого Серафима.

Кутберт

О преподобном святителе Кутберте 

Преподобный Кутберт родился приблизительно в 634 году в Северной Англии, неподалёку от нынешней границы Шотландии. Выходец из благородной английской семьи, в возрасте восьми лет он был принят на попечение кормилицей Кенсвитой вдовой и монахиней. В возрасте семнадцати лет он поступил в монастырь Мелроуз, расположенный в современной южной Шотландии. Вслед за своим игуменом вместе с другими монахами он отправился в Райпон, что в Йоркшире, чтобы основать новый монастырь. Позже он вернулся в Мелроуз, а затем отправился на Линдисфарн, остров у северо-восточного побережья Англии. На расположенных поблизости маленьких островах, называемых островом Преподобного Кутберта и островом Внутренний Фарн, он стал жить как отшельник. Молва о его святости разнеслась далеко за границами монастыря, и в Йорке, в Пасхальное Воскресение 685 года, вопреки своей воле, Преподобный Кутберт был рукоположен во епископа. Хиротонию осуществили святитель Фёдор Кентерберийский, грек по национальности, и шесть других епископов. Двумя годами позже, в возрасте приблизительно пятидесяти трёх лет, Преподобный Кутберт почил 20 марта 687 года.

Такова внешняя сторона истории Преподобного Кутберта. Но какова была «внутренняя история» его жизни?

С самого начала, жизнь Кутберта была проникнута его встречей с другой действительностью, другим миром. Когда он был восьмилетним ребенком, некто провидчески укорил за его беззаботные игры и шутки, «непристойные для святого епископа», с этого времени он стал серьезным, и «Дух говорил с ним в тайных местах его сердца». Однажды он был излечен от хромоты Ангелом Господним. В другой раз, будучи еще не монахом, а обычным мальчиком-пастухом, он видел ангелов, уносящих ввысь душу великого Преподобного Айдана Линдисфарнского. И уже в монашестве Преподобному Кутберту были явлены видения из другого мира. Святой Кутберт считается первым в мире защитником животных. А точнее - птиц. Птиц-гаг, живших на островах, где святой подвизался в пустынножительстве. Их он спас от полного истребления охотниками.

 

  0_8edb6_9083765d_L.jpg

Добродетель и благодать прирастали в нём, и в возрасте тридцати лет он стал приором, т.е. помощником игумена в Линдисфарне. После многих лет, проведенных в послушаниях монашеской жизни и отказах от собственных желаний, он получил благословение на отшельническую жизнь на острове Внутренний Фарн. Здесь он также соприкасался  с другим миром - не только с миром ангелов, но и с миром демонов, которые пытались сбросить его со скалы в океан, забрасывали его камнями, пытались искушать его, сломить его дух. Но им не удалось причинить ему вреда или запугать его. Нападая на Святого, они были побеждены его молитвой и строгим постом. Однажды демоны были изгнаны с острова, и прибывшие ангелы помогли отшельнику выстроить келью и часовню. Другой раз, уже ближе к концу своей жизни Преподобный Кутберт сподобился видеть ангелов, возносящих в Небеса душу крепкого в Вере монастырского послушника. 

Без поста, молитв и смирения такая сопричастность к духовному миру не была возможна. Так, в то время как другие спали, он был замечен однажды у монастыря Колдингхэм, где он целую ночь простоял по пояс в холодной воде Северного моря, молитвенно воспевая псалмы и возвратясь в монастырь ранним утром ко времени первого богослужения. Он жил жизнью Отцов Ранней Церкви, подобно тому как Св. Григорий Великий, Апостол Англии, благословил жить Преподобному Августину. Первое житие Кутберта, написанное через несколько лет после его блаженной кончины, гласит: «Он жил в чудесном воздержании, и его храбрость по отношению к трудностям телесным и духовным была непревзойденной. Его молитвенное рвение было таково, что иногда он стоял на молитве в течение трех или четырех ночей подряд безо всякого сна. Молился ли он уединенно в каком-либо скрытом месте или читал ли псалмы, он всегда делал ручную работу, чтобы отогнать тяжесть сна». 

Он проводил Великий Пост и Рождественский Пост, оба длиной в сорок дней, в молитве, строгом воздержании и слезах. Его непритязательный дух особенно выразился в его отношении к предсказанию о том, что однажды он станет епископом, которое ему дал Преподобный Босуэлл, игумен Мелроуза. Кутберт сказал: «Если бы я жил в расположенном на скале в океане крошечном жилище, окруженном стеной, не видел бы людей и ничего бы о них не знал, я всё ещё не был бы свободен ни от забот этого мимолетного мира, ни от опасения, что любовь к деньгам может всё же унести меня. Это та самая жизнь, за которой Кутберт отправился на Внутренний Фарн, расположенный в семи милях морем от Линдисфарна. Здесь, построив келью и часовню, он окружил их высокой, круглой стеной из грубого камня и торфа, так, чтобы всё, что он мог видеть, было бы Небом. Это было все, что было необходимо для его духа.

