Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

sf_luca_9

В Великом посту на службах все Евангелие прочитывается полностью, за исключением последних глав от Иоанна, повествующих о воскресении Христа и послевоскресных событиях. В Страстную Седмицу продолжительное чтение Слова Божия звучит в храме практически неумолчно. Такое особенное внимание к Евангелию для великопостных дней не случайно. Это время нам дано для пристального вглядывания в Таинство Боговоплощения «нашего ради спасения и жизни будущего века».

Евангелие – идеальное зеркало, в котором отражается душа человеческая со всеми ее добродетелями, пристрастиями, привычками и навыками. Понимая это, мы решили обратиться к опыту других веков, к духовно-культурному наследию иных православных народов: как они видят себя в Евангелии? Что они смогли рассмотреть, осмыслить и постичь  в евангельском Слове? И главное – как они смогли рассказать об этом в красках, в удивительных художественных образах,  рожденных Книгой Божьей?  И рассказ об этом мы, конечно,  начнем с русского «зерцала», с первопечатника Ивана Федорова. 

В истории нашего отечества есть две великие даты - Крещение Руси Владимиром Святым и появление первой печатной книги на славянском языке во времена Ивана Грозного. Первая печатная книга "Послания и деяния Апостолов" появилась в первый день весны (по новому стилю 14 марта) 1564 года в Москве на Печатном дворе усилиями великого мастера своего дела Ивана Федорова. 

Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии оправдан тем, что «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование Святого Писания. Книга вышла в свет повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария. 

22538_4_CompressedImage

Как  появился этот герой в московском государстве? 

Детство и учение будущего первопечатника пришлись на времена правления Василия III, незадолго до которого Русь окончательно освободилась от многовекового татарского ига, зрелые годы проходили в тревожные и судьбоносные времена царя Ивана Грозного. Не установлено, где и у кого учился И. Федоров, но он в совершенстве владел всеми типографскими специальностями, был гравером, наборщиком, печатником, сам изготовлял шрифты. 

Москва первой половины XVI века жила в  противоречивое время. Русь набирает силы, обретает черты единого централизованного государства. Расширяется торговля, растут города; централизуется система управления страны. Развиваются ремесла, закладываются основы естественно-научных и технических знаний. 

В Москве развертывается большое строительство, сюда были приглашены мастера из Владимира, Пскова, из-за границы. Их трудом и вдохновением воплощаются великолепные замыслы зодчих, утверждающих в камне славу, мощь и величие Русского государства. 

Наиболее значительным сооружением был храм Василия Блаженного, который и сейчас, спустя четыре столетия, он поражает своим великолепием. Создали это чудо гениальные русские архитекторы Барма и Постник. 

Иван Федоров трудился над «Апостолом» как раз в то время, когда на Красной площади воздвигался этот собор. 

Во время работы над «Апостолом» расписывался Благовещенский собор Московского Кремля, и Иван Федоров мог видеть на его стенах изображение древних поэтов и мыслителей - Гомера, Аристотеля, Платона, Вергилия. 

На Пушечной улице - недалеко от типографии - работали замечательные литейные мастера. Среди них - Андрей Чохов, отливший много колоколов и огнестрельных орудий. Знаменитый Царь-колокол отлили братья Моторины. Работники Пушечного и Печатного дворов хорошо знали друг друга. И, несомненно, опыт литейных умельцев был использован создателями типографских шрифтов. 

Знавал Иван Федоров милость и поддержку великих князей и духовенства, но и подвергался незаслуженной опале, работал в Кракове, Львове, Вильне и всегда, где бы ни находился, выступал великим просветителем и тружеником. 

разворот апостола

Первая русская книга 

Первой печатной книгой, на которой указано имя Ивана Федорова, стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии, с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. 

В «Апостоле» Федоров ссылается на греческие, венецианские и итальянские образцы, но выход «Апостола» в свет знаменовал собой начало новой эпохи в культурной жизни Руси, введение в русское цивилизационное поле печатного станка, что увеличивало распространение и доступность книг среди русских людей. 

