Храм Вятки с 300-летней историей

29-PetruPavel2

Общий смысл праздника 

Церковь совершает сегодня память двух первоверховных апостолов Петра и Павла, но в лице их и всего апостольства. Недаром следующий день, 13 июля, освящен памятью “Собора 12 апостолов”. В святых образах Петра и Павла олицетворяются обе стороны апостольского служения: иерархическая - в лице старейшины апостольского собора апостола Петра, и учительская - в лице апостола Павла, более всех потрудившегося в проповедании Евангелия. 

Все апостолы, кроме апостола Павла, были “свидетелями” (Деян. 1:8) земной жизни Господа, призванными возвестить о том, что они “слышали, что видели своими очами” (Ин. 1:1-3). Пришествие в мир Господа во исполнение времен и сроков было приуготовано на земле. Его ждали, готовые встретить, все те, которые были удостоены этого избрания, начиная с Предтечи и праведного Иосифа Обручника. В числе их были избранники избранного народа Божия, смиренные рыбари, но будущие апостолы. Их Господь избрал и призвал, их сделал свидетелями чудес Своих, им открывал тайны Царствия Божия. Их Он посылал на проповедь, наделяя даром исцеления. Им ниспослал Он от Отца — Святого Духа, и в этой полноте даров в них явил полноту Церкви Своей. Во исполнение веления Господа “во всю землю изыде вещание их и во все концы вселенныя глаголы их”. Церковь ублажает св. апостолов, как избранников Христовых, и “чтит болезни и труды” их, подъятые “во благовестие Христово”. 

Все христиане причастны к призванию и служению апостольства. Об этом свидетельствует, прежде всего, наличие чина равноапостольства, которое, означает служение, подобное апостольскому. И этот чин применяется Церковью независимо от того, является ли его удостоившийся носителем церковного сана. В этом чине есть и мужчины и женщины: царь Константин и великий князь Владимир, святые Кирилл и Мефодий наряду с царицей Еленой и великой княгиней Ольгой, мироносицей Марией Магдалиной, первомученицей Феклой и святой Ниной. Они, будучи в своем звании, вошли в подвиг и труд апостольства, разумеется, не в том, что составляет апостольское достояние, но в том, что для всех христиан доступно, а, следовательно, и обязательно, именно исповедание, а тем самым и проповедание веры Христовой. Ко всем обращает слово свое апостол Петр: “Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета о вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Пет 3. 15). Святые апостолы, сами приявши слово от Слова, передали Церкви преемство слова, которое проповедуется в ней до скончания века, и все христиане суть служители слова, ими воспринятого. 

200

Краткая история праздника 

Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме. 12 июля 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 12июля стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым. 

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

  lepadarea-lui-petru-mica

Благовестие праздника 

Нравственные падения апостолов - ночное отречение Петра и борьба с христианством Савла, будущего апостола «языков» -  содействовали их духовному преображению во Христе. Подобным образом Церковь учит относиться к любому личному падению, как внешнему, так и внутреннему: его необходимо не отрицать, словно никогда небывше, а сопрягать с последующей духовной жизнью, чтобы в дальнейшем превысить это падение. И тогда  у человека появляется реактивная скорость восстания. 

По милости Божьей, человек так устроен: когда он духовно падает,  согрешает тяжко, тут же в душе его поднимается волна нравственного созидания. Мы решаем, что все, с этого мгновения не буду творить зла, буду жить святой жизнью, читать молитвенное правило, кафизмы, каждое воскресение в церковь ходить, врагов прощать, «скотов миловать». И такое великое упорство в душе поднимается, что человеку, действительно, не только кажется, но он и верит, и знает, что он может жить по-другому. И подлинно:  некоторое время так и живет. Этот духовный момент и называется реактивным, живой волной покаяния. Нужно не отчаиваться в содеянном грехе, а  фактически использовать сам факт падения для восстания в настоящем, вопреки малодушному желанию откатиться назад во тьму. Наше падение уже  в прошлом, а Христос  - «здесь и сейчас» ждет от нас покаяния.

 00006975

Церковь на примере жизненных обстоятельств апостолов Петра и Павла убеждает нас сегодняшним праздником: как бы ни была тяжка духовная болезнь – можно подняться. Сколько бы в сердце не было темного и деструктивного хаоса - все это зло может быть очищено Христом. Каждый христианин в любой момент своей жизни, взяв на себя духовные тяготы сердечного преображения, способен совершить нравственный подвиг, подобный тому, который совершили святые первоверховные апостолы Петр и Павел.

  61428886_04