Храм Вятки с 300-летней историей

15321

 

Успенские дни у нас в Отечестве издавна именуют «осенней Пасхой». Пречистая Дева по исходе взошла на небо и душой, и телом, в чем учеников Христовых удостоверил Ее опустевший гроб. Святой Фома, опоздавший на погребение, сподобился принять пояс Богоматери, сниспадший ему на руки из горних сфер в тот самый миг, когда апостол входил в Гефсиманский склеп. Особая благодатная тишина, пронизанная незримым светом, царствует на Успение в православных русских храмах. Обратим же к Царице Небесной наши чистые помыслы, чтобы Она допустила нас принять участие в Ее преславном погребении...

Общий смысл праздника 

Успенье есть временный сон нашей плоти до дня воскресения. Празднуя Успение Божией Матери мы не только верим, что Она воскреснет в последний день, как мы все, но мы знаем достоверно, из апостольского предания, из опыта Церкви — не только святых, но и грешных, которых взыскала Своей любовью и милостью и состраданием Матерь Божия, мы знаем, что Она уже и плотью воскресла и вошла в Царство Небесное. Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира, и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога. 

Краткая история праздника 

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами. После Вознесения Иисуса Христа Мария, согласно завещанию Сына, оставалась на попечении апостола Иоанна и пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14). Когда проходил праздник Пятидесятницы, Мария, как и остальные апостолы, получила дар святого духа (Деян.2:1-14). Канонические тексты не сообщают ничего о смерти Богородицы. Церковный историк Никифор Каллист (14-й век) подробно изложил предание, которое передаёт обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II веке. Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. 

Святой град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона, или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас. Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками. Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело. 

Успение

Благовестие праздника 

Всякому  христианину в празднике Успения Божий Матери  открывается одна из граней нашего спасения, Любви Христовой к человеку. Недаром этот день называется второй Пасхой. В нем  открывается подлинное величие человека, находящегося в руках любящего Бога. Это день, когда смерть была побеждена не только внешне, но и внутренне, не только Богом, но и смертным человеком, Женщиной, Матерью, Девой. 

Вспомним, как по ее просьбе горницу, где должна была она оставить этот мир, украсили цветами; как эту горницу насытили душистыми благовонными ароматами; как множество раз Она говорила ученикам, апостолам, чтобы они не плакали, она просила их радоваться, она входила во Святая Святых, в такое Богообщение, о котором человек даже и помыслить не мог решиться. 

В этот день Она знала, что станет Матерью всем живущим  и не только тем, кто остался на земле, но и тем, кто уже жил, в Царствии Божьем, кого Господь вывел из Ада. И на праздничной иконе мы видим, как Христос держит младенца у смертного ложа Божьей Матери. И этот младенец не есть младенец вещественный, это - душа Божьей Матери в первое мгновение ее новой духовной жизни, когда душа ее разрешилась от телесных уз. 

Крепко спеленатый младенец кажется нам беззащитным, слабым. Мы должны понять это мгновение духовно. Церковь изображает на этой иконе душу Матери Божьей как младенца. Душе Матери Божьей были открыты многие тайны Божьи. Она молилась за весь мир и совершала чудеса. Она была Матерью самого Бога, но когда Она разрешилась от уз плоти, то стала как младенец в новой духовной жизни. 

Ей не пришлось учиться всему заново, но прежнее Ее земное состояние по отношению к посмертному Боговедению, было состоянием младенческим. Возрастая час от часа в этом новом для Себя свершении, Матерь Божия ныне обнимает всю Вселенную: и небо, и землю, и Рай, и Ад.  Душа каждого человека лежит перед ней как на ладони. Теплой, материнской ладони. 

В этом мы видим пример какого неземного нечеловеческого величия может достичь человек, если он любит Бога. Каждый пусть таким мысленным взором припомнит все чудеса, которые Матерь Божия творила не только на русской земле, но и по всему миру; все чудотворные иконы, которые она цветоносно явила на земле; все благодеяния, излитые Ею на человеческий род. Увидит это, прочувствует в сердце и поймет, что эту Славу, данную Богом своей Матери, Он, Господь - не жадный - готов уделить каждому из нас в свою меру. И мера эта начинается с праздника Успения.

677219