Deprecated: Required parameter $temp_path follows optional parameter $debug in /var/www/u0710986/data/www/plugins/content/smartresizer/smartresizer/smartimagehandler.php on line 614
Deprecated: Required parameter $function follows optional parameter $crop in /var/www/u0710986/data/www/plugins/content/smartresizer/smartresizer/smartimagehandler.php on line 628
В Священном Писании все человеческие выделения называются скверной. В книге Левит читаем: «И если какая душа, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому, к нечистоте человеческой, или к нечистому скоту, или какому-нибудь нечистому гаду, то истребится душа та из народа своего» (Лев. 7. 21). Вот другое изречение: «Если, кто прикоснется к нечистоте, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются, и он не знал того, но после узнает, то он виновен» (Лев. 5. 3). Нечистотой здесь называется, не заразное и ядовитое, а духовно скверное. Чисто то, что приближает к Богу, нечисто - что делает человека неспособным воспринять благодать Святого Духа.
Давайте, посмотрим, какие вещества в Священном Писании называются нечистыми. «Если у кого (мужчины) случится излияние семени, то он должен омыть свое тело, и нечист будет до вечера» (Лев. 15. 16). Здесь разумеются случайные, преимущественно ночные осквернения. «Если женщина, имеет истечение крови, текущей из тела ея, то она должна сидеть семь дней вовремя очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера» (Лев. 15, 19). Оба этих постановления имеют цель воспитания в народе Божием целомудрия и духовного трезвения. (Бл. Феодорит, 20 вопрос на книгу Левит). Но, ведь ничего ядовитого и грязного в самих-то выделениях нет. Например, семя может быть, даже "благословенным от Господа" (Ис.65. 23). Более того, в постановлениях Закона сказано, что «если мужчина ляжет с женщиною и будет у него излияние семени, то они должны омыться водою и нечисты будут до вечера» (Лев. 15. 18). Почему в этом определении Моисея речь идет о скверне, тогда как оба супруга исполняют прямое Божие благословение (оно, между прочим, было повторено Господом и после потопа): «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт.1. 18 и Быт.9. 7). Бл. Феодорит отвечает так: «Ясно, что сим (Бог) учит умеренности в супружеском общении и вразумляет, что в супружеский союз вступают для чадорождения, а не для сластолюбия; посему преспавших называют нечистыми; и повелевает употреблять очищение, чтобы труд очищения препятствовал частому общению». Но, думаем, не только потому Закон определял сочетавшихся супругов нечистыми, чтобы воспрепятствовать им «опять быть вместе» (1 Кор. 7. 5). Сказано «в беззакониях я зачат и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50. 7). А что есть беззаконие? «Грех есть беззаконие» (1 Ион. 3. 4).
Следовательно, не только "во грехе рождается" каждое дитя, но и во грехе зачинается. «И как быть чистым рожденным женщиной?» (Иов. 15. 14). Свят. Афанасий Великий пишет: «Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не через брак и тление; преступлением же заповеди явился брак вследствие беззакония Адама. Итак, все рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, и подпадают осуждению прародителей». Епископ Варнава Беляев поясняет мысль св. Афанасия Великого: «проклятие и нечистота оскверняют роды и делают женщину виновной потому, что им (зачатию и рождению) предшествовала похоть». «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иаков 1. 15). Поэтому все люди смертны; отсюда же необходимость очищения родительницы от нечистоты рождения, а также повеление Закона омыться водою обоим супругам, если муж "изольет семя". Не может быть святым и чистым то, что приводит человеческое существо не только к жизни, но и к смерти. Священномученик Киприан Карфагенский говорит: «младенец, едва родившись ни в чем не согрешил, а, только пришедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти, через само рождение». Акт, посредством которого передается "зараза древней смерти" не может быть назван безгрешным и поэтому и муж, и жена, и чадо зачатое, не физически оскверняются, а духовно. Иначе, не вещество сквернит зачатие, а первородный грех, последствия которого мы все несем в себе. Молитвы 40 дня (после родов): «это не молитвы от скверны брачных отношений, которые благословлены Богом, а молитвы от осквернения действующего в нас первородного греха», - пишет протоиерей Валентин Свенцицкий.