  0_8edb2_fa61f1c8_L.jpg

Милосердие, которое обрёл Кутберт своей аскезой, проявлялось в его пасторской деятельности. Его любовь к Богу сопровождалась его любовью к ближнему. Как приор в Мелроузе, Кутберт давал советы не только монахам из монастыря, но также и местным жителям. Он часто ходил с проповедями по окрестным деревням. Люди собрались вокруг него, чтобы послушать этого ангелоподобного монаха, исповедовали ему все свои грехи, не осмеливаясь скрывать хоть что-нибудь, так как он так или иначе узнавал, что было у них на сердце. 

Он был полон горя от греха, и не мог служить без слез. Когда кающиеся говорили о своих грехах, он начинал рыдать из сострадания к их страданиям и слабости. Как истинный духовный отец, он брал на себя ответственность за них. По своей любви он находил самые удалённые обитаемые места в горах, до месяца оставаясь с грубыми людьми, даруя пример благочестия и проповеди среди них. В Линдисфарне он делал то же самое, взяв на себя роль старца. 

Своей жизнью, он вдохновлял всех жить так, как подобает христианину. Уже когда он стал отшельником, люди, прослышав о его чудесах, приходили к нему не только из Линдисфарна, но и со всей Англии. Они исповедовались ему, рассказывали о своих искушениях, ища утешения. Как пишут, что никто не уходил неутешенным. Он согревал сердца слабых, он давал надежду отчаявшимся, говорил о Небесных радостях печалящимся. Он объяснял козни и работу дьявола тем, кого тот соблазнил, он объяснил людям, что этот мир преходящий, что все покидают его и что душа, испытывающая недостаток любви ко Господу Богу или человеку - всегда легкая добыча для зла. 

И когда его поставили епископом, он последовал Апостольскому учению и Апостольскому деланию, молясь за свою духовное стадо, подавая ему, прежде всего, свой собственный пример. Он давал всем утешение и приводил грешников к покаянию. Он поддерживал строгость монастыря среди искушений мирской славы: «Он кормил голодных, одевал нуждающихся. Ему были присущи все знаки совершенного епископа». По своей скромности и аскезе Кутберт обрёл от Бога многие дары. Во-первых, видя его повиновение Создателю, Творец сделал тварь послушной Кутберту: в святом было восстановлено повиновение твари Адаму, которому твари прежде повиновались по его безгрешному смирению: «Блаженны кротции, яко тии наследят Землю». Однажды он остановил огонь, молясь об изменении направления ветра. Потом он утишил штормы на море. Море ему повиновалось и в третий раз, принеся ему столько древесины, сколько ему было нужно.

  Руины монастыря на острове Линдисфарн

Руины монастыря на острове Линдисфарн

Руины монастыря на острове Линдисфарн

Много раз птицы и животные повиновались ему. Однажды в пятницу, когда он, как обычно, постился до конца светлого дня, лошадь нашла половину ломтя хлеба в домашней соломе. Он дал половину хлеба лошади, а остальное взял себе. Как ту не вспомнить о преподобном Серафиме, поделившемся единственным куском хлеба с медведем. 

В другой раз, после того, как он всю ночь молился далеко в море, две морские выдры приплыли, чтобы согреть его ноги и обсушить его своим мехом. Они получили его благословение. И вновь, после поста, орёл принёс ему большую рыбу. Рыба была поделена пополам - половина для орла и его семейства, половина для Кутберта».  

«Учитесь иметь постоянную веру и надежду на Бога. Тот, кто служит Богу, никогда не умрёт от голода», - говорил Кутберт. Однажды он повелел улететь птицам, прилетевшим клевать посеянный им ячмень, и они повиновались ему. Он порицал ворон, и позже они принесли ему его сало как знак своего раскаяния. «Какие только заботы не должны взять на себя люди, чтобы научиться повиновению и смирению», - сказал он: «когда даже птицы спешат смыть свои ошибки». 

Вторым даром Кутберта за его скромное смирение были дар пророчества и дар видения, знания того, что происходило в то же самое время, но в другом месте. Он был настолько близок к вечному, что преодолел время и пространство. Однажды, когда он с другими монахами плыл лодкой в Шотландию, они попали в шторм, и им нечего было есть. Кутберт был крепок в вере, предвидя, что Бог не оставит их. И впрямь, они нашли куски мяса дельфина, как будто они были приготовлены для них. В другой раз он, будучи на расстоянии, изгнал демона из жены судьи. Сильный в духе пророчества, он предсказал игуменье Эльфледе, что ее брат, король Екгфрит вскоре умрёт, что следующим королём будет Альдфрит и что сам он будет епископом, но только в течение двух лет. Позже ему было дано видение духом о смерти короля Екгфрита.

