Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

2537236064

Есть прямая связь между всеми формами народной культуры. Каждая из них воспитывает пластичную душу ребенка так, что она становится способна выйти из душевного уровня жизни и устремиться к духовному преображению. Если вглядеться в те душевные свойства, которые она (народная культура) созидает, то в числе первых можно назвать сердечную широту, умную внимательность, мыслительную трезвость, целомудрие, терпение, дружелюбие. И, конечно, народную игрушку никак нельзя отделить от общего культурного строя народа. Ее педагогическая роль значительна и многопланова.   И наша беда в том, что мы на фоне атомных электростанций и  валютных бирж  утратили глубину ее восприятия.  Эта печальная судьба постигла  почти все  элементы народной культуры.  Мы забываем свои сказки, считалочки, пословицы, пестушки, прибаутки и колыбельные песни. Мы-то забываем, а «мировая чепуха» (А. Блок) -  нет, и чрезвычайно умело использует всякую возможность своего воздействия на ребенка. 

И, если мы не открываем детям этих емких поведенческих установок, то современный рекламно-обворожительный мир навязывает свои знаки и символы, в которые вкладывает животное понимание жизни. 

Вот некоторые образчики этой мировоззренческой модели: «Сникерсни, не тормози!», «Изменим жизнь к лучшему!», «Абсолютно свежее дыхание!», «Живи свободно!»  и т. д.  Каждый рекламный девиз  дети  воспринимают как прибаутку. Они живут с этими вывертами «народной» мудрости. Вставляют их в свои забавы и игры, оглашают ими просторы русских полей в порыве душевного восторга; например, один мальчик, смотря на красивые облака, вместо того, чтобы сказать: «Как прекрасно!», изрек: «Наслаждайся, сколько хочешь!»  А считалочки? Наши дети используют для них реалии американских мультфильмов. «На златом крыльце сидели Том и Джерри».   Если мы не даем ребенку то, в чем душа его нуждается, современный мир ему это непременно подарит, только в изломанной неживотворящей форме. 

Мир унифицируется – это повседневный факт!  Но нам важно чувствовать себя частью конкретного народа. Это базовая потребность человека как потребность в еде, во сне, в защите. Потребность в этнической идентификации. «Кто я есть?» не менее важно, что есть. Отними это у человека – он бомбы начинает метать! Человек не хочет быть как все.  Глобализация привела к огромным утратам в сфере культуры. «Иванами, не помнящими родства» манипулировать легко. Что делать? Самое естественное и верное - обратиться к народной культуре, в том числе и к культуре педагогики для новорожденных.  А такая, поверьте, существует не одно столетие, да вот только мы, современные мамы и папы, почти сто лет живет в разрыве с многовековой отечественной традицией.  Трансляция культурного опыта оказалась прерванной. С чем сталкиваемся? Традиция ныне представлена реконструкцией народных костюмов. И прочих культурных проектах. Народный костюм не для того, чтобы стать постоянным для ношения. Костюм есть маркер, связующее звено с миром традиционной культуры. И не только отсылка к свободе чувствовать, как я хочу, отсылка у «утраченному раю». За границей мы едим и пробуем все чужеземное, а возвращаясь домой, желаем вкуса привычной национальной кухни. Кухня народа – разрушается в последнюю очередь. Побаловаться можно иноземной пищей, но всю жизнь питаться пиццами и роллами, увольте.  

Глобалистические процессы, что происходят в современном мире, приводят к изменению своих народных традиций (игрушки, куклы, кухня, фольклор, и т.д.). Язык знает свои корни, и он поможет выжить русскому обществу.  И как раз это первое, глубинное приобщение к живому языку своего народа и происходит в прибаутке, поговорке, пословице, считалочке. 

Сегодня в обществе намечается огромная тяга к арт-костюму, к архаичным ремеслам и основательно подзабытому фольклору. Человек в диалоге с материалом, с народным словом отсылает нас к русскому коллективному бессознательному, к глубинным актам творения, помогает сложить в единое целое разрозненную картину мира. Мозаичность восприятия, клиповость мышления основные черты современности. Не связанное вместе бытие в едином акте восприятия создает у нас иллюзию, что жизнь пуста, тленна, а в глубине своей пресна и совершенно неинтересна. Архаичные формы культуры (архаичные только по определению, а не по культурно-практической силе). 

9_c14717a6b96420bdf8bf52fc36425957_1439581090

На самом деле архаика всегда – «живее всех живых») дают полноценную картину полноты жизни. Текучей целостности мира. Через нее человек в мегаполисе находит свое место в мире. Они несут радость, покой, глубинное умиротворение. Когда человек, словно из ничего (глина, шерсть, дерево и т.д.) создает вещь, он ее одухотворяет своим творчеством. Он сам становится творцом, а значит, и личностью. Радость создания нового. Но с чего начинается это творение нового? Конечно, через родное слово! Сначала человек являет себя миру через звуки, через звучащее слова, а уж потом он показывает миру часть себя через вещь, в преображенном материале. И здесь у маленького человека начинает резко возрастать самооценка.  Ребенок вырастает душевно крепким, жизнерадостным, общительным и дружелюбным. Без культурной архаики возникает подсознательная культурная подавленность, безрадостность. Сегодня нарушены каноны передачи этого культурного опыта. Да и само наше представление о «культурном опыте» своего народа поверхностны и фрагментарны. Каждому поколению приходится, буквально, с нуля воссоздавать народное поле культуры для личностной самоидентификации.  Вот для компенсирования этого разрыва и нужно петь, и сказывать нашим детям прибаутки и поговорки. 

Они нужны маленькому человеку, через нее он учится   словесной точности, меткости выражения мыслей и чувств. Эти малые формы культуры дают ему положительное направление для дальнейшего действования в мире. Прибаутки и поговорки не кодируют насильно его сознание, а в шутливом, свободном слове-образе - например, «сделал дело - гуляй смело», «назвался груздем – полезай в кузов» - дают возможность ребенку закрепить нравственные движения собственной души. 

А куда подевались из нашего ежедневного родительского опыта русские потешки и пестушки? Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. 

Потешки рассчитаны на живой отклик самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки. Многие из них кажутся взрослым малосмысленными, но ребенку они доставляют большую радость, развивают в нем чувство лада, доброжелательное отношение к жизни. Но главное, что дают пестушки и потешки - это налаживание глубокой взаимосвязи между родителями и ребенком с самого рождения. Они составляют основу материнской педагогики. В них выражена в поэтическом слове трогательная сила материнской любви. 

01labfo5j1337235083

С тех пор, как появились пестушки и потешки, прошла не одна сотня лет, а до сих пор они не утратили своей жизненной важности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Хорошо не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь. Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент. 

С пестушками, да с потешками любое воспитательное дело становится легким и утешительным, совершаясь в разговоре-общении. Кашу манную, творог нужно съесть? Да, запросто! 

Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
На зеленом на лугу,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели.

 

90164053_large_3535126_