Храм Вятки с 300-летней историей

53680326_46436575_1247833682_image001

12 августа 2000 года в водах Баренцева моря произошла катастрофа. Атомный подводный крейсер «Курск» затонул в результате  детонации части боезапаса.  Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 22 августа, но оказались безуспешными. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству смертей авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота, после гибели подводной лодки  «Б- 37»  на военно-морской базе Северного флота в 1962 году. Сейчас через тринадцать лет мало кто вспоминает о катастрофе атомной подлодки «Курс», но тогда в 2000 году  по всем СМИ прошел многодневный шквал новостей о случившейся подводной  аварии и ее страшных последствиях. По благословению патриарха Алексия в храмах Московской патриархии повсеместно были отслужены панихиды, в которых приняли молитвенное участие десятки, а порой и сотни людей.

Nerpa

Церковь не осталась в стороне от всероссийской трагедии. Но горькие события гибели всего экипажа «Курска» заслонили одну из величайших страниц русской истории, можно даже сказать, русской Небесной Истории - прославление Церковью святых Царственных Мучеников:  Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексея, Царевен Ольги, Марии, Анастасии и Татьяны.  Чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года в храме Христа Спасителя. Тысячи православных людей ждали этого часа много лет, ждали его по всей стране, начиная от крайних пределов Южной России и завершая Камчатскими  берегами. Прославление совершилось, но в газетах, в лентах интернет-новостей, в TV-программах,  на радио, по трагическому стечению обстоятельств наша  душевная боль заслонила  радостное событие утверждения исторической правды о царе-страстотерпце Николае  Втором Боголюбнейшем, которого пресса и школьные учебники советских времен иначе как «кровавым» не называла. Случайных совпадений в Церкви не бывает. И теперь по истечении  времени стало очевидным, что прославление царственных страстотерпцев в дни, ознаменованных  гибелью всего экипажа атомной подлодки, было дано нам в утешение.

Державная

Державная икона Божией Матери

Церковь вновь возвела отчаянный взгляд от смертных подводных глубин на небо, где всякая правда Божия исполняется и всякая слеза утирается. Каждое сердце, тлеющее в неизбывном горе в перспективах небесной радости преодоления вселенского хаоса, и в первую очередь человеческих страданий, успокаивается и примиряется с трагическими событиями жизни. Речь идет не о надежде на «загробные воздаяния» за ужас земных мучений, а о волевом акте сознания включения в объем Всебытия не только период своей временной земной жизни, но и последующей вечной «жизни будущего века» со всеми ее творческими свершениями, абсолютным движением к преображению и славой Божией.  Другими словами, каждое новое прославление святых это еще одна скрепа с вечностью, не дающая душе отчаяться и раствориться в тяготах и бедствиях земных координат. 

Малоперспективно проводить точные исторические параллели, но вспоминаются  многотысячные народные гуляния в 1986 году на  Ходынке в дни коронации Царя Николая II, закончившиеся массовой убийственной давкой. Тогда Ходынское бедствие заслонило от русского народа  восхождение на Российский Престол не просто одного из  лучших  русских царей, а Царя, которого не знала не только Россия, но и весь мир.  Последнего  Царя  для России, здесь совершенно не подходят слова  «дал», «избрал»,  воздвиг Сам Господь для русского народа. И Государь полностью оправдал доверие Божие во все дни своего царственного попечения о  государстве. Он сиял нравственно-духовной силой,  как солнце над землей.  Господь, как Педагог,  поставил его в  назидание русскому народу, чтобы видя благочестивого, умно-волевого, милосердного и любящего императора, народ не впал бы в горделивую пропасть материального самодовольства  и религиозного инфантилизма. Но вышло иначе. Как Христос Любовью обличил жестоковыйных фарисеев, так и русский Царь Николай II своей праведной церковной жизнью обличил всю революционную безбожную свору, все масонские клики и  богоборческие тайные сборища, всех развращенных  клевретов Мамоны, потенциальных предателей Родины  и ее будущих палачей. Его  светлый образ невыносимо жег глаза ненавистникам нашего Отечества.

  Солдатская демонстрация в Петрограде в февральские дни. Фото. 1917.jpeg

                    Безумство русских людей 

В марте 1917 года произошло одно из ключевых событий русской истории – отречение от Престола царя Николая II. Архиепископ Феофан Полтавский, бывший духовник царской семьи писал об акте отречения: «царь не просто «подал в отставку», подчиняясь малодушному враждебному давлению своего окружения. Он понимал, что отречение от Престола было последним шагом на пути служения народу. Государь предпочел отойти и не быть дополнительной причиной тяжелых раздоров в уже и не без того растерзанной войной Империей». 

