Однажды в храм пришел человек. Он пришел не потому, что у него случилось какое-то несчастье, напротив, человек рассказал, что в течение уже многих лет Господь благословил его жизнь в такой великой мере, что он сгибается под бременем Божьих благодеяний. Этот человек поведал, что он редко молится, никогда не исповедовался и не причащался, не ходил в храм, не ставил свечи и детей воспитывал не особенно усердно. Но у него замечательная семья, добрые послушные дети, отличники, учатся уже в институтах. На работе его любят и уважают. Все внешние обстоятельства его жизни складываются чрезвычайно благополучно и не только в каких-то общих событиях. «Я ощущаю, - рассказывал он, - необыкновенную милость Божию ко мне в самых мелких реальностях каждого текущего дня. Даже когда я иду в магазин, часто бывает так, что мне дают лучший кусок какого-либо продукта, чем другим. Если я встаю, например, в очередь в железнодорожную кассу, то получается так, что до меня не было билетов на поезд, подхожу, и билеты появляются. И так на протяжении двух десятилетий. Я больше не могу жить так, как жил раньше. Каждое подобное благодеяние Божие, которое на меня изливается, так нагружает мое сердце, что я сгибаюсь от этой тяжести, душевно сгибаюсь. Все время хочу придти в храм, что-то сделать, но ленюсь. Сегодня я пришел в храм и готов совершать все, что Христос заповедовал. Мне нужно как-то ответить на Любовь Божию». Это было мудрое решение. Человек пришел не от страха потерять материальный достаток и душевное благополучие. Его сердце устало молчать в ответ на милость Господню.
Вспомним другую Ветхозаветную историю о праведнике Иове. Святой праведный Иов жил за 2000 - 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в земле Уц. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Он был всячески благословен Господом за свою «непорочность»: «Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока» (Иов 1.3). По «древней» сатанинской зависти Иов в одночасье потерял все свое имущество, дети его погибли «раздавленные крышей дома»: «Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ( Иов. 1. 20-21) Тогда сатана поразил плоть праведника «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Иов вышел за город, сел на гноище и стал соскребать черепком гной со своих ужасных язв. Друзья призывали его покаяться в грехах, жена советовала ему похулить Бога и умереть, а он стенал, плакал, говорил, зачем я родился, лучше бы я умер, проклинал день и час своего рождения, но Бога не хулил и оставался страдать, мыслить и жить.
Пришел час ясности. Иов духовно прозрел. Он исцелился всей своей душой от внутренней самости, от ядовитых спор гордыни. И тогда ответом на его вопросы - почему в мире столько страданий, несправедливости и злобы? почему праведники мучаются в этой жизни, ибо одно из самых больших зол на земле есть страдание праведников? - ответом на все вопросы было не словесное объяснение «свыше» или ангельское наставление. Бог вразумил Иова фактом Своего Богоявления. Господь взошел в его сердце, и праведник удостоверился в «святости путей Господних» этим свидетельством Божественной Любви: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние. У него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери. И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов 42. 5-16).
Вспоминая эту великую историю верности Богу, невольно задумываешься: почему в Священном Писании нет истории о том, как жил человек, исполненный всяческой радости, неги и временного блаженства, будучи совершенно равнодушным к духовным истинам? Как этот «муж неправедный», исполненный «земного тука и масти» все-таки не «воумился» и не пришел к Богу, не возблагодарил Творца мира, но, однако, продолжал до конца дней своих благоденствовать и никогда сатана не подвергал его искушениям? Почему в Новом Завете, есть притча о блудном сыне, который все потеряв, обнищавший и голодный возвращается к отцу, но почему нет притчи о том, как сын жил рядом с отцом, в довольстве и богатстве, и так любил отца своего, что не дозволял ему никакого напряжения чрезмерного и «во всем ублажал его»? Почему нет притчи о благоприятном сыне?
В этих вопросах, подобных вопросам Иова скрывается не просто точный, а единственно духовно верный путь по отношению к человеку, к победе над всем, что мешает «приблизить Царство Небесное» к своему сердцу. В достижении этой цели христианской жизни мало помогут великие земные благодеяния, как это ни странно и не прискорбно слышать для «человека плотского». Христианство не воспевает страдания. Путь, завещанный нам Христом – это крестный путь. «В мире скорбны будете», - утешает нас Сын Божий, - но дерзайте, ибо я победил мир» (Ин. 16.33). Не благодеянием, не внешним блаженством и покоем возрастает в нас «внутренний человек во славу Божию», а скорее всего через страдания во Христе. Православие не превозносит страдания как самое надежное врачевание от всех душевных страстей и грехов. Оно говорит не о том страдании, которое охватило Иова, а о внутреннем сораспятии миру со Христом.
Сердцем своим праведники страдали за людей. Многие святые живя в древних благоустроенных монастырях посреди великолепия земного, плакали о страждущем человечестве. Только великим крестным путем они «наследовали Царство Небесное», путем «внутреннего Иова». Каждый из нас, пусть внешне, в меду и в молоке живет и радуется, пусть так. Часто от нас не зависит это, особенно в юном возрасте. Но наш «внутренний человек» только тогда может получить благодатный ответ от Бога, когда будет «соскребать черепком свои струпья» со смирением ожидая часа Божественной милости.