Господь сотворил все «добре зело» (Быт. 1. 31). Сотворил в любви и для любви, и поэтому до грехопадения - себялюбивого обособления от Бога - никакой духовной и телесной скверны не существовало. «Бог в начале, когда создал человека, создал его святым, бесстрастным и безгрешным по образу и подобию Своему» (Симеон Новый Богослов "Слово Первое"). И «Никто из нас не согрешил и не может согрешить, как согрешил Адам; потому что никого не было и нет во всем ему равного, кто бы, т.е. был подобен ему безбеден, беспечален, свободен от всякой естественной нужды; ибо посмотри, какое наказание положено Адаму за преступление заповеди в раю - голод, жажда, озябание во время зимы, озноение во время лета, отсюда потребность пищи, питие, одежды, крова...» (Он же "Слово 10"). И добавим – «скотская потребность» (еп. Варнава Беляев). «Человек вышел из рук Творца без порока и по телу. Это тело при своем изумительном устройстве не получило от Творца никаких недостатков, ни внешних, ни внутренних... не имело в себе ни малейшего расстройства и могло быть свободным от болезней и страданий» (протопресвитер Михаил Помазанский "Догматическое богословие").
Если сказать, совсем просто, райские люди до грехопадения не имели естественных, а точнее нижеестественных "скотских" выделений. Муж не носил во чреслах своих семенной влаги для продолжения рода, а у жены не было периодического течения крови. Невозможно представить, чтобы после первого же приема пищи Адам уединился под кустик, а потом, чтобы не осквернять райское совершенство, где-нибудь на окраине блаженного сада построил туалет. Но ведь человек ел, неужели после трапезы человеку не требовалось оправляться? Можно предположить, что всякий плод, вкушаемый Адамом, усваивался его телом полностью. Качество насыщения было иное. Пример подобного принятия пищи мы видим в Новом Завете. Христос, удостоверяя апостолов в Своем Воскресении, ел перед ними печеную рыбу и сотовый мед. Однако, никто не скажет, что после этого у Спасителя последовала естественная безгрешная потребность тела. Касаясь этого таинственного вопроса, неразрешимого на путях рационализма, св. Григорий Палама пишет: «То неповрежденное тело (Христа) питалось после Воскресения не потому что нуждалось в пище, но чтобы удостоверить Свое собственное Воскресение и показать, что оно и теперь тоже самое тело, которое и до страданий ело вместе с ними (апостолами). А истребляло оно пищу не согласно с природою смертного тела, но силою божественной энергии, как если бы кто сказал, что как огонь истребляет воск, с той только разницей, что огонь нуждается в горючем материале для поддержания себя, а бессмертные тела не нуждаются в пище для своего существования».
Все сокровенные отправления человека, как и многое иное - болезни, страдания, скорби, пот - и царица греха "последний враг" (1 Кор. 15, 26) смерть, явились после отлучения человека от первоисточника Жизни - Бога, и в частности от святого Древа Жизни, дабы человек бессмертием своим не увековечил грех. Исходя из вышесказанного, мы можем теперь определить, что скверными, Ветхозаветной и Новозаветной Церковью определяются такие вещества и состояния тела (месячные, поллюции и т.д.), которые связаны с грехопадением, вернее, являются его последствиями. Приобщение к этим памятникам отпадения от Бога, оскверняет человека. И посему «в течении сущая жена, сиречь обычно свое имущая, не причащается на Пасху, дондеже очистится, ниже входит в Церковь до семи дней» (правило св. Иоанна Постника). Следует, впрочем, помнить, что само по себе отправление естественных нужд, пребывание "в течении" и т. д. не является греховным.
«Все творения Божии добры и чисты, потому что Слово Божие не сотворило ничего неблагопотребного или нечистого, - пишет св. Афанасий Великий к монаху Амуну. - Ибо мы, по апостолу, Христово благоухание есмы в спасаемых (2 Кор. 2. 15). Вся убо чиста чистым (Тит. 1,15), а у нечистых и совесть, и все осквернено. Но дивлюсь ухищрению диавола; сам он - мерзость и пагуба, а внушает, по-видимому, помыслы о чистоте... Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что греха или нечистого в каком-нибудь естественном извержении (святитель пишет не о том, что продукты наших извержений чисты, а о не греховности актов естественной необходимости)? Захочет ли кто ставить в вину выходящие из ноздрей мокроты или изо рта слюни? А можешь указать еще и на важнейшее сего - на извержения чрева, которые живому существу необходимы для поддержания жизни. При том, если веруем, что человек, согласно с Божественными Писаниями, есть дело рук Божиих, то от Силы чистой могло ли произойти какое оскверненное дело? И если, по сказанному в божественных Апостольских Деяниях, род есмы Божий (Деян. 17. 28), то ничего не имеем в себе нечистого; тогда же только оскверняемся, когда совершаем злосмрадный грех. А когда не по нашей воле бывает какое-либо естественное извержение, тогда, по естественной необходимости, как сказали мы уже, и это терпим вместе с прочими нуждами».
