Храм Вятки с 300-летней историей

мытарь и фарисе 4

Притча о мытаре и фарисее
 
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18; 10-14).
 

В писаниях отцов Церкви 4 и 5 века - св. Иоанна Златоустаго, Кирилла Александрийского, Астерия Амасийского мы находим беседы на неделю о Мытаре и Фарисее. В слове св. Иоанна Златоустаго о мытаре и фарисее есть указание на церковный чин, по которому издревле порядок Евангельских чтений начинается притчею о Мытаре и Фарисее. О беседе Астерия, жившего в начале 5 века, писатели Церкви именно свидетельствуют, что она говорена была в неделю о Мытаре и Фарисее. В 9 веке Георгий, митрополит Никодемийский, написал канон на неделю о Мытаре и Фарисее, ныне поемый Церковью в эту неделю.

мытарь и фарисей
 
Фарисеи
 
Фарисеи между Иудеями составляли древнюю и знаменитую секту. Они хвалились знанием и исполнением, «преданием старцев», закона устного, который, по словам их, дан был Моисею вместе с писанием. Фарисеи  отличались тщательным исполнением внешних обрядов, они верили в духовный мир и воскресение мертвых, раздавали часто милостыню, даже в виде определенной части своих доходов, постились два дня в неделю  и поэтому от многих единоплеменников были почитаемы добродетельными и праведниками.
 
Мытари
 
Мытарями в Новом Завете назывались люди, занимавшиеся сбором податей и налогов в Древней Иудее в пользу императорской казны Рима. Они состояли на службе у римского прокуратора Иудеи (по сути у оккупационных войск) и считались предателями иудейского народа. Они часто брали больше положенного по римскому закону, утаивая налоговые излишки в свою пользу. За это мытари были презираемы и нелюбимы  среди иудеев, а общение с ними как минимум не приветствовалось или даже считалось грехом.
 

Основной смысл притчи  о мытаре и фарисее 

Примером фарисея и мытаря Церковь внушает готовящимся к Великому посту, что исполнением закона и своей праведностью гордиться и хвалиться не нужно. Молитва, пост и другие добродетели святы и спасительны, но превозносящийся ими омрачает их и не приобретает оправдания перед Богом, потому что он любуется собою. Благонадежной силой против гордости фарисейской служит «мытарево» смирение. Для истинного  христианского благочестия нужно внешние труды поста и молитвы, «фарисейские»,  соединять с внутренним, самообличающе-кротким, «мытаревым» деланием. В этом духовном синтезе основа христианской жизни.

мытарь и фарисей 3
 
Великопостное назидание
 
Христос за все время своей земной жизни  ни разу не обличил ни блудниц, ни грешников, ни мытарей, ни разбойников, но зато множество раз укорял мнимых праведников: фарисеев,  саддукеев и им подобных.  Из всего Евангелия мы видим, что нет худшего греха, чем святая праведность в собственных глазах. На первый взгляд  эти почитаемые праведники никого не убили, не украли, не прелюбодействовали, не уклонились в идолопоклонство, были патриотами своего Отечества. Честь им за это и хвала!  Но это – самый поверхностный взгляд. На самом деле именно фарисеи возвели Христа на крест, именно они своим мертвым соблюдением «преданий старцев» затворяли для людей Царствие Небесное. Фарисеи  незаметно для самих себя подменили истинную духовную жизнь на лживо-религиозную, себялюбиво-законническую. «Слепые, вожди слепых»! – обличает их Спаситель, – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».
 
Святые отцы устроили так, что каждый год Великий пост начинается с  притчи о мытаре и фарисее. Для чего? Они  говорят нам горькую правду: смертельная болезнь фарисейства сидит в человеке крепко. Исцелиться от нее – вопрос жизни и смерти для каждого из нас. От   Господа, милосердного Врача душ и телес, мы узнаем о людях, позволившим расцвести в себе этому ядовитому чертополоху праведной годыни: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». И это еще не все! Христос возвышает Свой Божественный голос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». Болезнь эта особо опасна тем, что протекает скрытно от самого человека, зараженного фарисейством. Фарисейство стремиться поразить и уничтожить главную защитную силу нашей души – смирение. Основной признак этой болезни – унижение других и самооправдание: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди или как этот мытарь!»  Фарисей и мытарь принесли Богу плоды своей духовной жизни: один – гордыню и осуждение, другой – смирение и покаяние. Не ледяной священной праведности, постоянно самооправдывающей себя пред Богом, ждет от нас Господь, а праведности духовной, в тихом сиянии кротости,  не находящей в себе ничего доброго и повторяющей слова молитвы: «Боже, милостив буди мне грешному».

мытарь и фарисей 2

В Евангелии апостолом Лукой сохранены горькие слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Что же может так разорить в человеческих душах великое дело Христово? Фарисейская мертвая праведность, соблюдение буквы Закона без любви и радости о Господе! Эти слова были сказаны Спасителем непосредственно перед тем, как начать притчу о мытаре и фарисее. Надменная гордыня, осуждение ближних, бесчеловечность, настойчивое самооправдание и, в конце концов, упорное противление Богу будут причинами духовных бед и поражений многих из тех, кто, уверовав во Христа, пойдет хирургическим путем «фарисейства», холодного следования по лезвию Закона. Господь завершает притчу словами: «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Они должны сиять для нас, как Вифлеемская звезда, во все дни нашей земной жизни.  «Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды, – говорит преподобный Ефрем Сирин. – Награда дается за смирение, а не за труды».  Для каждого христианина Великий пост  должен закончиться победой Божией над нашими грехами. С материнской заботой Церковь предлагает  нам начать великопостную подготовку  с  размышлений о мытаре, фарисее, в конечном счете  о самих себе.  

мытарь и фарисей 2

Сообразно цели приготовления к Великому посту  Церковь в неделю о Мытаре и Фарисее начинает петь трогательные песни: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", "На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехами и в лености все житие мое иждих", "Множества содеяных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго" и другие великопостные  песнопения.