Как бы мы, такие разные, ни работали над собой, иногда спорные, конфликтные ситуации всё же возникают. Чтобы досадные недоразумения не омрачали взаимоотношений и, тем более, не перерастали в жизненные драмы, можно попробовать научиться выходить из них с наименьшими потерями. Но при этом шаг за шагом преодолевать гневливую страсть.
В Евангелии есть знаменитые слова: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
Всё чётко сказано: пойди и примирись. Но что если в данный конкретный момент с гневом совладать никак не можешь, а уже время идти в храм на воскресную Литургию или читать вечернее правило. Можно ли молиться, ощущая в душе злость, или необходимо ждать, пока утихнет, и только потом становиться на молитву?
Тяжелая ссора - хороший повод для молитвы. Повод просить Господа, чтобы Он отнял у нас этот гнев, чтобы изменил нас, помог стать христианами. Гнев – это одно из проявлений обиды и гордыни. Даже больше обиды, потому что, обижаясь на кого-то, мы всегда выгораживаем себя, оправдываемся. Вот это чувство правоты, самооправдание – самое злокачественное в гневе. Оно блокирует стремление к миру в душе, желание примириться с ближним. И если в таком плачевном состоянии не станем молиться, шансов победить этот грех, эту страсть, практически не будет – «род сей изгоняется только постом и молитвой».
Также важно отдавать себе отчет, что это не столько нас обидели, сколько мы обиделись: не сделали все возможное, чтобы не допустить конфликта, не потерпели, не смогли покрыть любовью.
Примирение – процесс взаимный
Примирение – процесс взаимный, при котором обе стороны взаимно прощают друг друга.
Но процесс примирения можно начать в одностороннем порядке и самому для себя объявить «мораторий на военные действия» по отношению к тому, кто нам досадил или кому мы досадили. Это уже будет успехом в духовной жизни.
Если не можем подойти к нашему ближнему, обнять его и примириться, нужно постараться хотя бы свой гнев усмирить, в своём сердце не держать зла и негатива по отношению к человеку.
Редки те люди, которым Господь по Своей благодати дал мирное душевное устроение, и они умеют отключать гнев и не сердиться. Но это умение можно в себе воспитать – опытом, «духовной гимнастикой». Если имеем такое стремление и желание и будем трудиться в этом направлении, со временем приобретём и навык. Без благодати Божьей мы ничего не добьемся, но Господь, видя наше старание, обязательно придет на помощь. Но чтобы эту благодать получить, нужно научиться подчинять сердце голове. Сердце – это тот орган, который не всегда действует вместе с нашим мыслительным процессом и зачастую делает не совсем то, что нужно.
Однажды Достоевский сказал: «дьявол с Богом борется, и место битвы – сердце человеческое». Действительно, кто преобладает в нашем сердце, к тому оно и устремляется. И если побеждает враг, мы, к сожалению, делаем глупости, понимая при этом, что так поступать нельзя и неправильно. Поэтому обязательно нужно учиться подчинять наши эмоции и сердечные движения разуму.
Ещё нужно понимать, что злость вредит, в первую очередь, нам самим. Все мы стремимся к спокойствию, мирному существованию, и носить в себе гнев, культивировать его, не прилагать усилий, чтобы его остановить – это тяжело и неприятно, прежде всего, для нас.
Что тому человеку, на кого мы гневаемся? Он этого не видит и не слышит, живет своей жизнью. А мы терзаем себя, рвем душу на части, устраиваем себе бессонные ночи, вырванные годы и седые волосы. Или наоборот, гордимся своей непреклонностью, принципиальностью, подогреваемся тщеславием, что мы лучше, умнее того, на кого злимся, потому и «право имеем». Наверное, любой, кто был в подобной ситуации, помнит: головой он понимает, что нужно как-то меняться, но произволения нет, и он продолжает плыть по течению, страдать.
В идеале нужно приложить все усилия для того, чтобы наступило примирение. Как правило, если люди поссорились, то страдают оба и хотят, чтобы эта ситуация поскорее завершилась. Поэтому в большинстве случаем участники ссоры будут рады шагу, сделанному навстречу.
Счастлив тот человек, который найдет в себе мужество и силы сделать первый шаг, пусть даже он себя считает правым, незаслуженно обиженным. Но мириться нужно не так, что «ладно уж, прости меня, я, конечно, виноват, но и ты не лучше». Если мы идем на этот шаг, важно, чтобы речь шла только о нас: это я сделал плохо, я был неправ. Необходимо видеть и признавать только свою вину, в конфликте винить только себя.
Сказано: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я среди них». Когда люди хотят примириться ради Христа, Господь рядом с ними Третьим присутствует. Если Он видит, что хоть и пребываем пока в гневе, но ради Него стремимся к миру и для этого готовы «наступить на горло» собственной песне саможаления, самолюбования и уничижения противоположной стороны, Он обязательно даст в сердце тому человеку, к которому мы пришли, благодать успокоения, правильные слова и мысли.
