Храм Вятки с 300-летней историей

 

history2-19_1

Страстная седмица

Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи. В глубокой древности многие христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей. Празднование  Крестной  сопровождалось строжайшим строгим постом. Из него постепенно вырос весь богослужебный строй Страстной седмицы.

Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр годового года церковных праздников. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой — Великим постом. Богослужение этих дней открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей — все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами сердечно пережиты, стали реальностью нашей жизни.

Евангельские чтения Страстной седмицы

На Страстной седмице Евангелие читается почти на каждой службе суточного круга, ибо последние дни земной жизни Спасителя описаны гораздо подробнее, чем другие Его жизненные периоды. По тексту четырех Евангелистов можно проследить буквально каждый шаг Спасителя: все, что он говорил, делал, куда ходил, с кем общался в предкрестные дни. Богослужение Страстной седмицы дает возможность провести эти дни, шествуя по Его стопам, слушая слова Господни.

Итак, в понедельник, вторник, среду и четверг Христос проповедовал в Иерусалимском храме. Ближе к вечеру, когда солнце начинало клониться к закату, Он уходил вместе с учениками из города для отдыха и прощальных бесед только с ними. Утром сын Божий возвращался обратно в Иерусалим. Такая последовательность событий продолжалась четыре дня.

крест

Краткое описание  вспоминаемых событий Страстной седмицы 

Великий понедельник

Воспоминание о ветхозаветном  патриархе Иосифе, проданном братьями в Египет, как прообразе страдающего Иисуса Христа и евангельском повествовании о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую добродетельных плодов при обилии многоразличных, «озеленяющих» духовных дел.

Великий вторник

Воспоминание  об обличении Иисусом Христом фарисеев и книжников, а также притч, произнесенных Им в Иерусалимском Храме: о дани римскому императору, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Великая среда

Воспоминание о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя Иисуса Христа за  30 серебряников и  грешницы, омывшей слезами и драгоценным миром ноги Спасителя.

Великий четверг

Воспоминание о Тайной Вечери и установлению таинства святого Причащения, а также: умовение ученических ног Иисусом Христом, Его кровавая молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды.

Великая пятница

Воспоминание о суде, распятии, крестной смерти Спасителя и положении во гроб.

Великая суббота

Воспоминание о пребывании Христа во гробе и схождении во ад.

Великое воскресение. Пасха.

Воспоминание о Воскресении Иисуса Христа.

 800px-Roermondse_passie

Великопостное назидание

Духовная глубина и смысл Страстной седмицы раскрывается в церковном богослужении. Самое лучшее, что можно сделать в  эти святые дни  - это посетить все предписанные уставом службы.  Быть и на последней Литургии Преждеосвященных Даров в Великую среду, и в Великий четверг утром на Литургии, и вечером в тот же день на утрени со чтением двенадцати Страстных Евангелий, и днем в Великую пятницу на выносе плащаницы, а вечером на всенощном бдении с  погребением, и в великую Субботу, и в пасхальную заутреню совмещенную с Литургией. Если нет возможности молитвенного посещения служб, то надо читать соответствующие главы Нового Завета, вникать в Святоотеческие комментарии, расширить свое ежедневное молитвенное правило текстами богослужебного устава Страстной седмицы. Сейчас это сделать проще, чем в 19 веке. Для этого есть все: и книги, и интернет, и видеокассеты,  и телевидение, например, православный телеканал «Союз». Если вы обладаете временем, силами – можно поучаствовать в какой-нибудь благотворительной деятельности, поехать в социальные учреждения, посетить своих друзей и родственников, нуждающихся в помощи. В Страстную седмицу лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Жизнь в Церкви богата и многообразна. Помимо бытия, в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предварительные попечения о пасхальном угощении. Но только бы не стало это основным. Прискорбно, если за бытовыми приготовлениями праздник Воскресения Христа отойдет для нас на второе место. Творожная пасха и сливочный кулич  не должны стать важней Пасхи Господней.