Церковная история засвидетельствовала: Бог не  принял отречение последнего царя от Престола. До сих пор фактом неприятием  этого отречения является «Державный»  образ  Богородицы.  Матерь Божия открыла его русскому народу Сама через благочестивую крестьянку Евдокию Андриянову года в  день царского отречения 2 марта 1917 года в селе Коломенской под Москвой. Многие русские люди стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. И сегодня после почти столетнего явления «Державного» образа в Вознесенской церкви села Коломенского часть православного народа  присваивает ему символическое значение: гибель монархии послана  русскому народу для вразумления, сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на возрождение Отечества в духе имперских столетий.

77297015_3838331_familyalbum3

Мы не решаемся заглядывать так далеко в  историческую даль и так широко толковать символику «Державной» иконы, но очевидно, что царское отречение и явление иконы Божией матери день в день в марте 1917 года  взаимообусловлены. С уверенностью можно сказать, Богородица не сберегает символы царской власти и не предопределяет грядущий путь России как самодержавного государства. Смысл явления иконы намного сердечней и конкретней. Он соотносится непосредственно с фактом отречения от Престола царя Николая II.

«Державный» образ Богородицы написан до Отечественной войны 1812 года. Как тогда определяли  ее иконографический символизм русские люди? В  начале 19 века русский царь хранил державу и скипетр, как зеницу ока. Прореволюционных вещаний о гибели русской империи не было слышно и в помине. В большинстве народа не было нервных апокалиптических настроений, хотя порой Наполеона и сравнивали с антихристом. Но как раз это сравнение указывало на то, что русский царь, как  Евангельский лев «исполненный очей» сразится со «зверем из бездны» и одолеет его, не выпуская из рук державу и скипетр.  Самое трезвое прочтение символизма иконы Божией Матери «Державная» для русского человека 18-19 века было утверждение помощи Пречистой в несении государем бремени царской власти. Богородица не хранила, как заветные святыни византийские императорские регалии, а своей благодатной властью Царицы Небесной одухотворяла царское служение и вдохновляла царя на ограждение внешних границ Церкви. 

Иконописное изображение Божией Матери со скипетром и державой, связано не только с «Державным» образом. Существует ряд икон с похожей иконографией, например, «Азовская» икона, где Матерь Божия изображается на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу, в окружении святых. Ее почитание связано с победным походом на Азов в 1686 году.  Символизм ее очевиден. Слава русского оружия в его святынях и прежде всего в предстательстве  за русское воинство Божией Матери с сонмом святых, в Земле Российской просиявших. Царская власть хранит святыни русского народа, а небесное воинство помогает царю сберегать русское государство. Есть  еще и другие иконы подобные «Державному» образу – «Цесарская-Боровская», «Галатская», «Византийская», «Неувядаемый цвет», «Благодатное небо».

avgustov1

Чаще всего Матерь Божия на этих иконах в правой руке держит скипетр. А младенец Христос в левой руке – легко держит державу.  Если следовать  логике иконного символизма, то получается, что Христос оберегает всю видимую Вселенную, а Богородица при помощи скипетра владычествует над миром, в частности и над Россией, ибо с древнейших времен держава увенчанная крестом есть символ  устойчивости и законности власти, ее способности действовать в любых исторических передрягах. Так же она олицетворяет земную область, над которой царская власть утверждена. В свою очередь скипетр символизируют исполнительную вертикаль власти, ее волевую созидательную природу. Подобные императорские  регалии,  облачение в царские саккосы, золотой венец на главе Пресвятой Богородице,  гирлянды «неувядаемых цветов» на фоне некоторых Богородичных икон,  образ «Неопалимая купина», на котором Божья Матерь с младенцем Христом изображаются объятыми «огненными языками Святого Духа, не относятся к земному аспекту земного владычества Богородицы и ее Сына. Христос  не зря сказал Пилату, государственному служащему, напрямую, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18.36).  Все царские аксессуары в образах Богородицы языком иконописи являют Божественную славу, данную ей Богом. Именно поэтому христиане величают Пречистую Деву «Царицей Небесной», а не «Владычицей земной и морской».

