Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

1069332

Как бы мы, такие разные, ни работали над собой, иногда спорные, конфликтные ситуации всё же возникают. Чтобы досадные недоразумения не омрачали взаимоотношений и, тем более, не перерастали в жизненные драмы, можно попробовать научиться выходить из них с наименьшими потерями. Но при этом шаг за шагом преодолевать гневливую страсть.

В Евангелии есть знаменитые слова: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Всё чётко сказано: пойди и примирись. Но что если в данный конкретный момент с гневом совладать никак не можешь, а уже время идти в храм на воскресную Литургию или читать вечернее правило. Можно ли молиться, ощущая в душе злость, или необходимо ждать, пока утихнет, и только потом становиться на молитву?

Тяжелая ссора - хороший повод для молитвы. Повод просить Господа, чтобы Он отнял у нас этот гнев, чтобы изменил нас, помог стать христианами. Гнев – это одно из проявлений обиды и гордыни. Даже больше обиды, потому что, обижаясь на кого-то, мы всегда выгораживаем себя, оправдываемся. Вот это чувство правоты, самооправдание – самое злокачественное в гневе. Оно блокирует стремление к миру в душе, желание примириться с ближним. И если в таком плачевном состоянии не станем молиться, шансов победить этот грех, эту страсть, практически не будет – «род сей изгоняется только постом и молитвой».

Также важно отдавать себе отчет, что это не столько нас обидели, сколько мы обиделись: не сделали все возможное, чтобы не допустить конфликта, не потерпели, не смогли покрыть любовью.

Примирение – процесс взаимный

Примирение – процесс взаимный, при котором обе стороны взаимно прощают друг друга. 

Но процесс примирения можно начать в одностороннем порядке и самому для себя объявить «мораторий на военные действия» по отношению к тому, кто нам досадил или кому мы досадили. Это уже будет успехом в духовной жизни.

Если не можем подойти к нашему ближнему, обнять его и примириться, нужно постараться хотя бы свой гнев усмирить, в своём сердце не держать зла и негатива по отношению к человеку.

Редки те люди, которым Господь по Своей благодати дал мирное душевное устроение, и они умеют отключать гнев и не сердиться. Но это умение можно в себе воспитать – опытом, «духовной гимнастикой». Если имеем такое стремление и желание и будем трудиться в этом направлении, со временем приобретём и навык. Без благодати Божьей мы ничего не добьемся, но Господь, видя наше старание, обязательно придет на помощь. Но чтобы эту благодать получить, нужно научиться подчинять сердце голове. Сердце – это тот орган, который не всегда действует вместе с нашим мыслительным процессом и зачастую делает не совсем то, что нужно.

глова камни

Однажды Достоевский сказал: «дьявол с Богом борется, и место битвы – сердце человеческое». Действительно, кто преобладает в нашем сердце, к тому оно и устремляется. И если побеждает враг, мы, к сожалению, делаем глупости, понимая при этом, что так поступать нельзя и неправильно. Поэтому обязательно нужно учиться подчинять наши эмоции и сердечные движения разуму.

Ещё нужно понимать, что злость вредит, в первую очередь, нам самим. Все мы стремимся к спокойствию, мирному существованию, и носить в себе гнев, культивировать его, не прилагать усилий, чтобы его остановить – это тяжело и неприятно, прежде всего, для нас.

Что тому человеку, на кого мы гневаемся? Он этого не видит и не слышит, живет своей жизнью. А мы терзаем себя, рвем душу на части, устраиваем себе бессонные ночи, вырванные годы и седые волосы. Или наоборот, гордимся своей непреклонностью, принципиальностью, подогреваемся тщеславием, что мы лучше, умнее того, на кого злимся, потому и «право имеем». Наверное, любой, кто был в подобной ситуации, помнит: головой он понимает, что нужно как-то меняться, но произволения нет, и он продолжает плыть по течению, страдать. 

В идеале нужно приложить все усилия для того, чтобы наступило примирение. Как правило, если люди поссорились, то страдают оба и хотят, чтобы эта ситуация поскорее завершилась. Поэтому в большинстве случаем участники ссоры будут рады шагу, сделанному навстречу.

Счастлив тот человек, который найдет в себе мужество и силы сделать первый шаг, пусть даже он себя считает правым, незаслуженно обиженным. Но мириться нужно не так, что «ладно уж, прости меня, я, конечно, виноват, но и ты не лучше». Если мы идем на этот шаг, важно, чтобы речь шла только о нас: это я сделал плохо, я был неправ. Необходимо видеть и признавать только свою вину, в конфликте винить только себя.

Сказано: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я среди них». Когда люди хотят примириться ради Христа, Господь рядом с ними Третьим присутствует. Если Он видит, что хоть и пребываем пока в гневе, но ради Него стремимся к миру и для этого готовы «наступить на горло» собственной песне саможаления, самолюбования и уничижения противоположной стороны, Он обязательно даст в сердце тому человеку, к которому мы пришли, благодать успокоения, правильные слова и мысли.