Человек, по Слову Божию, используя эти скверные вещества, принимая их, становится подобным «псу, который возвращается на свою блевотину» (Пс. 26. 11). По этой причине Церковь постановила в случае осквернения предметов, из которых человек питает себя (посуда, колодцы и т.д.), а также пищи и пития, совершать особые чинопоследования. В «Молитве о скверноядших» (евших или пивших) читаем: «Владыко Господи Боже наш... подаждь прощение твоему рабу (имя) скверноядшему и вкусившему мяс или каких либо брашен нечистых (в том числе и мочу) их же снеди отрекл еси в Законе святем Твоем, сих же неволею причастившегося прости». Ради чего? «И сподоби его неосужденно причаститися страшных Таинств, честнаго Тела же и Крове Христа Твоего (значит, если кто будет вкушать "скверные брашна", то он в осуждении причастится) яко да избавится прочее всякого нечистого восприятия и деяния». Существует еще несколько чинопоследований подтверждающих наш вывод о наличии в мире не только духовной, но и душевно-вещественной скверны.
- "Чин бываемый, если случится чесому скверному или нечистому ново впасти в сосуд вина или елея, или меда, или иного чесого." Перед совершением молитвы же "подобает впадшее нечистое абие взяти и изврещи вон, и в ин сосуд вложити вино, или елей, или мед, истощенный же сосуд мыти отвнутрь или отвне."
- "Чин бываемый, аще случится чесому скверному... впасти в кладязь водный": "Господи, Боже сил, все добро сотворивый, очищаяй именем Твоим всякую скверну и нечистоту и претворивый освящаяй все сый. И ныне, Владыко, прииди в настоящий час образом Креста Твоего и очисти кладязь сей от обретшейся ему нечистоты, скверны или гада, снисходя к несовершенной мысли нашей и немощи помышлений" (в молитвах не говорится, что это за "скверное впадшее в колодец", но из церковной практики известно, что это может быть труп животного, человеческие нечистоты, помои, да и просто грязная одежда).
- «Молитва над сосудом оскверншимся»: «Господи, Боже наш, едине святе, освяти сосуд сей освятительным Твоим наитием и очисти его, еже быти в службу рабов твоих нескверну." Заметим, что, если Церковь молится об очищении внешних "сткляниц" (Лк. 11. 39), то как следует тогда хранить нашу "телесную храмину" (2 Петр. 1. 14)?
Между прочим, и ныне муж или жена, у которых вследствии "всякого мечтания, всякого беззакония, всякия лести, всякого потвора и всякия суеты и всякого недуга и всякой язвы, и всякого противного злодейства диавола" случится ночное осквернение, обязаны "восстав от одра" прочитать "Правило от осквернения", состоящее из нескольких молитв и 50 поклонов с молитвою: «Боже, милостив ми буди и прости мя блудного за имя твое Святое». Задумываемся над тем фактом, что когда в храм приносится тело (по церковной терминологии - мощи) усопшего для отпевания, то никаких отдельных молитв об очищении храма читать не положено. Когда же человек внезапно умирает в самой церкви, то правила предписывают совершить: «Молитву, глаголемую по входе, прежде обычного, на отверзение храма, в нем же случится человеки умрети нуждно» (нуждно, т.е. трудно, опасно, докучливо, неотступно, сильно (Полный церковно-славянский словарь, прот. Г. Дьяченко). В Ветхом Завете прикосновение к мертвому телу делало человека нечистым на 7 дней, (Числ. 19. 12), а священника на 14 дней (Иез. 44. 25). А о том, чтобы труп принести в храм Соломонов для прощания и оплакивания не могло быть и речи. Это было бы страшным кощунством и надругательством храмовой святыней. Человеку, который не очистит себя «водою с пеплом рыжей телицы» (Числ. 19. 1-10) от прикосновения к мертвому телу, нельзя было даже входить в храм, ибо «не очистивший себя осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля» (Числ. 19. 13). Более того: «Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре нечисто будет семь дней» (Числ. 19. 14). «И пусть кто-нибудь чистый возьмет иссоп и смочит его в воде, и окропит шатер и сосуды и людей, которые находятся в нем, и прикоснувшегося к кости человеческой или к убитому, или к умершему, или ко гробу» (Числ. 19. 18).