Цесарская

Этим кратким анализом «Державного» образа мы не стремимся доказать, что самодержавного правления в России больше не предвидится. Смысл явления 2 марта 1917 года иконы Божией Матери не может быть туманно многозначителен. Чудесное явление, как раз являет, открывает, высветляет, а не затемняет  смысл. Царь хранил Русь и веру православную, теперь после отречения царя от Престола, Матерь Божия не осудив его трудного решения, не отнимет свою благодать от пределов Земли Русской. Она не хранит царские регалии, а продолжает хранить Россию, справедливо называемой православными людьми «Домом Пресвятой Богородицы». Явлением своей иконы в день царского отречения Пречистая Дева показывает, что она близко к сердцу принимает судьбу нашего многострадального Отечества и мгновенно отзывается на происходящие в нем перемены. Однако одним этим значение для нас «Державного» образа не исчерпывается. Он относится к личному решению царя отречься от государственного служения своему народу. Село Коломенское изначально было вотчиной, «остатком Израиля», московских великих князей, затем царей.

Купина.jpeg

Несомненно, что царю Николаю II возвестили о явлении «Державной» иконы, но он нигде, ни в своих дневниках, ни в беседах,  не обмолвился, что, дескать, теперь я совершенно спокоен за Империю, сама Богородица взяла в священную «камеру хранения», в область горняя Света, мою державу и скипетр, и придет время, ей-ей, когда она передаст их в целости и сохранности одному из царственных потомков дома Романовых. Богородица явлением Своего образа в царственном виде отвела от русского царя подозрение в трусости и отступничестве. Она показала русскому народу, что царская власть есть власть от Бога и ее призваны  хранить  в духе  Христовой любви, как царь, так и граждане Державы.  Спасение Отечества есть дело народное. Русские люди узнали об этом новоявленном образе и приняли его всей душой, как знамение Божьей помощи в судьбоносный семнадцатый год. Копии иконы разошлись по всей стране, появилась служба «Державной» иконе Божией Матери и мудрый акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

Азовская икона

Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России о спасении Отечества. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы «Державная» был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона Богородицы возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенское.

В свое время до прославления Царственных мучеников, икономии ради и мира душевного, Патриарх Алексий  благословил общецерковно на заупокойных службах поминать  царя Николая II как  императора Николая Александровича и Императрицу Александру Федоровну.  Святое дело! Но следует сделать одно замечание. По церковным правилам такая формула повиновения  убиенного царя не совсем традиционная. Обычно почивших представителей ближайшего круга царского дома  почитали, как царей, цариц, великих князей и княгинь, например, в чине «Торжества Православия» заупокойное царское поминовение совершается по такому образцу: «Святому Благоверному и Равноапостольному Великому князю Владимиру, благоверней велицей княгине Ольге, Благоверным Великим князем Ярославу Мудрому, Владимиру Мономаху, святому Александру Невскому, Димитрию Донскому и прочим Благоверным Царем и Великим князем, царицам и великим княгиням, Благоверному Государю Царю Михаилу Феодоровичу, убиенному Царю-Освободителю Александру Николаевичу, Царю-Миротворцу Александру Александровичу и святому Благоверному страстотерпцу Царю-Мученику Николаю, святым Благоверным мучеником Царице Александре, Царевичу Алексию, Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии и всем от рода Царей и Великих князей Российских преставльшымся,  Вечная память».

Галатская

 

Это официальная формула для заупокойного поминовения  для царствующего дома 2013 года. Однако и сегодня во многих храмах царя Николая II поминают как императора и на панихидах и на сугубой заупокойной ектении. Что здесь не традиционного? Императорский чин. Император, говоря простым языком, это земная должность, как скажем, бухгалтер Галину или водопроводчик. В своей поминальной заздравной практике поминовения церковь сделала для царя исключение, как для внешнего епископа Церкви, и включает в поминовение о здравие его земное, но священное служение подобно тому, как Церковь поминает иерархов и священнослужителей. Но в заупокойной поминальной формуле, как правило, императорская составляющая опускается, следовательно, сегодняшнее  церковное поминовение царя Николая II, как императора является  символом,  что по суждению  русской Церкви Господь  не принял его отречения от Престола и до конца не снял послушание царского служения. Мы не говорим об искупительном подвиге царя Николая II. Он не искупитель за богоборческие грехи русского народно подобно Искупителю Иисусу Христу за грехи всего  человечества. Николая II свой царский долг перед народом, «чашу сию» (Мф. 26.39), совершил, «испил» до конца, до последнего вздоха он остался верен своему великому служению. В этом и состоял его христианский подвиг. Своим мученическим венцом он осиял русскую землю и показал русскому народу выход из духовного и государственного тупика. Каждый православный человек, соприкасаясь с его жертвенно-христианской жизнью, может обрести свой собственный путь нравственного преображения.   

