Храм Вятки с 300-летней историей

ЮВ_1958x1469

Евангельское повествование от апостола Иоанна Богослова 

Иисус, когда увидел Марию плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него ( Ин. 11. 33-45). 

лазарь

Житие праведного Лазаря, епископа Кипрского, после воскрешения 

Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет «от роду», он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра. 

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: «Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро». С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

 Икона лазаря

 

Святой Лазарь, епископ Кипрский

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В «Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы», изданных на Афоне Русским Пантелеймоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: «Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы». По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе.

 Гробница Лазаря

Гробница святого епископа Лазаря на о. Кипре

Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор. После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название «Ларнакс» – «гроб, саркофаг». На мраморной гробнице святого выполнили надпись: «Четверодневный Лазарь, друг Христов». 

Великопостное назидание 

Мы не можем изменить самих себя, не можем сделать себя золотыми и бессмертными из земных материалов. Природа мира навсегда приковала человека к земле, в конце концов, даже вбила человека в земляную яму и придавила сверху каменной плитой. Если дерево будет расти вверх сотни, тысячи лет, и ствол его станет толщиной со стадион, оно и тогда не распустит свои листья и не даст плодов в Царстве Божием. Все плоды, которые оно произрастит, будут падать только на землю. Так и человек. Каким бы он совершенным не был, какие бы великие подвиги не предпринимал, он всё равно умрёт, как умер Лазарь, друг Христов. Какие бы огромные жертвы не приносил человек, ему не дано самостоятельно  прорваться  через  земные преграды греха и смертные пропасти  к Божественной Славе!  Сам, без помощи Божией, человек может  подпрыгнуть  только до  верхушки церковной ограды.  

 ЭЧ_1958x1469

Спуск в гробовую пещеру праведного Лазаря    

Адам, согрешив в райских пределах, выбрав тварную автономию вместо ипостасной полной открытости Богу, спрятался от Него, затаившись в страхе «между деревьями рая».  Человек словно потерял богопросвещенный разум,  решив скрыться от Бога в благом месте, созданном специально для его светоносного возрастания  в Духе Святом. Во всем необозримом космосе не было  такого потаенного угла, куда Адам мог бы забиться от Вселюбящего, а потому и Всевидящего Господнего взора. Господь не оставил первого человека наедине со своим страхом на сотни лет. Он без промедления, желая призвать Адама к покаянию,  «ходя  в раю  во время прохлады дня», возвысил свой голос, чтобы согрешивший услышал Его милосердное вопрошание: «Адам, где ты?» 

ЭШ_1958x1469

                                 В  пещере-гробе праведного Лазаря

Человека не вразумил Божественный призыв к возрождению, он окостенел в своей ложной самообожнической экзистенции и был выведен из рая на бескрайние просторы вселенной, Но человеческий путь на земле оказался коротким, как тюремный коридор, и завершился не в сияющих садах солнца, а в каменном узком гробу. Любовь Божия снизошла за ним долу, в мир подвластный космическим стихиям, катастрофам,  болезням и смерти. «Адам, где ты?» – взывал Господь в раю и вслушивался в малодушно-трусливый ответ Адама. «Где положили его?» - вопрошал Господь Иисус Христос о месте погребения Своего друга Лазаря. Вот он очевидный «смердящий»  итог человеческого самоопределения: кислое разложение в гробу! Великий пост завершается там, где он начался в Прощенное воскресенье, - воспоминанием Адамова изгнания из рая -  только  сегодня в Лазареву субботу  мы вспоминаем Адама,  загнанного смертью в каменный мешок!  

 лазарь и Христос

Не бронзовый  ангел в подтеках  от дождя и снега  «плакал» у гроба Лазаря,  не ветхозаветный первосвященник со старейшинами, а сам живой Бог и Человек, Иисус Христос! Эти слезы из-за великого сострадания Творца к Своему прекрасному творению - человеку. Он плачет о его падении, о его немощи, греховности, о его бесславной смерти. Эти слезы из-за глубочай­шей жалости к страшной участи падшего человека, отчужденного от Бога и обреченного на тление и веч­ные страдания. Предание говорит, что Спасителя никогда не виде­ли смеющимся, а плакал Он о грешных людях часто - в уединении, в часы ночной молитвы к Отцу. Но на этот раз Он плачет при всех, не скрывая слез.  Всего через несколько дней люди, бывшие свидетелями дивного события, потребуют Его смер­ти, станут осыпать Его насмешками, произносить на Него хулу. Слезы льются из очей Христовых.

 Дверь.jpeg

В преддверии своего Воскресения Сын Божий совершил великое чудо. Силой Божества Он преодолел энергию тления и обезображенный смертью труп Лазаря воздвиг к земной жизни.  «Лазарь, иди вон!» - раздался не трубный ангельский глас, а скорбный дружеский голос Спасителя и Друга. Благодать Божия пронзила окоченевшее тело, оживила и согрела члены теплотой Духа Святого и «четверодневный» Лазарь вышел на солнечный свет из тьмы гробовой пещеры. Любовь Божия побеждает смерть и в земных пределах. Бог никогда не оставит человека одного. Он может отвечать ему не только «из бури» (Иов 40.1), прийти на помощь не в одних болезнях и страданиях, но и за смертной дверью Он ожидает нас, ибо сказал о Себе «Аз есть Дверь» (Ин 10.9).  Пройти мимо  «Двери» Божественной Любви человеку не дано. Сошествие Сына Божьего с Небес для всякого православного сердца очевидно показывает, что не Бог оставил человека, а человек отвернулся от своего Создателя и Отца и буквально «дошел до ручки» гроба. 

в храме

Заря воскресения в свое время озарит и нашу жизнь,  слезы всей нашей жизни Господь претворит в радость вечного спасения и бла­женства на небе вместе с теми праведниками, которых видел Иоанн Богослов стоящими в сияющих одеждах пред престолом Божиим: «Отрет Бог вся­кую слезу с очей их и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21.1-4). 

Церковь поет в Лазареву субботу: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!».