  святой Кутберт и святой Герберт

 Святой Кутберт и святой Герберт. 

Своему душевному другу, отшельнику Герберту Дервентуотеру, он предсказал день его смерти, сказав, что их души оставят тела в одно и то же время. Другое доказательство обретённой Кутбертом благодати было в тех чудесах, которыми он исцелял многих от болезней и скорбей, включая тех, кто был поражён демонами. Он нашел воду на бесплодной скале, он исцелил игуменью Эльфледу своим поясом. Он исцелял святой водой, святым маслом, святыми просфорами. По его молитвам были воскрешены молодой человек, которого принесли к нему мёртвым, и мальчик, скончавшийся от чумы. Его власть над демонами была не менее велика. Однажды он остановил призрачный  огонь, которым демоны имели обыкновение пугать трусливых. Он изгнал демонов с острова Внутренний Фарн и вновь бился с ними незадолго до своей кончины, когда они искушали его в то время, когда он в течение пяти дней лежал больной. Однажды он обратил воду в вино. И даже на своём смертном одре он исцелил монастырского служку. 

Это было только началом его исцелений и чудес, которые продолжились после его смерти и продолжаются по сей день. В 1942 году по молитвам к преподобному Кутберту  Дарема, город Дарем спас был спасен  от бомб Люфтваффе. Во время ночного налета город  внезапно накрыло густым туманом. 

Благодать, обретённая Кутбертом, не оставила его тело вместе с его душой. После его блаженной кончины всё, что принадлежало ему, было тронуто этой благодатью, будь то его ботинки, от которых пришло исцеление паралитику, или телячья кожа, исцелившая святого отшельника Фельгильда, или даже сама земля, в которую легли мощи этого святого угодника Божия. В 698 году, когда через одиннадцать лет после его кончины монахи Линдисфарна решили открыть гроб Преподобного Кутберта, они нашли мощи нетленными. Тело выглядело живым, даже одеяния святого выглядели новыми. Монахи получили благословение Епископа Эдберта, чтобы облачить мощи в новые одежды вместо тех, которые были сняты. Меняя облачения, они говорили: «Смотрите, как прославлено бренное земное тело, в предчувствие куда большей приближающейся красоты! Ты, Господи, наделил великим могуществом дорогие кости Кутберта, наполняющие Церковь воздухом самого Рая». 

Почему святому были даны такие сверхъестественные дары? Ответ мы находит в его житии, написанном вскоре после его упокоения. Повествуя об исцелении на расстоянии от демона жены судьи, автор пишет, что Кутберт был «преисполнен Духа Святого» и что именно это было причиной, почему, ощущая молитву преподобного Кутберта, демон был вынужден оставить женщину, будучи неспособным перенести приближение его святой души. И вновь, во всех трудностях, с которыми Кутберт сталкивался в монашеской общежитии с другими монахами, как пишут, «всем было ясно, что это был Святой Дух, в Ком ему давалась сила, чтобы улыбаться нападениям извне». Подобно преподобному Серафиму, преподобный Кутберт также «обрёл Духа Святого», того же самого Святого Духа, пребывающего в Церкви Божией, Почивающего на всех верных, объединяющего все возрасты, культуры и страны.

Могила Кутберта в городе Дархем

Рака преподобного Кутберта в г. Дархем 

Рака преподобного Кутберта в г. Дархем 

«...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя», - сказал преподобный Серафим Саровский одному из монахов монастыря. Нетрудно представить преподобного Кутберта, говорящего то же самое. В Англия и Шотландии приблизительно восемьдесят три церкви посвящены преподобному Кутберту, делая его наиболее популярным из местных святых до разделения Церквей.  И после Преподобного Кутберта Линдисфарн следовало назвать «Святым Островом», ибо он стал английским Афоном. 

После нашествия викингов в 794 году монашеская жизнь в Линдисфарне никогда больше не была восстановлена. И сегодня Святой остров с островами преподобного Кутберта и Внутренним Фарном - святилище для птиц: бакланов и уток-гаг, по сей день называемыми утками преподобного Кутберта, в память о том как он некогда спас их от полного истребления. Лишь эти острова составляют те видимые остатки того места, где когда-то молился и постился, исцелял и проповедовал, давал советы и утешал, изгонял демонов, нёс епитимию за грешных людей. Преподобный Кутберт до тех пор, пока «укрепленный Господними Телом и Кровью и приготовившись к смерти, которая, как он знал, была на расстоянии вытянутой руки, он обратил свой взор к Небесам, воздел свои руки вверх и с разумом, увлеченным похвалой Богу, отдал свой дух в Райское блаженство».