Храм Вятки с 300-летней историей

history2-19_1

Евангельские чтения Страстной седмицы

На Страстной седмице Евангелие читается почти на каждой службе суточного круга, ибо последние дни земной жизни Спасителя описаны гораздо подробнее, чем другие периоды Его жизни. По тексту четырех Евангелистов можно проследить буквально каждый шаг Спасителя: все, что он говорил, делал, куда ходил, с кем общался в предкрестные дни. Богослужение Страстной седмицы дает нам возможность провести эти дни шествуя по Его стопам, слушая Его слова. 

Итак, в понедельник, вторник, среду и четверг Христос проповедовал в Иерусалимском храме. Ближе к вечеру, когда солнце начинало клониться к закату, Он уходил вместе с учениками из города для отдыха и прощальных бесед только с ними. Утром сын Божий возвращался обратно в Иерусалим. Такая последовательность событий продолжалась четыре дня.

обличение 2

Евангельские чтения Великого вторника

Утреннее Евангелие (в сокращении).

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;  итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:  связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;  все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;  также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах  и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. 

Обличение

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.  Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.  Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;  так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,  и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;  таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;  дополняйте же меру отцов ваших. 

фарисеи

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;  да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей» (Мф. 23. 1-26).

Вечернее Евангелие

Большинство притч Господь говорил Своим ученикам наедине. Во вторник на вечерне читаются три притчи, поочередно изложенные в 25 главе Евангелия от Матфея. Это притча о десяти девах (Мф.25.1-13), о талантах (Мф.25.14-30) и о Страшном Суде (Мф.25. 31-46). Все три притчи посвящены пониманию грядущих эсхатологических  событий: загробной человеческой судьбе, кончине мира, социально-исторической перспективе общества.

притча о девах 3

В перечисленных притчах находим полное смысловое завершающее соответствие с подготовительными великопостными неделями «О блудном сыне» и «О Страшном суде». Блудный сын, если бы не «пришел в себя» и не покаялся, то  данные ему Отцом-Богом «таланты» расточил бы безвозвратно, «светильный бы его угас» и двери Отчего Дома – Царства Небесного - перед ним затворились бы навечно. Вместо брачных песен он услышал бы только «плач и скрежет зубов». Плачь, отнюдь, не покаянный, а зверской нечеловеческой ненависти к Любви Божией и к спасенным Его Крестом и Воскресением.

О чтении Четвероевангелия

В шести Евангельских чтениях первых двух дней мы видим, что события утром происходили в Иерусалимском храме или на пути к нему, а вечером — в доме, где Спаситель проводил ночь или по дороге — на склоне горы, где Он с учениками отдыхал от дневных трудов. Но кроме этих чтений из Евангелия, есть и другие. В Церкви существует обычай чтения Четвероевангелия на богослужебных часах, между утреней и Литургией Преждеосвященных  Даров, совмещенной с вечерней.

в пути

По уставному порядку прочитываются почти все Четвероевангелие в ходе служб часов первых трех дней. Остается невозглашенной лишь малая завершающая часть Евангелия от Иоанна.  По времени это продолжительное чтение, поэтому в  большинстве приходских храмах Четвероевангелие начинают читать заранее. Например, с шестой седмицы Великого поста или с четвертой, а иногда и со второй — по небольшому отрывку каждый день. Но чтение Четвероевангелия на часах символично именно для дней Страстной седмицы, потому что т священник, стоящий посередине храма и долгое время читающий Евангелие, являет образ Христа. Всякий вошедший в это время в храм видит священника, читающего Евангелие. Аналогичным образом любой еврей, входивший в иерусалимский храм в те дни, видел Христа проповедующего. Это еще одна символическая аналогия в богослужебной практике Церкви.

Великопостное назидание

Нравственное соотношение между подготовительными неделями к Великому посту и днями Страстной седмицы не ограничивается аналогией Прощенного воскресения, посвященного воспоминанию изгнания Адама из рая и Лазаревой субботы, раскрывающей конечный путь «изгнания» - каменный гроб. В предпостовых неделях есть множество других соответствий с Великими днями Страстей Христовых. В первой подготовительной неделе перед Великим постом Церковь вспоминает притчу «О мытаре и фарисее». Ее назидательный смысл  полностью согласовывается с событиями Великого вторника, посвященного во многом, как раз обличению Христом «книжников, фарисеев» и нравственных лицемеров.

«Слепые, вожди слепых! – обличает их Спаситель в центре Закона и Обетований, в Иерусалимском храме, – Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры (эту формулу Христос повторяет восемь раз подряд! - ред.), что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас»  (Мф. 22. 15 – 23. 39).

Смертельная болезнь фарисейства сидит в человеке крепко. Исцелиться от нее – вопрос жизни и смерти для каждого из нас. От   Господа, милосердного Врача душ и телес, мы узнаем о людях, позволившим расцвести в себе этому ядовитому чертополоху праведной гордыни: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». С материнской заботой Церковь предлагает  нам начать великопостную подготовку  с  размышлений о грехе «фарисейства и лицемерия», а завершает в Великий вторник свидетельством Сына Божьего о смертельных, воистину антихристианских, последствиях, к которым приводит подобное лживое духовно-моральное устроение: «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;  да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей». Слыша, праведно-гневные обличения фарисеев  и законников «кроткого и смиренного сердцем» (Мф.11. 29) Сына Божьего на глазах невольно наворачиваются слезы: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26. 17-25), опустил руку в солило…