О молитве в обиде
Вот бывают ситуации, что два человека поссорились, наговорили обидных слов друг другу и разошлись. Один из них стал на молитву, а другой, видя это, огорчается: «Как он может молиться, причинив мне боль?» У преподобного Амвросия Оптинского была поговорка: «Знай себя, и довольно с тебя». Откуда мы знаем, о чем человек в этот момент молится? Мы заглянуть в его голову не можем, и что он говорит Богу, тоже не догадываемся. Вряд ли он мысленно упивается победой: «Господи, дай мне силы додавить моего противника, дай силы устоять в моей правоте и добиться своего во что бы то ни стало». Может, и существуют люди, которые мыслят так, но, они отнюдь не составляют большинство. Скорей всего наш ближний сам в печали от того, что совершил, и говорит: «Господи, я такое греховное существо, такое натворил… Подскажи, как мне измениться, что сделать? Я – гордец, у меня нет сил на первый шаг, не могу переступить через себя. Господи, помоги мне!»
Уязвляться, что кто-то, обидев нас, в данный момент молится – дома или в храме, – неразумно. Как мы можем судить человека, который имеет свои отношения с Господом? Силен Бог изменить его, улучшить, и сделает это именно в то время, когда будет наиболее спасительно.
Причастие и обида
Часто верующие люди спрашивает, как быть, когда мы искренне стараемся примириться с тем, кого обидели, но человек не готов простить, отталкивает нас, продолжает сердиться. Что делать в таком случае – причащаться или отложить, пока не будет прощения?
В одном монастыре, когда кто-то из братьев находился во вражде с другим братом, игумен запрещал тому читать молитву «Отче наш». В этой молитве мы просим Господа так простить наши грехи, как мы прощаем нашему ближнему. Получается, если человек будет читать молитву «Отче наш», и при этом не простил какого-то своего обидчика, он будет просить, как раз наоборот: «Господи, не прощай меня». «Я не могу допустить, чтобы кто-то из моих братьев не был прощен Господом, поэтому, заботясь о его душе, не разрешаю ему читать молитву «Отче наш»», – говорил игумен.
Тяжело простить, если обидчик не кается, не хочет примирения. Но если просят прощения, мы, созданные по образу и подобию Божьему, должны так же, как Бог, и поступать. Если всё же такая ситуация сложилась – мы просили, а нас не прощают, если мы сделали всё, что могли, то идти на Причастие можно. С сокрушением, со скорбью, но нужно причащаться. Ведь мы приступаем к Телу и Крови Христовым не потому, что достойны, полностью готовы и выполнили все пункты, а именно потому, что не достойны, потому что грешны и нуждаемся в помощи от Господа и исцелении через Его святые таинства. Хотя подобные ситуации лучше всего решать со своим духовником, обсудив с ним все обстоятельства и детали.
Однако в жизни бывают ситуации, когда нет возможности попросить прощения. Например, сегодня один человек может прервать общение с другим из-за того, что считают его сторонником противоположных политических убеждений, скажем – один монархист, другой – демократ. Что-то объяснять и доказывать в такой ситуации бесполезно. Конечно, когда близкие люди прерывают общение по идеологическим причинам, то это больно и скорбно, тем более, если такое наблюдается среди христиан. В пылу упоения собственной правотой мы как-то забываем о том, что все-таки у нас иное Отечество. «Не имеем здесь пребывающего града, но грядущего ищем». В Царствии Небесном, к которому мы стремимся, будут отдельные области для сторонников по государственному или идеологическому принципу.
И получается, что, с одной стороны, будучи христианами, мы декларируем, что стремимся в рай, стремимся все вместе быть с Богом. С другой стороны, дистанцируемся от людей, с которыми имеем разные убеждения. Если здесь, на земле, мы не хотим с ними иметь ничего общего, как же собираемся с ними в Вечности находиться рядом? Как вообще можно всерьёз заниматься мельтешением и играми в нашей земной «песочнице», принимать за чистую монету те манипуляции, которым нас подвергают экспериментаторы того или иного политического лагеря через СМИ, как можно на этом строить отношения и этим руководствоваться?
Пусть каждый следит за собой. Каждому прежде всего нужно быть гражданином Небесного Отечества. Христианин призван жить так, чтобы в Царствии Небесном ему было радостно встретить любого человека с любой политической ориентацией. Что касается ближнего, которому что-то в нас кажется неправильным или несоответствующим его убеждениям, то для нас это повод усилить молитвы за этого человека. Не такие, конечно, что «Господи, вразуми его». В данном случае молиться нужно как о наших родных и близких – папе, маме, родственниках: «Господи, спаси и помилуй, даруй Царствие Небесное и всякие блага». Это первый шаг, с чего нужно начинать.
Хорошо поступать по совету псалмопевца: «уклонись от зла и сотвори благо». Чтобы не раздражать друг друга, нужно максимально устраниться от общения на разделяющие темы. Пусть человек живёт в своем мире, мы – в своем, и каждому будет спокойно на своем месте. Главное – продолжать любить его как христианина и молиться, чтобы Господь его и нас помиловал и спас.
Если появляется желание резко высказаться, особенно это касается интернет-общения, лучше выдержать паузу. Обычно по прошествии некоторого времени становится очевидно, что правильнее будет промолчать, не умножать зло. В личном общении необходимо делать тоже самое - стараться сдерживаться.