Храм Вятки с 300-летней историей

15

История обретения  Державной иконы Божией Матери

Некой кре­стьян­ке Ев­до­кии Адри­а­но­вой, жи­тель­ни­це де­рев­ни Пе­ре­рвы, бы­ло три­жды во сне от­кры­то, что есть по­за­бы­тый об­раз Бо­го­ро­ди­цы, через ко­то­рый от­ныне бу­дет яв­ле­но небес­ное по­кро­ви­тель­ство Ца­ри­цы Небес­ной рус­ско­му на­ро­ду. Она яс­но слы­ша­ла сло­ва: «Есть в се­ле Ко­ло­мен­ском боль­шая чер­ная ико­на, ее нуж­но взять, сде­лать крас­ной, пусть мо­лят­ся».

На­сто­я­тель хра­ма в Ко­ло­мен­ском, отец Ни­ко­лай Ли­ха­чев, к ко­то­ро­му об­ра­ти­лась Ев­до­кия, не стал пре­пят­ство­вать, и они вме­сте осмот­ре­ли все ико­ны, на­хо­див­ши­е­ся в церк­ви. Не най­дя ни­че­го по­хо­же­го в хра­ме, отец Ни­ко­лай пред­ло­жил по­смот­реть ико­ны в под­ва­ле церк­ви, по раз­ным при­чи­нам сло­жен­ные там, сре­ди ко­то­рых и вы­бра­ли са­мую боль­шую, по­кры­тую ве­ко­вой пы­лью. Очи­стив ико­ну от пы­ли, они к сво­е­му удив­ле­нию уви­де­ли изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, си­дя­щей на троне. По ме­ре при­ве­де­ния ико­ны в по­ря­док об­на­ру­жи­лось, что Мла­де­нец-Хри­стос на ко­ле­нях Бо­жи­ей Ма­те­ри про­стер бла­го­слов­ля­ю­щую ру­ку. В од­ной ру­ке Вла­ды­чи­ца дер­жа­ла ски­петр, в дру­гой — дер­жа­ву (зна­ки цар­ской вла­сти над ми­ром), на гла­ве Ее бы­ла ко­ро­на, а на пле­чах — крас­ная ман­тия или пор­фи­ра. При необык­но­вен­но су­ро­вом ли­ке Бо­го­ма­терь на иконе име­ла цар­ствен­ный вид — все ука­зы­ва­ло на то, что Вла­ды­чи­ца от­ныне при­ни­ма­ет на се­бя осо­бое по­пе­че­ние о мно­го­стра­даль­ном рус­ском на­ро­де. Адри­а­но­ва сра­зу при­зна­ла ви­ден­ную во сне ико­ну, а свя­щен­ник тот­час же от­слу­жил пе­ред об­ра­зом мо­ле­бен с ака­фи­стом.

Слух о вновь най­ден­ной иконе быст­ро рас­про­стра­нил­ся не толь­ко в се­ле Ко­ло­мен­ском; бо­го­моль­цы сте­ка­лись в цер­ковь Воз­не­се­ния из Моск­вы и дру­гих мест, по­лу­чая от Бо­жи­ей Ма­те­ри бла­го­дат­ную по­мощь. В «Сер­ги­ев­ских лист­ках» опи­са­но при­бы­тие Дер­жав­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Мар­фо-Ма­ри­ин­скую оби­тель в Москве, где ико­на бы­ла встре­че­на Ве­ли­кой кня­ги­ней Елизаветой Фе­до­ров­ной и дру­ги­ми сест­ра­ми с боль­шим тор­же­ством. Ико­ну для по­кло­не­ния во­зи­ли и в дру­гие церк­ви, а по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням она оста­ва­лась в се­ле Ко­ло­мен­ском.

По неко­то­рым све­де­ни­ям, Дер­жав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри до 1812 го­да пре­бы­ва­ла в Воз­не­сен­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Москве. Спа­сая ико­ну от На­по­лео­нов­ско­го раз­граб­ле­ния, ее спря­та­ли в се­ле Ко­ло­мен­ском и, по всей ве­ро­ят­но­сти, за­бы­ли там на 105 лет, по­ка она не яви­ла се­бя в по­ло­жен­ное вре­мя. Служ­ба и ака­фист Дер­жав­ной иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­став­ле­ны с уча­сти­ем Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. Ныне эта свя­тая ико­на на­хо­дит­ся в хра­ме Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ко­ло­мен­ском, ку­да бы­ла воз­вра­ще­на 27 июля 1990 го­да.

image74811063

Праздничное назидание

В марте 1917 года произошло одно из ключевых событий русской истории – отречение от Престола царя Николая II. Архиепископ Феофан Полтавский, бывший духовник царской семьи писал об акте отречения: «царь не просто «подал в отставку», подчиняясь малодушному враждебному давлению своего окружения. Он понимал, что отречение от Престола было последним шагом на пути служения народу. Государь предпочел отойти и не быть дополнительной причиной тяжелых раздоров в уже и не без того растерзанной войной Империей».

Церковная история засвидетельствовала: Бог не принял отречение последнего царя от Престола. До сих пор фактом неприятием этого отречения является «Державный» образ Богородицы.  Матерь Божия открыла его русскому народу Сама через благочестивую крестьянку Евдокию Андриянову года в день царского отречения 2 марта 1917 года в селе Коломенской под Москвой. Многие русские люди стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. И сегодня после столетнего явления «Державного» образа в Вознесенской церкви села Коломенского часть православного народа присваивает ему символическое значение: гибель монархии послана русскому народу для вразумления, сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на возрождение Отечества в духе имперских столетий.