После же восприятия человеческой природы Спасителем мира, прикосновение к телу умершего человека, который при жизни соединился со Христом в Таинствах Церкви, не оскверняет тех, кто любовно принимал участие в приготовлении его к погребению. Если было бы иначе, то Устав предписал бы (как он предписывает родившей женщине «приклонше главу» выслушать «Молитвы жене родительнице по четыредесяти днех») особое очищающее молитвословие всем «давшим последнее целование». Зачем же тогда Церковь полагает чтение молитвы «на отверзение храма в нем же случится человеку умрети нуждно»? Чтобы яснее понять смысл совершаемого дела, приведем эту молитву (частично): «Господи ты освятил храм сей Духом Твоим, ныне же ради наших грехов множества, попустивый осквернитися ему, и нападения нуждные смерти бывшия в человеце, по образу Твоему созданном, от козни исперва человекоубийцы диавола, Сам паки за многую безмерную милость Твою, нас грешных и неключимых рабов твоих приношения приемля, от истинныя веры приносимое Тебе, очисти храм сей и сущий в нем жертвенник, наитием Святого Твоего Духа, и прежнюю тому благодать обнови...»
Мы видим, что в этой молитве нет никакого упоминания имени умершего человека, а это значит, что она относится не к нему, а к живущим, просящим «очистить храм сей и сущий в нем жертвенник» от «заразы древней смерти», или точнее, наитием Святого Духа испразнить осквернение, произведенное последствиями грехопадения. Как акт рождения в жизнь временную, связанный с действием первородного греха, сопровождается очистительными молитвами, так и второе рождение в жизнь вечную, совершаемое через «нуждную смерть» Церковь изглаживает особым образом. И очищение это производится, еще раз повторю, не ради усопшего, а ради живых. «Возмездие за грех смерть» и Церковь не может не воскорбеть и не «возмутиться Духом» (Ион. 11. 33) подобно Христу при гробе Лазаря, видя все страшное и разрушительное действие на «по образу Божию созданную красоту» человеческую (Последование погребения мирских человек). Убеждает в этом и то, что та же самая молитва, только с небольшими изменениями, читается и тогда, когда в храме «животное бессловесное или умре или роди...». Церковь и тут испрашивает прощение у Бога за осквернение святого храма, понимая, что вся тварь «стенает и мучается доныне» из-за отступничества человека и не она виновата в нарушении чистоты «Святилища Господа».
Но спросят: если так, то отчего, когда человек умирает в доме, не читается подобная молитва? По той же самой причине, по какой не совершается в частных домах Божественная Литургия. Наши жилища, хотя и называются "домашними церквями", но им далеко до чистоты и святости храма Божия. В них установлены отхожие места, кухня с помойным ведром, спальни; уж не говоря о том, что в своей домашней крепости мы зачастую позволяем себе такие поступки, о которых, даже думать в Доме Божием, было бы зазорно. Однако, хотя особая молитва и не произносится, но существующая традиция чтения псалтыри по усопшему, кроме своего прямого действия - молитвы за него, и генеральная уборка дома с окроплением святой водой после погребения, в некотором смысле, имеют тоже самое предназначение, что и совершение очищающей молитвы «на отверзение храма в нем же случится человеки умрети нуждно». К сожалению, современным людям, подобные взгляды обременительны, ибо он не ведает той небесной чистоты, в которой жили его прадеды, оставившие свой положительный опыт восхождения к Богу. В человеке сложились глубинные стойкие архетипы поведения, связанные с половой и естественной сферой выделения.
