Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

93250921_1351527754_7bf2f6b02f

Нередко приходится слышать мнение, что игрушка -  это потерявшая   божественный  статус  статуэтка  животного, птицы, водяного гада, то  есть  считают, что явление игрушки атеистическое. Такой взгляд не только унижает  творческое начало в человеке, но и никогда не приблизит нас к пониманию игрушечного феномена.  Подобная   ущербная точка зрения  встречается  и  в работах, посвященных  возникновению искусства. Дескать, сначала люди воспевали Богов и ублажали их слух гармоничной музыкой, но потом, по мере просыпания в них духа разума  и освобождения от страха перед “неизвестными силами природы”, они стали петь песни, сочинять музыку, рисовать картины для собственного удовольствия.  Это не библейский взгляд на генезис искусства. Вспомним Иувала “Отца всех играющих на   гуслях и свирели” (Быт. 4,21) , покаянную (по толкованию Иоанна Златоуста) первую песню Ламеха (Быт. 4,23-24) .  Не случайно  Бытописатель наряду с этими начальниками искусств  на земле, рассказывает о Иавале  “отце всех живущих в шатрах со стадами” (Быт.4.20), о Тувалкаине, “который был ковачем всех орудий из меди и железа” (Быт.4.22). Первые культурно-технологические феномены появились не в стихии религиозного культа. Они  самобытны и душевны (именно потому, что они душевны, Бог даровал  мастеру Веселеилу, для создания скинии необходимую творческую  премудрость и силу от Своего Духа). 

 Археологи проводили раскопки в Англии и нашли вот этот предмет, который они считают древней детской игрушкой.

Древняя игрушка из раскопок в Англии

Удивительны эти стихи из первой человеческой родословной.  Пророк Моисей почему-то решил сохранить в памяти человечества  имена первых его культурных первопроходцев.  Может быть, для того, чтобы навеки заклеймить  искусство, как начало «каинитское», безблагодатное?  Показать, что души поэтов и художников изначально находятся в стихии душевной  расслабленности? Сомнительно.  Священносказатель не был обременен злободневными мыслями  19 века Писемского и Добролюбова: “что выше - сапоги или Шекспир?” Он вообще, вспоминая имена пионеров каинитской культуры, не   ставил проблемы возникновения искусства  и его становления в земных пределах. Тогда для чего это упоминание о новых видах хозяйствования, ремеслах, игре на музыкальных инструментах, пении песен? 

Слово Господне не уничижает искусство тем, что возводит его истоки к потомкам братоубийцы. Смысл упоминания о начале культурных свершений человечества оказывается намного глубже. В едином человеческом роде, в результате грехопадения, образовалось  два стратегических центра, каждый из которых осуществлял свое предназначение на земле, исполнял свою миссию, данную ему Богом. На  долю сифитов выпала религиозная реформация, а  на каинитов (лучшую их часть) пришлось создание новых форм хозяйствования  и культурных преобразований. Соединившись вместе, и духовное творчество сифитов, и трудовое новаторство каинитов, служило продолжению человеческого рода в новых бытийных пределах (вне рая)  и созданию условий для рождения Спасителя мира. И нет вины пионеров культуры из среды каинитов в том,  что эта попытка  была поглощена водами потопа. Некоторые их имена Бог нам сохранил.  Пусть они останутся  для нас не гордыми памятниками допотопной человеческой культуры, а символами  творческого,  одухотворяющего труда человека, оказавшегося вне пределов божественного бытия, но не утратившего надежды на любовь Божию.

 76437540

И, конечно же,  текст  Священного Писания многоплановый.  Недаром в Церкви в древности существовали (по духу и сейчас есть различие) две основные школы экзегезы: Александрийская и Антиохийская.   Поэтому  приведенное на этих страницах объяснение  нескольких стихов четвертой главы  книги  Бытия не является единственным.  В данных стихах (Быт. 4, 17-24)  можно найти и предостерегающий смысл. Удаляясь от Бога, человек большее предпочтение отдает душевной сфере, чем  духовной.  