Галатская икона Божией матери

Мы не решаемся заглядывать так далеко в историческую даль и так широко толковать символику «Державной» иконы, но очевидно, что царское отречение и явление иконы Божией Матери день в день в марте 1917 года взаимообусловлены. С уверенностью можно сказать, Богородица не сберегает символы царской власти и не предопределяет грядущий путь России только как самодержавного государства. Смысл явления иконы намного сердечней и конкретней. Он соотносится непосредственно с фактом отречения от Престола царя Николая II.

«Державный» образ Богородицы написан до Отечественной войны 1812 года. Как тогда определяли ее иконографический символизм русские люди? В начале 19 века русский царь хранил державу и скипетр, как зеницу ока. Прореволюционных вещаний о гибели русской империи не было слышно и в помине. В большинстве народа не было нервных апокалиптических настроений, хотя порой Наполеона и сравнивали с антихристом. Но как раз это сравнение указывало на то, что русский царь, как Евангельский лев «исполненный очей» сразится со «зверем из бездны» и одолеет его, не выпуская из рук державу и скипетр.  Самое трезвое прочтение символизма иконы Божией Матери «Державная» для русского человека 18-19 века было утверждение помощи Пречистой в несении государем бремени царской власти. Богородица не хранила, как заветные святыни византийские императорские регалии, а своей благодатной властью Царицы Небесной одухотворяла царское служение и вдохновляла царя на ограждение внешних границ Церкви.

Неувядаемый цвет

Иконописное изображение Божией Матери со скипетром и державой, связано не только с «Державным» образом. Существует ряд икон с похожей иконографией, например, «Азовская» икона, где Матерь Божия изображается на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу, в окружении святых. Ее почитание связано с победным походом на Азов в 1686 году.  Символизм ее очевиден. Слава русского оружия в его святынях и прежде всего в предстательстве за русское воинство Божией Матери с сонмом святых, в Земле Российской просиявших. Царская власть хранит святыни русского народа, а небесное воинство помогает царю сберегать русское государство. Есть еще и другие иконы подобные «Державному» образу – «Цесарская-Боровская», «Галатская», «Византийская», «Неувядаемый цвет», «Благодатное небо».

Чаще всего Матерь Божия на этих иконах в правой руке держит скипетр. А младенец Христос в левой руке – легко держит державу.  Если следовать логике иконного символизма, то получается, что Христос оберегает всю видимую Вселенную, а Богородица при помощи скипетра владычествует над миром, в частности и над Россией, ибо с древнейших времен держава, увенчанная крестом, есть символ устойчивости и законности власти, ее способности действовать в любых исторических передрягах. Так же она олицетворяет земную область, над которой царская власть утверждена. В свою очередь скипетр символизируют исполнительную вертикаль власти, ее волевую созидательную природу.

Цесарская

Подобные императорские регалии, облачение в царские саккосы, золотой венец на главе Пресвятой Богородице, гирлянды «неувядаемых цветов» на фоне некоторых Богородичных икон, образ «Неопалимая купина», на котором Божья Матерь с младенцем Христом изображаются объятыми «огненными языками Святого Духа, не относятся к земному аспекту земного владычества Богородицы и ее Сына. Христос не зря сказал Пилату, государственному служащему, напрямую, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18.36).  Все царские аксессуары в образах Богородицы языком иконописи являют Божественную славу, данную ей Богом. Именно поэтому христиане величают Пречистую Деву «Царицей Небесной», а не «Владычицей земной и морской».

Этим кратким анализом «Державного» образа мы не стремимся доказать, что самодержавного правления в России больше не предвидится. Смысл явления 2 марта 1917 года иконы Божией Матери не может быть туманно многозначителен. Чудесное явление, как раз являет, открывает, высветляет, а не затемняет смысл. Царь хранил Русь и веру православную, теперь после отречения царя от Престола, Матерь Божия не осудив его трудного решения, не отнимет свою благодать от пределов Земли Русской. Она не хранит царские регалии, а продолжает хранить Россию, справедливо называемой православными людьми «Домом Пресвятой Богородицы». Явлением своей иконы в день царского отречения Пречистая Дева показывает, что она близко к сердцу принимает судьбу нашего многострадального Отечества и мгновенно отзывается на происходящие в нем перемены. Однако одним этим значение для нас «Державного» образа не исчерпывается. Он относится к личному решению царя отречься от государственного служения своему народу. Село Коломенское изначально было вотчиной, «остатком Израиля», московских великих князей, затем царей.

77297015_3838331_familyalbum3

Несомненно, что царю Николаю II возвестили о явлении «Державной» иконы, но он нигде, ни в своих дневниках, ни в беседах, не обмолвился, что, дескать, теперь я совершенно спокоен за Империю, сама Богородица взяла в священную «камеру хранения», в область горняя Света, мою державу и скипетр, и придет время, ей-ей, когда она передаст их в целости и сохранности одному из царственных потомков дома Романовых. Богородица явлением Своего образа в царственном виде отвела от русского царя подозрение в трусости и отступничестве. Она показала русскому народу, что царская власть есть власть от Бога и ее призваны хранить в духе Христовой любви, как царь, так и граждане Державы.  Спасение Отечества есть дело народное. Русские люди узнали об этом новоявленном образе и приняли его всей душой, как знамение Божьей помощи в судьбоносный семнадцатый год. Копии иконы разошлись по всей стране, появилась служба «Державной» иконе Божией Матери и мудрый акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России о спасении Отечества. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы «Державная» был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона Богородицы возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенское.

 0_18688_4774c06c_XL