Все они совершаются в тайне, ибо мы не животные. «В самом себе человек видит доказательства своей тленности, ничтожества. ...И вот он принужден смириться и прятать от других свой позор, обличающий его в том, что он когда-то потерял свое первобытное состояние, достоинство, при котором ничего подобного не было. И то, что он стыдится и прячется - хорошо, - писал епископ Варнава Беляев, - если от смирения и целомудрия, то вдвойне хорошо, если от гордости и "приличия" только, то опять-таки хорошо: по крайней мере, этим пресекается соблазн для немощных, вырастающий на почве бесстыдства". И далее епископ Варнава продолжает: "нужды свои нужно отправлять со страхом перед Богом и с сознанием собственной вины в том, что мы должны подчиняться этой скотской необходимости, вместо того, чтобы пребывать нетленными в раю», а не чувствовать себя «более жизнеспособным, энергичным, свободным для раскрытия других загадок жизни». Вернемся к трезвому взгляду епископа Варнавы: «если нам приключится какая либо нужда, то и совершим ее как нужду, не делая из него события, о котором пусть-де знают другие» «Если выйдешь ради необходимой потребности, - учит преп. Исаия, египетский пустынник, не неради о себе, а помни, что Бог взирает на тебя». «С целомудрием приступай к исполнению необходимой нужды, как бы стесняясь хранящего тебя Ангела, и совершай дело со страхом Божиим, и принуждай себя до самой смерти, хотя бы и неприятно это было сердцу твоему». - учит великий святой преп. Исаак Сириянин.
Однако, необходимо сделать несколько замечаний, чтобы кто-нибудь не решил, будто душевно-вещественная скверна есть некая смрадная область противоположенная Богу. Что она, как бесконечная черная дыра, в которую Творец неба и земли, не смеет даже заглянуть! Праведному Ною, Господь дал повеление всех животных разделить на чистых и нечистых. Однако надеюсь, никто не решит, что нечистых животных сотворил какой-то другой Бог? Ничто в материальной вселенной не может ограничить воли Божией, ибо «Бог идеже хощет, побеждается естества чин, творит бо елика хощет» (Великий канон пр. Андрея Критского). В подзаконные времена пророк Илия не осквернился, припав к мертвому телу сына вдовы, ради его воскресения (3 Царств.17. 17-24). А Сам Господь разве потерпел какой-либо ущерб, пробуждая отрока от смертного сна? В житии Новозаветных святых Хрисанфа и Дарии читаем: «и вот Хрисанфа заключили в оковы и бросили в глубокую смрадную яму, куда стекали все нечистоты из города, а Дарию отвели в блудилище. Бог же помогал обоим мученикам, являя в них Свою всемогущественную силу, ибо Хрисанфу святому в его мрачной и смрадной темнице воссиял свет небесный и вместо смрада было благоухание великое». Каждое подобное явление Славы Божией имеет определенную духовную педагогическую цель и совершается ради спасения жестокосердных душ, для которых чудо - самый убедительный аргумент. Господь во мгновение ока может всю материальную скверну мира претворить в райскую сладость, но, зная о подобном Всемогуществе Божием, никто же не станет справлять свою нужду прямо на церковный пол перед царскими вратами, безумно надеясь, что Бог в один миг преложит его нечистоты в благоуханный поток. Апостол в эпоху, когда идолы еще крепко владели умами людей, дерзновенно провозгласил: "идол в мире ничто..." (1 Кор. 8. 4). Но он же предупреждает: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор.10. 21). Что же апостол противоречит сам себе? Конечно, нет. Власть диавола в мире ниспровергнута Христом. Полевые лилии изначально прекрасны. Слон создан могучим.
Противник Божий не был сотворен злым по своей природе. Св. Отцы утверждали, что зло есть извращение первичного добра, и поэтому оно - "ничто". Но, если человек признает над собой власть нечистого духа и склоняется перед волей искусителя, то он «пьет чашу бесовскую» и становится невосприимчив к веяниям Святого Духа - «не может пить чашу Господню». В этом же послании св. Павел коринфским христианам, которые «знают, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» разрешает в некоторых случаях есть идоложертвенную пищу: «все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор.10. 25-26), но предупреждает: «берегитесь однако же, чтобы это свобода (вкушать или не вкушать идоложертвенное) не послужила соблазном для немощных» (1 Кор.8. 9). Казалось бы, тут любители скверны могут возрадоваться, раз апостол, говорит о возможности употреблять идоложертвенное мясо, то тем более, он бы разрешил, ради здоровья, любую скверную терапию. Советовал же он Тимофею пить красное вино для лечения желудка (1 Тим. 5,23). Однако такой вывод из слов апостола будет крайне ошибочным. Во-первых, для внимательного читателя этого послания ясно, что апостол мягко советует коринфянам, ради любви к ближнему, совсем отказаться от вкушения идоложертвенной пищи: «и потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнять брата моего» (1 Кор.8. 13). Во-вторых, апостол Павел присутствовал на первом апостольском соборе в Иерусалиме, решения которого предшествовали времени написания Первого послания к коринфянам. В определениях этого собора было записано, чтобы христиане из язычников «воздерживались от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда» (Деян.15. 29).