Специалисты утверждают, что подготовка первых русских печатных книг длилась долго, около десяти лет, и подготовлены они были хорошо, о чем говорят и подбор шрифтов, и качество печати, и рисунки. 

Особо отметим, что Иван Федоров справедливо считал книгопечатание «даром, свыше ниспосланным», «божественным талантом», «делом богоизбранным», то есть относился к своему дарованию и умению как к поручению, то есть провиденциально. Известно: когда гетман Ходкевич предложил Ивану Федорову оставить книгопечатание и заняться хлебопашеством, тот ответил: «Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную пищу... И в одиночестве, углубляясь в себя, я не раз омочил слезами свое ложе, размышляя обо всем этом, как бы не сокрыть в земле талант, дарованный мне Богом». 

Отмечают, что одним из талантов нашего первого печатника был талант редакторский. Текст «Апостола» набран в две краски ровным, красивым шрифтом. Сохранив основные черты рукописного полуустава XVI в., Федоров сделал шрифт более емким. Полная страница первопечатного «Апостола» включала 25 строк. Изданию предшествовала тщательная подготовка текста. Сличение печатного текста «Апостола» с текстами его рукописных предшественников доказывает, что они были восприняты первопечатником критически. 

Большую изобретательность, изумительное мастерство первопечатник проявил при изготовлении шрифтов. 

Шрифт «Апостола» изготовлен по особому образцу, отличавшемуся от современных ему западноевропейских и славянских шрифтов. Таким образцом для Ивана Федорова послужил тот крупный полуустав XVI века с небольшим наклоном вправо, который широко применялся в древнерусских рукописных книгах. Этот рукописный полуустав привлек внимание первопечатника прежде всего своей четкостью, простотой и изяществом очертаний букв. 

Имело большое значение также и то, что первопечатник не хотел отпугивать читателей ненужной новизной, стремился приблизить печатный шрифт к рукописным буквам, к которым русские люди давно привыкли. 

Рисунки букв «Апостола» всегда очень четки, читабельны. Их наклон вправо строго соблюден, а величина всюду одинакова, и потому строчки ровны и стройны. Также последовательно выдержано одинаковое расстояние между буквами. 

Оглавление книги напечатано нарядной вязью; это сплошной узор из причудливого сплетения крупных букв. Шрифт «Апостола» 1564 года настолько совершенен и привлекателен, что оказал влияние на западнославянское книгопечатание. В Московском же государстве этот шрифт считался образцовым в течение полувека, вплоть до начала XVII столетия. 

Рука большого мастера сказалась и в верстке «Апостола». Безукоризненно прямые линии строк, совершенно одинаковые расстояния между ними, точная подгонка заглавных инициалов к строчным буквам, строго выдержанные крайние линии справа и слева — все это создает впечатление подкупающей гармонии и облегчает чтение книги. 

Вязь, инициалы, вставки в тексте и на полях напечатаны красной краской (киноварью), все остальное — черной краской. Киноварь и черная краска очень высокого качества. Благодаря этому текст книги хорошо сохранился. 

310

«Апостол» 1564 года богато украшен художеством 

В нем, кроме нарядной вязи, имеется серия заставок — сорок восемь чудесных рисунков, отпечатанных с двадцати гравировальных деревянных досок двадцать два красивых инициала — узорные буквы, отпечатанные с пяти досок, пятьдесят четыре маргиналии (указания на главы и на порядок чтения текста) с одной доски и, наконец, превосходный фронтиспис. 

Рисунки заставок даны на черном фоне и состоят из причудливого переплетения пышных, широколистных трав с плодами в виде кедровых шишек, стручков, маковых головок. Эти растительные орнаменты очень пластичны, выразительны, полны живого движения растительных побегов. В заставках чувствуется опытная рука талантливого художника-гравера, самостоятельно, творчески перерабатывавшего мотивы заставок, известные ему по древнерусским рукописным книгам. 

Особое место в книге занимает фронтиспис — замечательное произведение древнерусского художника-гравера, первая художественная гравюра на дереве в России. 

