Есть прямая связь между всеми формами народной культуры. Каждая из них воспитывает пластичную душу ребенка так, что она становится способна выйти из душевного уровня жизни и устремиться к духовному преображению. Если вглядеться в те душевные свойства, которые она (народная культура) созидает, то в числе первых можно назвать сердечную широту, умную внимательность, мыслительную трезвость, целомудрие, терпение, дружелюбие. И, конечно, народную игрушку никак нельзя отделить от общего культурного строя народа. Ее педагогическая роль значительна и многопланова. И наша беда в том, что мы на фоне атомных электростанций и валютных бирж утратили глубину ее восприятия. Эта печальная судьба постигла почти все элементы народной культуры. Мы забываем свои сказки, считалочки, пословицы, пестушки, прибаутки и колыбельные песни. Мы-то забываем, а «мировая чепуха» (А. Блок) - нет, и чрезвычайно умело использует всякую возможность своего воздействия на ребенка.
И, если мы не открываем детям этих емких поведенческих установок, то современный рекламно-обворожительный мир навязывает свои знаки и символы, в которые вкладывает животное понимание жизни.
Вот некоторые образчики этой мировоззренческой модели: «Сникерсни, не тормози!», «Изменим жизнь к лучшему!», «Абсолютно свежее дыхание!», «Живи свободно!» и т. д. Каждый рекламный девиз дети воспринимают как прибаутку. Они живут с этими вывертами «народной» мудрости. Вставляют их в свои забавы и игры, оглашают ими просторы русских полей в порыве душевного восторга; например, один мальчик, смотря на красивые облака, вместо того, чтобы сказать: «Как прекрасно!», изрек: «Наслаждайся, сколько хочешь!» А считалочки? Наши дети используют для них реалии американских мультфильмов. «На златом крыльце сидели Том и Джерри». Если мы не даем ребенку то, в чем душа его нуждается, современный мир ему это непременно подарит, только в изломанной неживотворящей форме.
Мир унифицируется – это повседневный факт! Но нам важно чувствовать себя частью конкретного народа. Это базовая потребность человека как потребность в еде, во сне, в защите. Потребность в этнической идентификации. «Кто я есть?» не менее важно, что есть. Отними это у человека – он бомбы начинает метать! Человек не хочет быть как все. Глобализация привела к огромным утратам в сфере культуры. «Иванами, не помнящими родства» манипулировать легко. Что делать? Самое естественное и верное - обратиться к народной культуре, в том числе и к культуре педагогики для новорожденных. А такая, поверьте, существует не одно столетие, да вот только мы, современные мамы и папы, почти сто лет живет в разрыве с многовековой отечественной традицией. Трансляция культурного опыта оказалась прерванной. С чем сталкиваемся? Традиция ныне представлена реконструкцией народных костюмов. И прочих культурных проектах. Народный костюм не для того, чтобы стать постоянным для ношения. Костюм есть маркер, связующее звено с миром традиционной культуры. И не только отсылка к свободе чувствовать, как я хочу, отсылка у «утраченному раю». За границей мы едим и пробуем все чужеземное, а возвращаясь домой, желаем вкуса привычной национальной кухни. Кухня народа – разрушается в последнюю очередь. Побаловаться можно иноземной пищей, но всю жизнь питаться пиццами и роллами, увольте.
Глобалистические процессы, что происходят в современном мире, приводят к изменению своих народных традиций (игрушки, куклы, кухня, фольклор, и т.д.). Язык знает свои корни, и он поможет выжить русскому обществу. И как раз это первое, глубинное приобщение к живому языку своего народа и происходит в прибаутке, поговорке, пословице, считалочке.
Сегодня в обществе намечается огромная тяга к арт-костюму, к архаичным ремеслам и основательно подзабытому фольклору. Человек в диалоге с материалом, с народным словом отсылает нас к русскому коллективному бессознательному, к глубинным актам творения, помогает сложить в единое целое разрозненную картину мира. Мозаичность восприятия, клиповость мышления основные черты современности. Не связанное вместе бытие в едином акте восприятия создает у нас иллюзию, что жизнь пуста, тленна, а в глубине своей пресна и совершенно неинтересна. Архаичные формы культуры (архаичные только по определению, а не по культурно-практической силе).
На самом деле архаика всегда – «живее всех живых») дают полноценную картину полноты жизни. Текучей целостности мира. Через нее человек в мегаполисе находит свое место в мире. Они несут радость, покой, глубинное умиротворение. Когда человек, словно из ничего (глина, шерсть, дерево и т.д.) создает вещь, он ее одухотворяет своим творчеством. Он сам становится творцом, а значит, и личностью. Радость создания нового. Но с чего начинается это творение нового? Конечно, через родное слово! Сначала человек являет себя миру через звуки, через звучащее слова, а уж потом он показывает миру часть себя через вещь, в преображенном материале. И здесь у маленького человека начинает резко возрастать самооценка. Ребенок вырастает душевно крепким, жизнерадостным, общительным и дружелюбным. Без культурной архаики возникает подсознательная культурная подавленность, безрадостность. Сегодня нарушены каноны передачи этого культурного опыта. Да и само наше представление о «культурном опыте» своего народа поверхностны и фрагментарны. Каждому поколению приходится, буквально, с нуля воссоздавать народное поле культуры для личностной самоидентификации. Вот для компенсирования этого разрыва и нужно петь, и сказывать нашим детям прибаутки и поговорки.
Они нужны маленькому человеку, через нее он учится словесной точности, меткости выражения мыслей и чувств. Эти малые формы культуры дают ему положительное направление для дальнейшего действования в мире. Прибаутки и поговорки не кодируют насильно его сознание, а в шутливом, свободном слове-образе - например, «сделал дело - гуляй смело», «назвался груздем – полезай в кузов» - дают возможность ребенку закрепить нравственные движения собственной души.
А куда подевались из нашего ежедневного родительского опыта русские потешки и пестушки? Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры.
Потешки рассчитаны на живой отклик самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки. Многие из них кажутся взрослым малосмысленными, но ребенку они доставляют большую радость, развивают в нем чувство лада, доброжелательное отношение к жизни. Но главное, что дают пестушки и потешки - это налаживание глубокой взаимосвязи между родителями и ребенком с самого рождения. Они составляют основу материнской педагогики. В них выражена в поэтическом слове трогательная сила материнской любви.
С тех пор, как появились пестушки и потешки, прошла не одна сотня лет, а до сих пор они не утратили своей жизненной важности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Хорошо не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь. Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.
С пестушками, да с потешками любое воспитательное дело становится легким и утешительным, совершаясь в разговоре-общении. Кашу манную, творог нужно съесть? Да, запросто!