Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

Все мы знаем, что в Слове Божием всё имеет духовный смысл. Евангельское чтение этого дня говорит нам о том, как Спаситель исцелил расслабленного, тридцать восемь лет лежавшего в крытых ходах у Овечьих ворот в Иерусалиме.

Там находилось великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды… (Ин. 5, 3).

И расслабленный, и все эти несчастные больные, слепые, хромые, символизируют собой всех нас. Потому что если применить этот евангельский эпизод к себе, то получается, что почти каждый из нас страдает каким-то расслаблением, какими-то недугами – как телесными, так и духовными. Православные христиане 21 века, в отличие от христиан времён мученицы Гликерии девы, память которой мы совершаем в этот день, особенно страдают расслаблением духа. Это основная опасность и основной недуг у верующих людей нашего времени. Мы, как говорит апостол Иоанн Богослов в Откровении, стали «ни холодны, ни горячи»! Вместо того, чтобы быть горячими и ревностными в делах своего спасения, мы теплые и расслабленные.

strana_lentyayev_brigel.jpg

Наша расслабленность проявляется абсолютно во всем: в том, что мы не можем сдержать слово; в том, что не можем, если проснулись, сразу встать, спокойно помолиться, а будем тянуть, пока не начнется спешка; в том, что не можем удержать свой язык, не можем ничего потерпеть, сразу отвечаем на одно слово десять; не можем отдать долг… Во всем обвиняем других: это – он или она такая, это – они такие. Почему? Потому, что мы сами расслабленны, мы заражены духовным расслаблением.

Признаками этой всеобщей болезни, являются нерадение, леность, малодушие, распущенность, беспечность о своем спасении. В самом деле, где расслабление духа и души – там слабая, колеблющаяся вера, небрежная, холодная, нудная молитва; там праздность, болтливость, уныние, мнительность и ропот; там гордость и сомнение; там нерасположение и вражда к людям; там расслабление, немощи, болезни тела; там утрата внутренней связи с Богом и людьми.

К сожалению, мы постепенно охладеваем в своей любви к нашим ближним, а через них и к Богу. Господь сказал что: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). На примере сегодняшнего расслабленного мы видим подтверждение этих слов.

Святитель Николай Сербский, в своей проповеди, приводит поучительный диалог между Спасителем и расслабленным:

«Хочешь ли быть здоров? – спросил его единственный Друг, когда-либо в течение тридцати восьми лет склонявшийся над его постелью. Так, Господи; но не имею человека… Пока я доползаю до воды, другой уже входит в нее и исцеляется, а я с мукою прилагаю те же усилия, чтобы доползти обратно до своей постели. И вот, так уже тридцать восемь лет! Не имею человека, а слуге платить не могу. Но ведь в Иерусалиме столько народу, столько праздных, богатых, сильных, неужели нет ни одного, кто протянул бы тебе руку помощи для спасения своей души или хотя бы послал своего слугу тебе помочь? Ни одного! Но ведь столько людей во Святом Граде день и ночь ходят без дела всего лишь в нескольких метрах от твоей постели? Да, Господи, много, много бывает прохожих рядом со мною, но нет человека. Но столькие священники! Вот, храм прямо на соседней улице! Там бесчисленные священники читают Закон Божий и учат народ милосердию – и неужели ни один не придет или не пришлет кого-нибудь к тебе на помощь? Да, Господи, много, много священников там в храме, но нет человека. И иудеев много, тысячи и тысячи их приходят на праздник в Иерусалим… но – нет человека».

Богочеловек пришел ради человека. И Он хочет, чтобы мы всегда поступали с нашими ближними по-человечески. Он хочет, чтобы мы к своим ближним относились, если не с любовью, то просто как к людям, – с некоторой жалостью, чтобы по возможности, помогали им.

o_rasslablennom.jpg

Спросим себя, – «А как мы поступаем с нашими ближними? Всегда ли по-человечески?

