Храм Вятки с 300-летней историей

hY_ZN-U2yM0

Все наши молитвы за усопших – это одна великая молитва Церкви у Креста Господня. Когда мы приходим в храм со своей поминальной запиской, хорошо нам иметь перед глазами следующий образ: Голгофа, на Кресте распятый Христос. Мы подходим к Голгофе, ко Кресту и протягиваем Богу наши поминальники и говорим: «Господи, возьми, помяни во Царствии Своем». И Господь поминает. Он отвечает на нашу просьбу, на наши записки как покаявшемуся разбойнику: «Ныне будеши со мной в Раю». На наши слова: «Помяни, Господи, вот этих людей во Царствии Твоем, этих грешников», Господь отвечает нам: «Поминал, помяну и буду поминать, ибо я есть Любовь распятая и воскресшая». Сын Божий омывает наши записочки Своей Честной Кровью не в каких-то мысленных реальностях, а по-настоящему. Священник, вынимая за усопших частицы, погружает их во время Евхаристии в Святую Чашу, омывая наши грехи кровью Христовой.

Посмертное состояние душ может измениться, возможно их возрастание в благодати, если воля умерших была при жизни направлена ко Христу, если мы будут пребывать с ними в молитвенном единстве, а они желать этого общения с нами. Именно в этом радостный смысл поминовения усопших во Христе, Господе нашем. 

Когда мы переступаем порог храма, не будем прикладывать к нашим поминальникам или к нашим просьбам беспечное чувство: я пришел, я написал, я передал - прочее меня мало касается. Здесь все сделают как надо без меня. Будет замечательно, если мы к этому «как надо» приложим свое сердце и станем поминать своих усопших, записку прочитывать как за самих себя. Ибо Церковь Христова - это любовь, а подлинная любовь не знает суеты и трагизма разделений.  Святитель Николай Сербский тоже согласен с таким подходом.

243294284

Святитель Николай Сербский

Ты спрашиваешь, почему женщины каждый понедельник после Светлой седмицы приходят на кладбище. Для того, чтобы сохранить старый прекрасный, исполненный глубокого смысла обычай. После восьмидневного прославления воскресения Христа из мертвых христианки на девятый день приходят на могилы своих родных, чтобы помянуть их в молитвах, разделить с ними радость о воскресении Спасителя и освятить могилы. Сначала читаются заупокойные молитвы. Таким образом мы выражаем свою любовь к дорогим и милым нашему сердцу, которые телесно и временно в разлуке с нами. Знай: истинно любит тебя тот, кто втайне молится о тебе Богу. После молитвы бьют о крест красным пасхальным яйцом и восклицают: “Христос воскресе!”. Этим радостным возгласом поздравляют усопших, объявляя им, что придет день воскресения из мертвых. Наконец, очищают могилу от прошлогодней травы и сажают новую зелень. Это выражает нашу надежду на то, что в день Всеобщего воскресения истлевшая плоть умерших преобразится в новую, небесную. Ибо, по истинному свидетельству Свидетеля воскресения – Христа, есть тела небесные и тела земные. И еще: этим тленным телам надлежит облечься в нетленные, и смертным – в бессмертное. Когда христианки все это исполнят, они, еще раз помолившись Богу, кланяются на восток и покидают могилы. Итак, молитвой они выражают любовь, красным яйцом и поздравлением – веру в воскресение, а свежей весенней травой – надежду. Любовь, вера, надежда, и опять любовь. Вот в чем смысл и символика поминального понедельника.

Далее ты спрашиваешь, почему в этот день на кладбище очень часто приходят одни женщины, без мужчин, как в другие родительские поминальные дни. Этим понедельником начинается неделя жен-мироносиц, а мироносицы первыми пришли ко Гробу Господню и первыми объявили людям о воскресении Христа. Блаженны матери, сестры и вдовы, своей любовью к умершим подобные женам-мироносицам! Чувствуют усопшие наше присутствие на своих могилах, чувствуют – и как еще чувствуют! – наши молитвы и жертвоприношения за них, нашу любовь к ним. И мы с тобой скоро почувствуем это, по ту сторону могилы, и будем благодарны тем, кто помнит нас и молится о нас Богу.

Брат мой, слова человеческие бессильны выразить тайну жизни и смерти, чудесную и страшную тайну, о которой Ангелы перешептываются с умершими! Как наши христианские обычаи помогают нашим словам – обычаи прекрасные и полные глубокого смысла, – помогают немощным словам нашим! 

7915a04c65346bc5bbd6c8cd6c45cac3