Храм Вятки с 300-летней историей

страшный суд 11

Притча о Страшном суде

"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. ( Мф. 25, 31-46)

 

страшный суд 6

Основной смысл притчи о Страшном суде

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 - 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Чинопоследования  дней недели о Страшном суде глубоки и важны. В чтениях и песнопениях этой седмицы  присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27). В своей заботе о спасении каждого Церковь и предлагает воспоминания об этом суде, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22). Напоминая о Страшном суде, святая Церковь зовет каждого к покаянию, при этом указывая и на истинный смысл надежды на милосердие Божие: Господь милосерд, но при этом Он праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам его (Откр.22:12).

Великопостное назидание

Притча о Страшном Суде совершенно прозрачна: «козлы» пойдут налево, «овцы» последуют направо, но эта «прозрачность» понимания притчи не отменяет многообразия ее прочтений. Порой слова Христа истолковывают, чтобы пугать нерадивых грешников  вечными карами, убеждая, что Бог нелицеприятный Судия и за всякое деяние, как злое, так и доброе, человек даст Богу полный отчёт, «окрыляя» сердце христианина мыслью, что нет в душе человеческой ничего, что было бы само по себе достойно Божьей любви. После такого «утешительного» напутствия сердце чаще всего погружается в глубины душевного уныния. «Мне никогда не спастись!  Я родился «козлом», «козлом» живу» и «козлом»  предстану на суд Христов!» - слезно вздыхает человек, слушая горькие упреки собственной совести, ощущая себя на дне смрадного адского котла.  Есть другие толкователи слов Христовых. Они льстят народу Божьему, утверждая, что все будут спасены: и грешники, и праведники - намекая на учение Григория Нисского о всеобщем спасении. Они обосновывают свою теорию апокатастасиса – целокупного восстановления всего творения – тем, что зло человеческое временно и ограниченно, а любовь Божия бесконечна и бездонна, дескать,  зло, какое бы оно не было могучее и огромное в человеке всегда будет побеждено Богом. Наслушавшись таких «легкоперых» толковников, человек не редко начинает думать: « Спаси, Господи, прекрасная экзегетика! «Покойся, ешь,  пей, веселись, душа моя, всего у тебя полно! Спасение не за горами!» Другие толковники слова Божия пытаются идти царским путём, цитируя изобильно Святых Отцов, как древних, так и новых, извлекают  чудные отрывки из житий и откровений святых, случавшиеся как раньше, так и в нынешнее время, пытаясь пройти ровно, как говорил преподобный Амвросий Оптинский, «между нелицеприятным судом Божиим и Его милостью».
 

страшный суд 7

Что нам открывается в этом разном характере толкования притчи о Страшном суде? Понимание ее крайне необходимо для спасения каждого христианина, почему же нет точных критериев спасения? Неужели мы пришли в православие из житейских тягот, из нашего железобетонного ежедневного быта, чтобы в Церкви оказаться погребенными под душевным обвалом уныния, отчаяния, живя в вечном страхе оказаться на сковородке вместо райских кущ? Неужели мы пришли в Церковь только ради того, чтоб всю оставшуюся нашу жизнь мелко киснуть  в страхе перед вечным судом Божиим?  Почему нет явных и очевидных для каждого христианина сотериологических свидетельств для осуществления личного загробного счастья?
 
Они христианину просто не нужны!  Явные свидетельства есть в уголовном кодексе: если я что-то сделал противоправное, то последует законное наказание. На каждое злодеяние существует особая статья, учитывающая и «смягчающие обстоятельства» моего проступка, могущие привести к снисходительному приговору. Есть государственный суд, адвокаты, прокуроры, свидетели защиты и обвинения.  Гражданину, взятому под стражу, не уйти от уголовной ответственности. В церкви же происходит иное. Она живет благодатью Святой Троицы. «Суд Божий» есть суд Церкви. И то, что толкователи Евангелия совершенно различно осмысливают притчу о Страшном суде, то ужасая грешника грядущими карами, то вселяя  в него неоправданную надежду на милость Господню, означает, что Церковь есть пространство благодати Божией, область Его Любви. И здесь нельзя надеяться на «уголовный кодекс» Рая.  Мы войдём в Царство Божие не потому что мы были умными, добрыми, справедливыми, праведными, «нищими духом», а единственно потому что Бог любит Своих детей и желает им вечного спасения.
Когда люди приходят в церковь, и, находясь в ней в течение десяти лет и более, задают вопрос: «Я спасусь или не спасусь?», то это печально.  Этот вопрос праздный и тщетный. Он означает, что в течение многих лет  человек «посещал храм Божий» и не узнал голоса любящего Отца. Разве падший сын, блудный сын, притчу о котором Церковь напомнила в прошлое воскресение, когда он возвращался к отцу из «страны далече», растратив всё свое законное наследство, думал, что отец сейчас его встретит, накормит, обиходит, а потом свяжет и отведет за овчарню на плаху?  Нет, блудный сын знал, что самое худшее, что с ним может произойти – это стать в доме отца наёмником: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15:11-32). Блудный сын  не надеялся, что отец бросится к нему на грудь и обольёт его лицо горячим слезами радости, что даст брачную одежду и «печатный перстень» и устроит пир с тельцом упитанным. Встреча с отцом была для него «Страшным судом».  Он надеялся на милость отца, ибо знал отца. И единственный способ узнать, что ожидает меня на личном посмертном и всеобщем Страшном суде – это жить в Церкви, жить Евхаристией, молиться, любить и прощать! И тогда блаженное «чистое сердце» (Мф. 5-8)  само даст  ответ на мучительный вопрос: что меня ждёт в грядущем небесном воздаянии? Но обольщаться сердце не будет, не станет и не сможет оно благоденствовать  в земной теплохладности. Напротив, каждый день, каждый час душа будет проживать так, чтобы быть достойной Отцовского пира.

страшный суд

«В будущей жизни христианин не будет испытываем на предмет того, отрекся ли он от всего мира ради любви Христовой, или раздал ли он свое имущество бедным, воздерживался ли он и соблюдал ли пост накануне праздников, или молился ли он, сокрушался ли и оплакивал ли свои грехи, или делал ли он что-либо еще доброе в своей жизни, но он будет тщательно испытан, имеет ли он со Христом сходство такое, как сын со своим отцом» (прп. Симеон Новый Богослов. Слово 2).
Страшный суд - это великая встреча со Христом «глаза в глаза», «сердце в сердце»!  Не всякая душа смело поднимет взгляд на Спасителя, многим захочется исчезнуть куда-то, скрыться, лишь бы не смотреть на Того, Кто любит тебя, Кто столько страдал ради тебя, к Кому ты так был легкомысленно неблагодарен. И последнее замечание. Какое одно из самых частых выражений использует Христос в Евангелии при обращении к апостолам и людям? «Не бойтесь!»