Демонстрация солдат с требованием тюремного содержания для Николая II. Фото. Март 1917..jpeg

И все таки в крепость.. а не растрелять.

Обширная Россия...  богатая была Россия:  много было в ней величественных дворцов, особняков и усадеб,  а царское отречение  произошло на  колесах, в поезде, ночью, образно говоря, в Гефсиманских дорожных страданиях. Кругом царили «предательство, трусость, обман, ложь и измена», как и записал Государь в своих дневниках. Нельзя не просто без боли, а без жестоких движений души  читать, как  все предали его:  и Главнокомандующий армией Алексеев, и некоторые члены круга  Царской Семьи; как предали его верноподданные, как оставили его боевые офицеры;  как  даже временно растерявшееся церковная власть тут же разрешила  народ от клятвы Государю, и многие священники  в знак того, что совершилось отречение, ходили с красными бантиками, а в семинариях  (в нашей Вятской тоже) радовались тому, что Удерживающий отверг свое Царское служение. Один грех ведет за собой следующий, предательство повело к тому, что его предали «даже до смерти» и никто его не защитил. И сейчас через столько десятилетий мы с вами понимаем, что русский народ не стал защищать своего Помазанника не потому, что струсил; не потому, что не смог; а потому, что просто не хотел. 

kanonizatsija_Serafima_Sarovskogo

 

Царь Николай Второй на торжествах прославления преп. Серафима Саровского

 

Святитель Иоанн (Максимович) с горечью писал: «"Чем же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни Государю? Она отплатила Ему клеветой. Он был высокой нравственности — стали говорить об Его порочности. Он любил Россию — стали говорить об измене. Даже люди близкие повторяли эту клевету, пересказывая друг другу слухи и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту в Пскове Он остался Один... Страшная оставленность Царя... Но не Он оставляет Россию, Россия оставляет Его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это и в надежде, что Его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от престола... Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя, и дальнейшие события были неизбежны... Государь был убит, Россия молчала... Великий грех — поднять руку на Помазанника Божия... Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной. В скорби говорим мы: «Кровь Его на нас и на детях наших».

e278d70d8174

Царь был, по слову митрополита Филарета Московского, Удерживающим, Удерживающим зло, политическую тьму века сего. Он был дарован народу Богом не для того, чтобы мы создали рай, а для того, чтобы на земле не было ада. Внешний мир, действительно, смотрел на русского Государя как на продолжателя дела царя Константина Великого. И Русский Царь осмысливал свое место среди мировых держав, именно как служение Удерживающего. Поэтому предательство Царя было предательством дела всего русского народа, как  Удерживающего  мировую нравственную деструкцию. Русскому народу Господь дал особый талант - талант веры, талант хранения Православия, дар Удерживающего.  Предание царя на убийство было внешним фактом отвержения большей части народа от этого Богодарованного таланта. Но как только человек отказывается от своего призвания, от своего дара, как все, что его окружает, становится против него. Отказался Адам от Бога и рай - место, где совершалось общение в Любви, стал для человека недоступен. Была необходима для просвещения мира великая Русская Держава, но как только перестал русский народ жить этой идеей, так и Держава была сокрушена во мгновение ока.

e48d0c82fa955315c5cad342acca0ebb

Прочитайте  мемуары живых свидетелей падения Российской Империи, в которых  равно как ее враги, так и друзья, среди которых были и политики, и церковные деятели и  благочестивые миряне, - в один голос писали только одно. Все они были до крайности поражены тому, как  все мгновенно произошло: никто не успел даже  рукой взмахнуть, как  Русская Держава рухнула. Странно, словно им были не известны события Ветхого Завета: как только еврейский «Богоизбранный» народ отрекался от Бога, как тут же, подобно саранче, воздвигался из земных недр какой-нибудь многочисленный народ и шел на стены Иерусалима, брал в плен, разрушал, сжигал Храм и оставлял на пепелище плачущих пророков. Так  было. Но теперь в прославлении Царских Мучеников вновь перед русским народом открылся путь возвращения на стезю своего служения, которая ему не нова, которую он знает, ибо призван  к ней Богом.

0_18688_4774c06c_XL.jpeg