Искусство  впервые зарождается вне области божественного бытия.  Человек, созданный Богом по своему Образу и Подобию, наделенный даром творчества, все равно - верит он в Бога или нет, – способен к  творчеству. “В самом деле, мы только одни из всех созданий имеем кроме ума и рассудка еще и чувства. То, что естественно соединено  с рассудком, открывает разнообразное множество искусств, наук, знаний: земледелие, строительство домов, творчество вещей из ничего - разумеется не из совершенного небытия, ибо это уже дело Божие – все это дано только людям” (св. Григорий Палама. Гомилия 26).  Каинит он или Сифит, человек слагает песни, играет на десятиструнной псалтири, любит, надеется, созерцает жизнь и претворяет ее в прекрасные образы искусства.  В этом таится опасность. Человек может увлечься созиданием по стихиям “мира сего”  и  потерять вертикальный смысл своей жизни. Что собственно и произошло с последующими поколениями каинитов и сифитов. 

Рождение “исполинов” от браков между этими двумя родами привело  к появлению “развращенных”  людей, закосневших в стихии  душевно-себялюбивой жизни.  Не это ли мы наблюдает и ныне как в жизни народов, так и в судьбах отдельных творцов культуры? Исполненные  великих талантов они становились идолами для самих себя; отгораживались своим художественным миром, “вавилонской башней”, от живой трепещущей жизни; мучились в одиночестве своей гордыни; роптали, глухо рыдая в бездну  собственного сердца, не слыша никакого ответа, и гибли в “водах потопа”  страстей, неустройства, обид и ссор! Разве недавнее крушение Российской Империи не пошло по тому же образу, запечатленному в этих нескольких библейских стихах?  Но  как строители Святой Руси невиновны в том, что их правнуки избрали путь строительства Великой Безбожной Державы, так и первых вершителей человеческой культуры  не стоит  со страстью обвинять в последующих грехах потомков.

ps267712_l 

Да, искусство таит в себе опасность рождения “исполинов”. Но это никак не значит, что мы должны его анафематствовать вместе с его творцами. Прельстительная молитва  может стать не ключами рая,  а  колодками ада.  Однако никто же по этой причине не запрещает молиться. Тувалкаин  был искусным ковачом железных  и  медных  изделий. А это значит, что он  мог создавать не только орудия труда, но и красивые безделушки для жилищного убранства, украшения для жены и сестер. И совершенно непонятно, почему бы ему не выковать несколько маленьких вещичек в виде овечки, собаки, куколки для своих внуков и правнуков? Первые люди жили долго, и детей у них было много.  Неужто никому не пришлось на сердце  вырезать из дерева забавного медведя, слепить из глины веселую птичку?  В истории мира, как показали этнографические исследования, нет ни одного атеистического народа.  Если не Богу, то хоть Бамбуковой Палке, а творят поклоны. Без этого вертикального плана бытия человек жить не может. Точно так же нет на земле ни одного безигрушечного мегаобщества. У  австралийских людоедов и то есть игрушка.  Так почему же мы отвергаем возможность ее появления среди верующего  первого человеческого рода?

f6ed69e61f9f

Естественно, что для историков культуры такой аргумент выглядит наивным, дилетантским. Но не все можно доказать экспериментально, не все Трои откопать. До сих пор нет никаких подлинно научных данных в пользу написания Гомером “Одиссеи” и “Илиады”.  Только какое-то внутреннее могучее, умно-сердечное чувство воспринимает в каждой строчке этих великих произведений  единый образ гениального древнегреческого поэта. Допотопное человечество обладало игрушкой. И кто знает, может быть, во время странствий  по безбрежной водяной стихии,  праведный Ной   томительными вечерами, вспоминая о  безвозвратно погибшем мире, утешался не только пением религиозных гимнов, но и созданием  в память о нем игрушек для своих внуков?