Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

Палама

Неделя святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет». Не столько Христос преобразился, говорит Церковь, сколько Христос преобразил зрение и чувства учеников, чтобы те могли видеть Христа, каков Он есть. И это созерцание есть предвкушение будущего Царства, о котором сказано: «слава Божия осветила его (Иерусалим Небесный) и светильник его – Агнец» (Откр.21:23) Именно поэтому сказано перед Преображением, что «есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лук. 9:27).

Великопостное назидание

Два космонавта сидят в ракете на орбите, наслаждаются прекрасным видом из иллюминатора и проникновенно беседует, что «хорошо им здесь быть», что зачем нам все эти конструкторы, инженеры, техники и им подобные? Дело-то простое, нарисовали ракету и полетели в космос. Удивительная фантастическая логика!

ракета

Но примерно так рассуждает часть православных христиан об учении святителя Григория и его последователей о фаворском свете. Зачем нам все эти богословы? Все они в душе еретики. А вот учение Церкви -  это святое. После приходят помыслы, что и учение Церкви без надобности и без него можно спастись. Символ Веры выучил, Евангелие прочитал и, слава Богу!  А следующий шаг – да, вообще-то, можно обойтись и без Символа веры, а Евангелие мне батюшка на службе прочитает. Не стоит затруднять себе  путь к духовной жизни  «теоретическими  отвлечениями». Иисусову молитву выучил и хватит с тебя. А можно, вообще, творить бессловесную «умную молитву», исихия называется. Да, что там бессловесная молитва! Бог Всеведущий, Он знает, что я Его люблю и, поэтому Он, как Отец Небесный, если мне это будет во спасение души, Сам все даст. Твори Господи волю Твою, а я пойду, телевизор посмотрю! Конечно, это рассуждение крайне преувеличено, но практическая основа в нем присутствует.

Опыт всей двух тысячелетней истории Церкви показывает, что не малое число святых подвижников и пустынников хорошо разбирались в церковной догматике, и хотя они не оставили значительно количество  богословских трудов, духовно прозревали многое. Святой Игнатий Богоносец писал: « Много я разумею о Боге, но смиряю себя, чтобы не погибнуть от тщеславия».

Игнатий

Вспомним, кто защищал чистоту учения Церкви? Кто ее хранил и питал, как святыню? Отцы пустыни и насельники монастырей. Как раз люди, которые на первый взгляд, могут обойтись без «богословия». Антоний Великий, защищая догмат Единосущия Сына Отцу, вышел из пустыни, обличая арианскую ересь среди египетских христиан. Макарий Египетский, Исаак Сирин, Максим Исповедник, великие монахи, а у нас преп. Сергий Радонежский и преп. Серафим Саровский, не только отлично знали православное учение о Боге,  но и сами оставили дивные свидетельства о Святой Троице. Почему молитвенники Церкви так ревностно защищали догматы? «Что им Гекуба?» Они на себе, опытно, познали неразрывную связь молитвы и учения. Сказать просто: кому не нужно учение Церкви о Боге, тем не нужна глубокая сердечная молитва! Простой пример. В католической доктрине существует догмат «о филиокве» превечном исхождении Святого Духа не только от Отца, но и Сына. Казалось бы, совсем оторванное от практической богослужебной жизни Церкви утверждение, но именно оно обосновывает абсолютную власть папы римского в католичестве. Учение о «филиокве» умаляет личное бытие Святого Духа и его духоносное действие в Церкви.  Вместо Него «животворят» церковные пределы папа и кардиналы, «врачуют и созидают» Тело Христово человеческими средствами и примочками.

Марк ефесский

На флорентийском соборе 1439—1442, один из вопросов был  как раз вопрос «филиокве», святителю Марку Ефесскому противостал Иоанн Торквемада, а через несколько поколений его правнук, инквизитор Томас Торквемада сжигал еретиков в Испании. Животворящее, любящее действие Духа Святого  заменили приказы, циркуляры  тюрьмы и пытки. Догмат «филиокве» сводит Бога на землю, приближает к твари, вместо того, чтобы людей возводить на небо! Огонь  небесный  в католичестве пригасился и надолго вспыхнул огонь вещественный на площадях городов и сел.

Томас Торквемада

Инквизитор Томас Торквемада

Господь не оставил нам краткий курс догматического богословия. И это знак уважения и доверия к человеку. Спаситель открыл нам многое. Он препоручил нам  тайну Троичного Бога. Даровал людям разум, осиянный фаворским светом. Благословил вселенские соборы. Вспомним Рай. Господь ведет к человеку зверей, чтобы он дал им имена, увидел внутреннюю суть каждой вещи в мире. Не Бог выбирает имена, а только что созданный человек, еще, как говорится,  "тепленький" после своего появления на райский свет, но уже призванный Господом к творческим делам и "хозяйственной" заботе об Эдемском саде.

Соединение второго воскресения Великого поста с учением святителя Григория Паламы о фаворском свете учит нас, что Бог дал  православным христианам  божественный дар Святого Духа для созидания и приумножения Тела Христова. Он верит в нас, ибо не просто отдал самое дорогое и драгоценное, а всего Себя. Не посрамить доверия Божия поможет Великий пост. Истинная смиренная духоносная молитва возможны только на верном основании учения Церкви. Жизнь архиепископ Григорий Фессалоникийский завершил как святой учитель Церкви, тогда как его противник Варлаам закончил свое земное поприще  наставником  поэта Петрарки, писавшего любовные стихи. Поразительная  разница.

преображение

Житие святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. 

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма, а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

 Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.  Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита, апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях. 

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328-1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года.