Источниками жизнеописания святой Екатерины являются: три анонимных акта мученичества, мученичество святой Екатерины в рукописи, приписываемой Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, и Мученичество, составленное Симеоном Метафрастом.
Житие святой Великомученицы Екатерины
Святая Екатерина родилась в Александрии в 287 году. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина, зная себе цену, медлила с ответом и говорила своим близким: «Хотите, чтобы я вышла замуж? Найдите юношу подобного мне по красоте и учености!» Слова ее не были голословными, ибо она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов. Хорошо изучила сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия». Эти знания ей в будущем пригодятся для защиты христанской веры.
Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, сирийским монахом. Он был энциклопедически образованным человеком для своего времени, знал в совершенстве философию и вел праведный образ жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха. В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, — молила Божия Матерь своего Сына, — скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», — ответил Отрок.
Сегодняшнее наименование монахини, хоть юных, хоть преклонных лет - «Невестой Христовой» означает, как и для святой Екатерины, всецелую преданность сердца Спасителю, и ничего больше. Перстень же, подаренный Екатерине в видении является знаком благодатной власти любви Божией над душой человека. Следует так же помнить, что Бог в Ветхом Завете множество раз обращался через пророков ко всему Израилю, как к одной Невесте со словами обручения: «И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваал, мой». И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа (Ос. 2, 16-20). Великий Новозаветный пророк Иоанн Креститель не пресек этот удивительный брачный символизм: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась (Ион. 3,29). Христос есть Жених для единой Церкви-Невесты. Вернемся к событиям жития святой великомученицы.
В скором времени после крещения в египетскую Александрию прибыл Максимиан, соправитель императора Диоклетиана. Знаменитому воину-соправителю было чуть более 50 лет. Он был по характеру решительным, агрессивным, «умным генералом», но малообразованным. Науки и искусства он не чтил. Христианский ритор Лактанций в своём труде «О смертях гонителей» писал, что Максимиан был таким же злодеем, как и Диоклетиан, даже более алчным. Псевдо-Аврелий Виктор сообщал о Максимиане, что тот «был необузданного нрава, пылал сластолюбием, был тупоумен». По рассказу Евтропия, царь «был явно жесток и нелюбезного нрава».
Царь Максимиан Зловредный
Царь Максимиан Зловредный
Итак, Максимиан разослал вестников по городам Египта созвать в столицу народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала Максимиану: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться бесчувственным идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего». Максимиан, хоть и пораженный красотой и умом девушки, разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности политеизма.
Пятьдесят философов, ораторов и поэтов вступили в многодневный религиозный диспут с девушкой Екатериной. Логическая основа диспута известна по «Житию и страданиям святой мученицы», изложенного святителем Дмитрием Ростовским в 18 веке. Екатерина отвечала остроумно, глубоко, сразу найдя в аргументах языческих противников непростительные противоречия и бездоказательные мифологемы. Бедные философы и витии не придумали ничего лучше, как выстроить свою апологетику опираясь на сочинения Гомера! Спору нет, его эпические поэмы гениальны, но полны, присущих народному религиозному духу, «басен и родословных» (1 Тим. 1,1-7). Екатерина мгновенно поняла полную несостоятельность философских доводов оппозиции политеистов и несколькими логическими выпадами разрушила их защиту до основания. Еще более немощным выглядит выдвинутый философами запрет «почитания Распятого, как Бога», основанный на цитатах из «Илиады» и неупоминания о нем в писаниях древних мудрецов. «Древние мудрецы» о стиральных машинах тоже ничего не писали, но это не отменяет факт их существования. Дальше - больше. Начитанная девушка отлично знала сочинения Гомера и давным-давно нашла в них множество разногласий, несовпадений и самое главное, отсутствие единой религиозной системы. Сейчас остается только гадать, почему философы не применили сократические способы ведения диспута, основанные на трудах Платона, Аристотеля, Плотина, тем более, что последний философ родился в Египте и молодые годы провел в Александрийской столице.
Если бы оппоненты Екатерины прибегнули в диспуте к философскому трактату Плотина о диалектике трех основных онтологических субстанций — Единого, Ума и Души, то Екатерине с неясной доникейской терминологией Троичности, пришлось бы, по меньшей мере, согласиться на аксиномичность своих христианских убеждений. Встреча завершилась пламенной речью Екатерины, обращенной к главному оппоненту. В ней она припомнила изречения Орфея, гностика Аполлония Тианского прикровенно, по ее мнению, возвещавшие о воплощении Христа Бога. «Сие и многое другое, - пишет святитель Дмитрий Ростовский, - говорила премудрая Екатерина и привела в удивление философа, так что он оставался безгласным, не имея сил что-либо сказать ей в ответ». Исходя из изложенной в житии части диспута, совершенно не видно, чтобы он носил строгий философский характер. Более всего он походил на духовное противостояние двух личностей, использовавших для апологии своих религиозных понятий высокие чувства и литературные памятники. Екатерина победила своих противников духовной красотой, силой своих религиозных воззрений и внутренней убедительностью Евангельских истин, что нисколько не умаляет ее ментальных дарований.
После казни святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её почитания монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.
В алтаре монастырского кафоликона, базилике Преображения, в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ежедневно после совершения «Часов» верующим открывают мощи святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ.