Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

kazanskaya1

История праздника Казанской иконы Божией Матери 

В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. Враг, постоянно угрожавший набегами  на русские пределы, был одолен и усмирен. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось широкое строительство храмов и соборного кремля.  Обращение мусульман и язычников в христианство умножалось. Но древний враг веры христовой  не дремал. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Начался он в доме купца Онучина. Выгорела большая часть городских строений. Мусульмане восприняли это как знак «предательства» своей веры. Посреди пепелища нередко зазвучала иноземная насмешка над святым Православием. Но Бог поругаем не бывает. «Где умножается грех, там изобилует благодать». Не высокомудреному старцу, не убеленными священными сединами предстоятелю Казанской церкви, девятилетней девочке Матроне, дочери купца,  явилась в благодатно-огненном образе Пресвятая Богородица, и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Центр Казанского ханства сгорел, чтобы на его месте появился город, просвещенный благодатью и христианскими символами. Как ни тяжело об этом говорить, но новое не всегда возрастает на чистом месте. В истории древнего Израиля мы встречаем подобное обустройство многократно. Достаточно вспомнить падение и восстановление Иерусалима и его храма. Не на слезах мучеников создавалась Церковь, а на их крови и  страданиях. Московский пожар во времена нашествия Наполеона по свидетельству современников преобразил столицу до неузнаваемости. Новое рождается в муках, и зачастую в очистительном пламени. Десятилетняя кровопролитная война за Обетованную землю, Вавилонский плен, подвиг братьев Маккавеев, Крестная смерть Спасителя, страшные муки при кресте  Божией Матери. Это условия  нашей жизни, это наша тварная автономия, на которую согласился Адам. В Церкви мы ее преодолеваем. Но автономия закончится только Вторым Пришествием, полным преображением  мира. До этих пор будет «не только радость о Духе Святом", но по слову Христа «в мире скорбны будете», ибо нам открыт иной порядок мира, другой светлый строй вселенского устроения, «идеже нет болезни, печали и воздыхания».

16

 Место явления  иконы Божией Матери в Казани 

В чаянии этого нового мира, «града Иерусалима, сошедшего свыше» христиане мужественно встречают каждый день, в несокрушимой надежде исполнения священных Божиих обетований. 

Праздничное назидание

Немало в истории России таких великих страниц как праздник Казанской иконы Божией Матери, но он выделяется среди них особенным образом.  Вспомним темные времена на Руси, названные после Смутным временем. В 1612 году Россия воскресла из мертвых. Ее раздробленное тело, растасканное по кускам, благодатью Божьей было собрано вновь. И силой Христовой благодати Россия продолжила свое бытие на земле , восстала из исторического пламени и дыма. Этот трагический эпизод в истории России хочется рассмотреть поближе, особенно тот момент, когда Казаская икона настоянием патриарха Гермогена уже была принесена под стены  Москвы и вот - вот должен был начаться трехдневный пост с молебнами. А потом - штурм захваченного врагами города, столицы России. 

Но не так все было благополучно, как порой пишут  в учебниках истории для православных гимназий. Войска русские были в разброде, они даже отказывались воевать. Не хватало ни денег, ни продовольствия. А враги крепко засели в столице. Были у них и войска, и провиант, и оружие. Ни что не предвещало русским людям удачу в этом героическом подвиге. И первый приступ, и второй приступ были отбиты. И воцарилось уныние над станом русских воинов. Поникли русские знамена, низко опустились головы русских ополченцев. И только после трехдневного поста, после молебна были войска подняты на штурм захваченной столицы. И не какими-то малыми, бескровными трудами, но в жестоких уличных боях русские люди одержали победу. Поляки сожгли огромную часть Москвы, спалили ее святыни, чтобы ничего не досталось русскому народу.

 5

Священномученик Гермоген, патриарх Московский 

И вот спрашивается, а почему нельзя было одержать победу милостью Божьею чуть пораньше? Зачем понадобились эти штурмы, эта гибель людей, когда можно было принести образ Божьей Матери заблаговременно, положить пост, да еще продолжительней, недельный пост? И нести впереди икону чудотворную и пусть враги бы бежали в трепете и ужасе.  Пусть бы это было как во времена ветхозаветные: прошли евреи семь раз с трубами вокруг Иерихона, стены пали и враги в страхе разбежались. Семь раз  обошли бы войска русские вокруг Москвы, и всех врагов постиг бы бич Божий. 

