Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

 

dbd09225a6f2fa58fdf1e5bfe7b 

История праздника Покрова Божией Матери

В воскресный день 14 октября в 910 году Влахернский храм г. Константинополя во время  всенощного бдения был переполнен. Перед вынесенной на солею подлинной ризой Пресвятой Богородицы молился народ. Многие плакали. Страх охватывал  всех без разбора: старых и  малых, именитых и безродных. На столицу надвигалась беда. Император Лев Мудрый, защищая границы государства, вел войну с мусульманским Арабским халифатом. Положение Византии было сложным. Недавний военный поход против Болгарии, многолетняя борьба с пиратскими флотилиями ослабили Империю до крайней степени. Надежда на победу была смехотворной. Враг стоял под стенами великого города. Народ во главе с Патриархом пребывали в молитвенном напряжении уже много часов. Тела изнемогали, но души бодрствовали, ибо каждый духовно трудился над защитой крепостных стен. Почти у самого входа среди молящихся, стоял славянин по роду, Андрей, Христа ради юродивый. Вместе с ним молился его ученик Епифаний. Сердца их разделяли тревогу городских жителей. 
 
Вдруг в четвёртом часу ночи, блаженный Андрей, поднял глаза - купол храма раскрылся - и он увидел  идущую по небу Пресвятую Богородицу, озарённую Невечерним Светом и окружённую ангелами в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Свои стопы Она направляла  к алтарю. Ученик Епифаний тоже удостоился божественного Откровения. Матерь Божия, обливаясь великими слезами, стоя на воздухе, молилась почти до рассвета. По окончании молитвы она подошла к Престолу и сняла со своей главы молниевидное покрывало. Простоволосой Матерью она  стояла перед Сыном Своим, прося о заступничестве, о милости, о прощении грешных людей. Повернувшись лицом к народу, она торжественно вознесла свои пречистые руки  вверх и распростерла  божественный омофор над молящимися. Святые слезы Ее капали на сияющий плат. Слава Господня «неслитно, нераздельно» соединялась с материнскими слезами. Храм наполнился невидимым золотым светом. Не удержавшись, святой Андрей воскликнул: «Братья и сестры, Матерь Божия сейчас  молился вместе с нами!» Произошло второе чудо. Десятки людей увидели Пресвятую Богородицу, держащую над ними свой омофор. Сердца их заплакали от благодати. «Спасены! Спасены!» - передавали они друг другу радостную весть. Священный плат с каждой минутой тяжелел в  руках Божией Матери. Наконец Она, вместе с сонмом ангелов и святых, отошла от храмовых пределов. Дивное видение закончилось, но благодать, даровавшая народу мужество и радость, осталась в душе у каждого. Люди, ободренные божественным видением, еще долго молились в храме и благодарили Пресвятую Богородицу. Весть о Заступничестве Божией матери мгновенно распространилась по городским кварталам. Вскоре неприятельские войска под натиском византийской армии отступили. Город был спасен от разорения и сожжения. Народ ликовал. Колокола радостно гудели. Счастливые лица высовывались в открытые окна, поздравляя воинов во главе с императором Львом Мудрым с победой. И не только над сарацинами, но прежде всего над собственными страхами и сомнениями. Все успокоились, только блаженный Андрей, хотя и радовался вместе со всеми, но сердце его теснилось. Пречистые слезы Божией Матери прожги ему душу навсегда. «Уранетый» ее любовью, он постиг, что «цена»  Материнства Пресвятой Богородицы была крестная смерть Сына. Он вспоминал удивленные лица Крестителя и Иоанна Богослова. Даже для них, напоенных благодатью Святого Духа, явление  плачущей Богородицы оказалось непостижимым. Не над одной маленькой Влахернский церковью простерла Она божественный Покров, над всем миром на все земные века раскрыла его Божия Матерь, как свое сердце. 
 
Благовестие праздника. Храм Покрова на Нерли.
 
 
церковь покрова  
Прошли столетия, в  греческой Церкви память о дивном заступничестве  Богородицы в Константинополе угасла, но слава этого события совсем не пресеклась в человеческой истории. Промыслом Божиим оно расцвело на русской земле. Большинство исследователей связывают историю появления праздника на Руси с именем князя Андрея Боголюбского. В 1164 году он одержал победу над врагами. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, князь встретил рассказ о чудесном видении во Влахернском храме. Сопоставить давно минувшее спасительное событие с собственной победой над вражескими полчищами было несложно для мудрого княжеского сердца.   Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». Таким образом, честь установления этого праздника усердием князя Андрея Боголюбского принадлежит Русской Православной Церкви.
 