Промысел Божий так устроил, что мы живем и спасаемся именно в 21 веке, а не в то время, когда жила и спасалась святая дева – мученица Гликерия. По сравнению с ней и подобными ей святыми, мы очень расслабились в своей духовной жизни. И мы уже не можем и не хотим понести их подвигов! Но мы можем, каждый по мере своих сил, приложить старания, чтобы жить по вере и быть просто нормальными людьми, «Человеками» с большой буквы. И это будет, на фоне всеобщего расслабления и всеобщей невозможности что-то сделать, – подвигом.

Наш высокоскоростной век – это век расслабления, когда человечество разнежилось в своих комфортных условиях и перестало быть способно на подвиг, даже самый маленький. Каждый из нас пытается молиться, пытается что-то сделать с собой, как-то себя управить, но видит, что ничего не получается, и от этого приходит в уныние. И этим страдаем не только мы, но и все человечество от севера до юга и от запада до востока. Подвижников почти совсем не осталось, оскудела земля подвигом христианским. Поэтому, когда мы читаем такие жития святых, как например, великомученика Георгия Победоносца, нам кажется, что не может быть, чтобы люди так терпели скорби за веру, так постились и молились, делали такие добрые дела и чудеса. Нам кажется это невозможным, потому что это невозможно для нас. А ведь Христос – вчера и сегодня – тот же! А ведь в Христианстве все держится на подвиге!

Как же мы можем укрепить свой расслабленный дух? С чего начать свой подвиг?

Нужно начать с малого.

В отношении к Богу – начинать надо с обретения навыка ежедневной молитвы, навыка зрения своих согрешений, навыка частой Исповеди и Причастия, навыка неукоснительного посещения храма Божия и чтения Священного Писания.

В отношении людей – навыка неосуждения ближних и сердечного, уважительного отношения к ним, например, уступить место старшим по возрасту, – т.е. простого, нормального человеческого отношения.

В отношении вещей – навыка бережного отношения к ним, например, закрыть в кране воду, когда мы чистим зубы, чтобы она понапрасну не лилась или экономить электричество, когда нет необходимости его включать; навыка доедать свой кусочек хлеба в трапезной, а не выбрасывать его на помойку, потому что за такое отношение к хлебу, Господь может попустить человеку голод. Помнить, что за каждой вещью и пищей стоит труд людей. И неуважение к плодам их трудов является неуважением к ним самим.

0_1244c1_87e2fb9b_xl.jpg

Мы часто стремимся, как нам кажется, к чему-то великому и недосягаемому, а малое и доступное нам – упускаем из вида. Так, например, некоторые из нас, навязчиво и самонадеянно, пытаются спасать и просвещать своих детей, внуков, родственников, соседей, но при этом терпят неудачу. Почему? Потому что забыли простую истину. Прежде чем спасать кого-то, нужно сначала спасти себя! Сначала свою душу очистить нужно, а потом лишь браться за очищение других.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть! Себя спасай!» Точно так говорил и прп. Серафим Саровский: «Спаси себя и вокруг спасутся тысячи».

Почти 1700 лет назад, один великий подвижник авва Исхирион сказал: «Мы исполнили заповеди Божии, а те, которые будут жить после нас, исполнят половину». Его спросили: «Ну а те, кто будут жить в последние времена?» «Они,– говорит,– не исполнят ни одной заповеди Божией, но в мире будут такие скорби, что если они их перетерпят, то по благочестию превзойдут нас и будут перед Богом выше нас».

Если мы хотим наследовать Царство Небесное, мы должны с верой и терпением трудиться ради Господа. Ради Царствия Небесного, терпеть скорби и быть верными Богу даже в мелочах. Именно таких христиан, Господь наш Иисус Христос, не только введет в Царствие Божие, но и поставит превыше многих подвижников, которые жили до нас. Потому что, естественно, с больного меньший спрос, а Господь пришел не праведников спасать, но грешников. То есть нас, расслабленных духом, христиан 21 века!

Священник Сергий Туйгин