Думаем, что, несмотря на желание апостола язычников быть «для всех всем», в своих пастырских советах он не стал бы противоречить апостольскому собору. Поэтому не послабление следует видеть в словах апостола «все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования», а мудрый духовный совет «для спокойствия совести» немощного брата, не расспрашивать распорядителей пира, откуда была привезена пища, а вкушать все, что дается, благодаря Бога и «ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10. 33). И в третьих, хотя идоложертвенное может быть названо духовной скверной, но эта скверна не тождественна нечистоте человеческих выделений. Идоложертвенная пища становится скверной, потому что предлагается в жертву бесам (1 Кор.10. 20), а земная скверна любого вида есть последствие скверны грехопадения. Если «идол в мире ничто», то и власть его над пищей - «ничто", но скверна греха, приведшая первого человека к смерти, не может считаться малозначительной. Следовательно, если кто-то считает возможным лечение земными скверными веществами, то он самим делом отрицает возможность греха и становится самообманщиком, ибо «если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя и истины нет в нас» (1 Ин. 1. 8). Если греха нет, то Христос напрасно пролил Кровь Свою. Духоносный Иоанн учит: «Если исповедуем грехи наша, то Он будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (Ин. 1. 9-10).
Несомненно, в самом точном значении слова, скверна - это грех. Но утверждение о присутствие в мире не только скверны греха, но и его последствий: душевно-вещественных нечистот учит нас многому. «Весь мир лежит во зле» (1 Иоан.5. 19), - с горечью пишет апостол Иоанн, а мог бы сказать - «во скверне». Мы живем в обезбоженном оскверненном мире, следовательно, мир не всегда был таким. Милостив Бог и Он не допустит, чтобы наше жизненное оскудение и искаженное состояние мира было вечным. Если есть смерть, значит, будет воскресение.
Если есть нечистота, значит, возможен другой образ вселенной, когда «Бог будет всем во всем» (1 Кор.15,28) и никакой скверне не останется места. Исходя из этого мировосприятия мы и жизнь свою, в предчувствии будущего Царства Любви, стараемся строить, не только на духовном, а даже на бытовом уровне, на началах целомудрия и святости. Если мы перестанем признавать в мире наличие душевно-вещественной нечистоты, то через несколько поколений, окажемся в другом культурном пространстве. Человек, не считающий зазорным, пить из посуды, в которую справляет нужду, не создаст Рублевской "Троицы", не споет "Иже херувимы", не заплачет на Великом каноне пр. Андрея Критского, не напишет "Капитанской дочки", не отзовется на Тютчевское "О, как на склоне наших дней..." Замечено, что чем выше культура народа, тем деликатнее его отношение к актам естественных выделений. То, что сейчас в Европе появились общественные совмещенные туалеты, есть удручающий признак культурного одичания. Падает нравственность, скудеет Дух Божий, уходит высокое искусство. Преувеличивая, можно даже сказать, что в становлении человека культурного изобретение горшка сыграло не меньшую роль, чем создание алфавита. И от животного мира нас отличает не только способность абстрактно мыслить, но и наличие этого незатейливого приспособления. Вспомните, когда Господь вывел племя рабов из образованного Египта, то он дал ему не только нравственный закон, правовые установления, но и повелел сделать деревянные лопатки для сокрытия испражнений. Думаю, что без последнего неожиданного Божьего предписания религиозное и культурное становление богоизбранного народа не было бы таким успешным.
Для чего так было усердно «копаться» ища ответы о земной скверне? Ответим. Св. Илларий Пиктавийский, правда, по другому поводу писал: "Следовало бы довольствоваться тем, чтобы искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с ним Бога Сына и исполняться Святым Духом... Но заблуждения других вынуждают нас становиться на опасный путь» для того, чтобы показать глубочайшие корни бесстыдства и гордыни, сопровождающие скверные лечебные практики. Они могли родиться только из идольского культа и языческого сознания, ибо язычники «познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и пресмыкающимся, и четвероногим, - то предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь... И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства» (Рим. 1. 21-28). Эти строгие и точные слова апостола язычников, Павла, в полной мере приложимы и к тем духовным интуициям падшего разума, допускающие использование человеческих нечистот и земных скверных веществ в терапевтических целях.