Церковь  воздвигает из состояния подлинно духовной нищеты и богатства   Царства Небесного не только такие чудные явления, как святость, мужество мучеников и красоту монашеского подвига, но и овеществленные проявления этих духовных качеств, как собор Софии Великой в Константинополе или как небольшая церковь Покрова Матери Божьей на реке Нерли. На фотографиях, запечатлевших храм, непонятно, почему душа русского человека и  душа европейца, впервые видя его вживую, в «естественной среде» бытийствования не может о нем забыть;  почему вновь и вновь хочется приехать на поле, где стоит храм, зайти в него, молчаливо постоять в уголке.  Что так  влечет человека к стенам этого храма? 

Он был построен близ г. Владимира в 1165 году князем Андреем Боголюбским   на месте стоянки  крестного хода с Владимирской иконой Матери Божьей.  Храм стоит на поле Боголюбовом. Обширное пустующее пространство,  зеленеющие луга и две древних реки, скрещивающие свои потоки почти у подножия храма. Маленький, как будто беззащитный храм стоит посреди огромного русского поля. Собор Святой Софии, даже в сегодняшнем поруганном виде, поражает своей творческой духовной мощью, восхищает Славой Божества, как  бы сошедшей с неба и окаменевшей на земле. Но  храм Покрова на речке Нерли кажется девичьей белой десницей, нежным и совершенно трепетным воздушным созданием. Он видится как легкое облако, сошедшее на землю не просто с небес, а  с каких-то Ангельских девятичинных сфер, как бы тем самым облаком, которое осенило апостолов на горе Фаворской. Душа человека,  идущего через  поле к этому храму, поражается чувством глубоко одиночества:  как я одинок  в  этом мире, какая красота стоит посреди огромной пустыни, мировой мирской бездны, как беззащитен человек перед лицом космических стихий, перед лицом потрясений, даже перед лицом самого себя;  как я беззащитен, как я мучаю самого себя, как я немощен по отношению к самому себе! Вот какие мысли и чувства овладевают паломником! Бежать, бежать хочется на пустынный берег Нерли и, уткнувшись лицом в кочку, горько рыдать и плакать о своей несчастной, никому не интересной жизни. 

Но когда, превозмогая земную горечь, человек входит внутрь Покровского храма, все становится иначе, душа преображается. Он видит, что за  этой внешней девичьей бесплотной нежностью, слабостью и беззащитностью  скрывается могучая священная Сила, державный образ Великого Бога Света. В храме человек стоит как  в столпе Огня, как  в Сиянии белом и чувствует духовно-творческую мощь Жизни; чувствует, что  здесь, нет одиночества, здесь нездешне совершается и осуществляется Полнота Бытия. Соборность Божественной и земной жизни всякого человека может исполниться в  бескрайних просторах благодати этой малой храмины. 

Для каждого верующего человека открывается, что  храм Покрова - точный символ того, как  человек, не только современный, но всякий человек, родившийся  на земле после грехопадения, живет в мире. Именно потому душа человека грядет в  этот храм, что находит ответ на  самый горький вопрос в своей жизни. Только войдя в эту пустыню, только став таким же беззащитным, внешне беззащитным, открытым перед всеми стихиями  мира, как открыт этот храм;  только тогда человек сможет внутри себя стать Храминой Божьей, исполниться Духа и Огня Самого Божества.  В этом жизнеположении раскрывается смысл Христовых слов: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12.9) Беззащитность перед лицом Божиим это не слабость дрожащей твари, а детская открытость перед предельным проявлением Божественной любви, возможность принять ее и воплотить в пределах невечного, пока невечного бытия. 

13bbd606400cb3cddfcf0e23ac039c24

Воплощать дары Духа Святого через спасительный подвиг Сына Божьего на земле – это и есть задача, поставленная Христом перед Церковью. «Сие творите в мое воспоминание». Но как «сие творить» без Покрова Матери Божией?  Мы помним ее завещание, оставленное всем нам не в день скорби и печали, а на пиру в час  радости брачной, человеческой: «Что скажет Он вам, то сделайте».