Но нет, не так было. «Чуда» не произошло, когда произошло чудо явления Божьей Матери. Парадокс ли это? Когда начинаешь молитвенно размышлять об этом событии, то становится ясно, что это все, конечно, неслучайно. И опять же аналогии можно найти с ветхозаветными временами, ибо там многократно бывало так, что ветхозаветный народ, отражая вражеские полки, идущие на Израиль, на Обетованную землю, не успевал собраться с силами и был побеждаем и многие тысячи воинов падали смертью храбрых на поле сражения. И только потом Бог как бы бежал впереди  Израильских воинов и поражал врагов страхом, так что победа была легкой и полной. 

iv_1612_01_hr

И спрашивается, почему же Господь так поступал, почему же раньше Он не воздвигал свою Божественную власть и силу над нечестивыми язычниками, врагами народа Божьего? И на это мы имеем точный ответ Святых Отцов. Они учили так: для того Бог поступал подобным образом, чтобы никто из народа Божьего не подумал, что это было совершено силой человеческой и никто бы не сказал, что это мы «сами с усами»; все это было необходимо для того, чтобы народ Божий оставался народом Божьим, чтобы он понимал, что главное сокровище его земли не серебро, не злато, не оружие, не воинская доблесть, не сталь мечей и копьев. Самое главное сокровище - это храм Господень. Это та вера, которую хранил народ израильский столетиями и даже тысячелетиями. Вот, что было главным оружием ветхозаветного народа Божьего против врагов не только внешних, но и врагов внутренних. 

И то же самое мы можем сказать о нашей Родине. Для чего так происходило, для чего русские люди умирали тогда, когда Матерь Божия могла бы помочь раньше одолеть врага, без криков, без крови? Разумеется, причина не в нелюбви Божьей Матери. Не в том, чтобы на страшном примере научить народ русский верности Богу. Матерь Божия  милосердна. И все дело не в ее любви, а в нашей. Русский народ к тому времени не только возгордился и потерял свое историческое самосознание, как народа Божьего, как новой лозы на древе Христовой жизни, но он был подобен смертельно больному, который считал, что у него всего лишь насморк. Чтобы вылечить этого больного необходимо было, чтобы этот больной понял, насколько же глубоко болезнь вошла в его нутро. Именно по этой причине было допущено благодатью Божьей такое замедление в помощи.  

Итак, мы можем ответить, для чего было явление иконы Казанской Божьей Матери в 1612г. В помощь русским людям. Для того, чтобы Русь хранила веру православную. Как же хранить веру православную? Молитвой, чтением Священного Писания, исполнение закона Ветхозаветного? Нет, трижды нет! Ибо подобное было возможно и в древние времена, в Ветхом завете. Хранить веру православную для нас значит - хранить Литургию, Божественную Евхаристию. В Евхаристии Бог присутствует Своим Телом и Кровью на земле! Это и есть сущность Церкви!  Вот для чего было явление Божьей Матери. Для того чтобы на пространстве Русского государства народ Божий - народ русский хранил этот вечный образ Бога и человека, чтобы могла в мир через народ Божий, через сердца русских людей вливаться в человечество Божья благодать.

 nov04

Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

Как сохранить литургию? Это не только присутствовать на ней, не только изучать ее чинопоследование. Это значит соответствовать сердцем, преображать своего внутреннего человека во образ Христов. Жить в этой жизни только Литургией. Поставить себя по отношению к Богу так, как человек себя ставит по отношению к воздуху. Без воздуха мы не можем прожить ни минуты. Так и человек внутренне должен чувствовать себя, постигать себя, жить так, что он поймет: без Литургии он тут же задохнется и умрет без Тайн Господних. Дорогой ценой они нам дарованы. И Матерь Божия этому свидетельница. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим

39129

Обретение иконы Казанской Божией Матери