дом

О молитве в обиде

Вот бывают ситуации, что два человека поссорились, наговорили обидных слов друг другу и разошлись. Один из них стал на молитву, а другой, видя это, огорчается: «Как он может молиться, причинив мне боль?»  У преподобного Амвросия Оптинского была поговорка: «Знай себя, и довольно с тебя». Откуда мы знаем, о чем человек в этот момент молится? Мы заглянуть в его голову не можем, и что он говорит Богу, тоже не догадываемся. Вряд ли он мысленно упивается победой: «Господи, дай мне силы додавить моего противника, дай силы устоять в моей правоте и добиться своего во что бы то ни стало». Может, и существуют люди, которые мыслят так, но, они отнюдь не составляют большинство. Скорей всего наш ближний сам в печали от того, что совершил, и говорит: «Господи, я такое греховное существо, такое натворил… Подскажи, как мне измениться, что сделать? Я – гордец, у меня нет сил на первый шаг, не могу переступить через себя. Господи, помоги мне!»

Уязвляться, что кто-то, обидев нас, в данный момент молится – дома или в храме, – неразумно. Как мы можем судить человека, который имеет свои отношения с Господом? Силен Бог изменить его, улучшить, и сделает это именно в то время, когда будет наиболее спасительно. 

Причастие и обида

Часто верующие люди спрашивает, как быть, когда мы искренне стараемся примириться с тем, кого обидели, но человек не готов простить, отталкивает нас, продолжает сердиться. Что делать в таком случае – причащаться или отложить, пока не будет прощения?

В одном монастыре, когда кто-то из братьев находился во вражде с другим братом, игумен запрещал тому читать молитву «Отче наш». В этой молитве мы просим Господа так простить наши грехи, как мы прощаем нашему ближнему. Получается, если человек будет читать молитву «Отче наш», и при этом не простил какого-то своего обидчика, он будет просить, как раз наоборот: «Господи, не прощай меня». «Я не могу допустить, чтобы кто-то из моих братьев не был прощен Господом, поэтому, заботясь о его душе, не разрешаю ему читать молитву «Отче наш»», – говорил игумен.

Тяжело простить, если обидчик не кается, не хочет примирения. Но если просят прощения, мы, созданные по образу и подобию Божьему, должны так же, как Бог, и поступать. Если всё же такая ситуация сложилась – мы просили, а нас не прощают, если мы сделали всё, что могли, то идти на Причастие можно. С сокрушением, со скорбью, но нужно причащаться. Ведь мы приступаем к Телу и Крови Христовым не потому, что достойны, полностью готовы и выполнили все пункты, а именно потому, что не достойны, потому что грешны и нуждаемся в помощи от Господа и исцелении через Его святые таинства. Хотя подобные ситуации лучше всего решать со своим духовником, обсудив с ним все обстоятельства и детали.

Однако в жизни бывают ситуации, когда нет возможности попросить прощения. Например, сегодня один человек может прервать общение с другим из-за того, что считают его сторонником противоположных политических убеждений, скажем – один монархист, другой – демократ. Что-то объяснять и доказывать в такой ситуации бесполезно. Конечно, когда близкие люди прерывают общение по идеологическим причинам, то это больно и скорбно, тем более, если такое наблюдается среди христиан. В пылу упоения собственной правотой мы как-то забываем о том, что все-таки у нас иное Отечество. «Не имеем здесь пребывающего града, но грядущего ищем». В Царствии Небесном, к которому мы стремимся, будут отдельные области для сторонников по государственному или идеологическому принципу.

И получается, что, с одной стороны, будучи христианами, мы декларируем, что стремимся в рай, стремимся все вместе быть с Богом. С другой стороны, дистанцируемся от людей, с которыми имеем разные убеждения. Если здесь, на земле, мы не хотим с ними иметь ничего общего, как же собираемся с ними в Вечности находиться рядом? Как вообще можно всерьёз заниматься мельтешением и играми в нашей земной «песочнице», принимать за чистую монету те манипуляции, которым нас подвергают экспериментаторы того или иного политического лагеря через СМИ, как можно на этом строить отношения и этим руководствоваться?

голова

Пусть каждый следит за собой. Каждому прежде всего нужно быть гражданином Небесного Отечества. Христианин призван жить так, чтобы в Царствии Небесном ему было радостно встретить любого человека с любой политической ориентацией. Что касается ближнего, которому что-то в нас кажется неправильным или несоответствующим его убеждениям, то для нас это повод усилить молитвы за этого человека. Не такие, конечно, что «Господи, вразуми его». В данном случае молиться нужно как о наших родных и близких – папе, маме, родственниках: «Господи, спаси и помилуй, даруй Царствие Небесное и всякие блага». Это первый шаг, с чего нужно начинать.

Хорошо поступать по совету псалмопевца: «уклонись от зла и сотвори благо». Чтобы не раздражать друг друга, нужно максимально устраниться от общения на разделяющие темы. Пусть человек живёт в своем мире, мы – в своем, и каждому будет спокойно на своем месте. Главное – продолжать любить его как христианина и молиться, чтобы Господь его и нас помиловал и спас.

Если появляется желание резко высказаться, особенно это касается интернет-общения, лучше выдержать паузу. Обычно по прошествии некоторого времени становится очевидно, что правильнее будет промолчать, не умножать зло. В личном общении необходимо делать тоже самое - стараться сдерживаться.