Фронтиспис состоит из рамки, художественно выполненной в виде арки на двух колонках, и помещенного в эту рамку изображения легендарного автора книги — апостола-евангелиста Луки, склонившегося над рукописью. 

В этой гравюре большое мастерство художественного выполнения сочетается с глубоким и значительным замыслом: изображение человека, работающего над книгой под торжественно-великолепной триумфальной аркой, как бы прославляет вдохновенный труд создателя книги. 

«Апостол» – книга без опечаток! 

«Апостол» 1564 года является синтезом всего лучшего, что было в древнерусских рукописных книгах и в практике анонимной типографии, итогом развития книжной техники прошлого, которая была значительно обогащена первопечатником, одаренным изобретателем и новатором в области книгопечатания. 

Примечательно, что итальянец Рафаэль Барберини, хорошо знакомый с мировыми достижениями итальянских типографов, в письме на родину с большой похвалой отозвался в 1564 году о московских печатниках, о работе московской государственной типографии: «В прошлом году ввели они у себя печатание ...и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве». 

Иван Федоров снабдил «Апостол» послесловием, в котором рассказал, как и почему на Руси началось печатное дело. Это послесловие — живой, изобилующий конкретными деталями рассказ очевидца и участника описываемых событий.  

«Апостол» 1564 года — непревзойденный шедевр древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI века. 

Академик Д. С. Лихачев пишет, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание».

До наших дней в мире сохранилось около 70 экземпляров московского «Апостола» 1564 года. Большая их часть находится в разных городах России, прежде всего в Москве – треть всех известных сейчас. Экземпляры этой книги имеются в ряде других стран: Великобритании, США, Киргизии, Чехии, Латвии.

PICTgg0123 

Острожская Библия 

Подлинным шедевром типографского искусства Ивана Федорова явилось знаменитая Острожская Библия. Из заставок «Апостола» в Библии использовании только одна, ее пришлось из прямоугольной, путем наращивания внизу и по бокам, превратить в «покоеобразную». Ею открывается первая книга Библии - «Книга Бытия». Новых заставок было вырезано 15, концовок – 12 . Кроме того, был вырезан герб Острожского и типографский знак самого печатника. 

Для книги Нового завета, печатаемой одновременно, были вырезаны рамка титульного листа, шесть заставок, девять инициалов, герб Острожского и несколько концовок. 

Подготовка текста и редактирования вскрыли массу неисправностей в присланной из Москвы рукописи Библии; были привлечены другие тексты библейских книг. Были от отправлены уполномоченные в различные страны, к патриарху Константинопольскому и даже в « римская пределы», чтобы они разыскали так и привезли оттуда « зводов добре неправленых». Можно считать, что среди этих уполномоченных находился и Иван Федоров. Думают, что он принимал участие и в редактировании текстов, полученных со стороны.Острожская Библия поражает своим объемом. В ней 628 листов или 1256 страниц, отпечатанных в два столбца красивой, убористой печатью шестью различными шрифтами. Много мастерски выполненных заставок и заглавных букв. Титульный лист Библии обрамляет рамка, в которую в московском Апостоле было заключено изображение Луки. Книга снабжена гербом князя Острожского и типографским знаком Ивана Федорова. В предисловии от имени князя Острожского говорится о связи начатого в Остроге дела с Москвой, со всем историческим прошлым русского народа.

1255954975.0.088367001255954975 

Тираж книги приблизительно 1000-1200 экземпляров. Сохранилось до нашего времени около 250 экземпляров. И это понятно – книга большого объема и формата, обращались с ней весьма бережно. Все же большая часть тиража – около 1000 экземпляров - не дошла до нас.  

Со стороны типографской Острожская Библия безукоризненна. Это первая Библия, напечатанная кириллическим шрифтом. Она «послужила оригиналом и образцом для дальнейших русских изданий Библии». Доски инициалов вместе с одной из федоровских типографий приобрело львовской братство, и оттиска с них встречаются в его изданиях и в XVIII веке. Рисунок рамки Острожской Библии был скопирован для двух литовских «постилл» и одной польской.