Храм Вятки с 300-летней историей

52893.b

История праздника Крещения Господня

Когда Христос достиг тридцатилетнего возраста, причём, тридцатилетний возраст был избран не случайно, а это было время, когда человек из рода левитов мог стать  священником или быть избран  первосвященником, это был срок, когда человек мог выйти на общественное древнее церковное служение. Поэтому Христос ждал тридцати лет, чтобы выход Его на проповедь был по закону, а не самозваный.

Но здесь очень важно закрепить – не по нужде Сына Божьего, не по нужде Троицы Святой было Иорданское помазание, словно  Христос ещё не был Сыном Божиим. Это  схождение Духа Святого не добавило Христу ни одной капельки благодати и не отняло ни одной капельки благодати, Бог не добавил ни одной частички Своего благорасположения Отцовского – ничего. У Христа ничего не прибавилось, у Христа ничего не убавилось. Он какой вошёл в реку Иордан, такой и вышел. Но это было необходимо по Домостроительству, для нашего спасения. 

Евангелие запечатлевает таким образом приход Христа на реку Иордан. Его встречает пророк Иоанн  со словами: «Мне надо у Тебя креститься». Но, Господь ему отвечает: «Оставим это, ибо надлежит нам исправить всякую правду». В данном случае, какую необходимо правду было исполнить? Есть два понимания «исполнения Правды», два смысла. Первый, ближайший: «Правда» исполнить закона. Раз Иоанн призывал к покаянию народ Божий, то и Христос как Сын этого народа пришёл на место Иордана, дабы засвидетельствовать Своё почтение и Своё послушание пророку. Второй смысл «Правды» сложней: послужить делу спасения народа Божьего и всех последующих, кто примкнет к народу Божьему, станет одним из его членов.

На древних иконах момент Крещения Христа изображался весьма необычно, даже самый маленький мизинчик на Его ноге не был  покрыт водной стихией. Это ещё более яркое иконописное  свидетельство, что Христос без греха, что Ему не нужно это очищение. И вот это событие, выход Христа на общественное служение, уже знаменует  Его явную борьбу с дьяволом, с человеческим грехом,  разрыв с обычной неприметной  жизнью «Сына плотника». Иконы Крещения, Преображения, Пятидесятницы – относятся к иконам «вторичным». Их освящают особым образом как Троичные иконы, как явление славы всей Святой Троицы. Именно по этой причине мы называем праздник Крещения  ещё  и Богоявлением. Богоявление, не только, что Бог явился в образе человеческом на реке Иордан. Но ещё Богоявление Святой Троицы. Бог явил Свою личную полноту Святой Троицы  впервые в человеческой истории, для одного человека Иоанна пророка, потом в последующие времена Господь явит Свою славу уже для всех людей в день Пятидесятницы. И сейчас проявление Божьего явления продолжается в Церкви Христовой. Каждое явление является домостроительным, имеет воспитательно-символическое значение. Какой же смысл был являть Богу Свою славу на Иордане? Господь этим явлением утверждал следующее: воля Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа не рушима и согласна всегда и во всём ныне и присно и во веки веков. Что не один богочеловек Иисус Христос идёт спасать народ, а  вся Троица Святая принимала участие в спасении человека, через Иисуса Христа Господа нашего.

1341667695_6

Благовестие праздника

Бог, когда творил воду, то ведал, что вода эта напоит землю, земля отдаст свою влагу винограду, а виноград, налившись силой, источит сок, из которого приготовят вино, а вино будет благосословленно  для Евхаристии, для Таинства тела и Крови Христовой. "И сказал Бог и стало так". Бог творил воду в предведении Креста и Пасхи, в предзнании, что каждая капля воды может стать каплей Крови Сына Божьего.

Не один раз можно было увидеть  в научно – популярных фильмах, как каплю воды, взятую из обычного водопровода, помещали в центр огромного стального шара, в диаметре больше, чем метр, запаивали накрепко и начинали этот шар сжимать гидравлическим прессом. Каждый из нас изумлялся тому, что этот шар разрывался под действием такой сжимающей силы. Железо корчилось, железо распадалось на молекулы, трещало по швам. А эта маленькая, ничтожная капелька воды, нежная, как перышко голубиное, оставалось целой и невредимой. Ее невозможно было сжать совершенно. Она вытекала из разбитого стального шара, какой была: чистой и неповрежденной.

В наших же телах не просто течет вода. Каждый из нас, приобщаясь на Литургии Тайн Господних, вместил в себя каплю Крови Христовой, каплю Божественной энергии. Каждый из нас не просто несет в себе воду, но каплю Божественной Крови, частичку Божественной любви. Пусть она такая малая, что может уместиться на одной чайной ложечке. Уже весь мир, как стальной шар, не сможет ее сжать, не сможет ее попрать, не сможет ее уничтожить. Она разорвет этот мир, он треснет по всем своим основаниям, но не сможет исторгнуть из нашего сердца эту каплю Божественной любви, если мы хотя бы чуть-чуть будем ее сохранить в себе.

И эта капля Божественной Крови, в конце концов, действительно разорвет этот мир, так что небеса совьются, как свиток, и мир расшатается в основаниях своих. И тогда мы увидим новую землю и новое небо. И тогда «потекут реки воды живой» и как читается в первой паремии на великое освящение воды: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать;  скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.  Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся.  Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки.  И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод;  И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.  Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные.  И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35,1-10). Любовь Божья заполнит, осветит всю вселенную, весь мир, не оставляя ни одного черного пятнышка, ни одной точки, которая была бы не просвещена Божественным Светом.

И тогда ничто уже не будет утеснять человеческое сердце. Как море свободно плещется в своих берегах, так и в тех грядущих временах любовь Божья будет свободно, свято царить в человеческом сердце, без края и без границ, без горизонта и без человеческого греха.

коптская икона

Коптская икона Крещения

Чин великого освящения воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах...» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист).

140-497x600

В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма (См.: Определение Московского Собора 1667г.).

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу». Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.

742107

Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

 На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и фелони выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник.

Впереди идут священосцы со свечами, за ними следуют певцы с пением тропарей Глас Господень, диаконы с кадилами, священники и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе).

На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: Премудрость, и читаются три паремии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения.

Затем поется прокимен Господь просвещение мое, читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: Господи Иисусе Христе (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): Во Иордане крещающуся Тебе, Господи.

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления 

крест из байкальского льда

Некоторые недоуменные вопросы

Таинство или обряд?

Мы привыкли к традиционному учение о таинствах, согласно которой существует семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Священство, Брак. Между тем, справедливость этого разделения находится под вопросом.

Сербский богослов XX века прп. Иустин (Попович) считал, что вся церковная жизнь таинственна, вплоть до малого освящения воды. Даже если рассуждать не так радикально, не следует забывать о том, что градация таинств в разные времена была различной. Святой Феодор Студит считал таинством монашеский постриг, автор «Ареопагитик» (тексты, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту, написанные несколько веков спустя, но имеющие авторитет святоотеческих) — погребение и мироварение…

Митрополит Иларион (Алфеев) в одной из проповедей высказывает следующее предположение: «Освящение воды — не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но, как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление.

Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым».

Обязаны ли верующие купаться в водоемах  на праздник Крещения?

«Странный вопрос. Кто же может к этому обязать?» — подумает кто-нибудь из читателей, и будет не прав.

Многие благочестивые христиане цитируют следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой других, да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», — как будто эти слова принадлежат святителю Афанасию Великому и содержатся послании к Эпиктету.

На самом деле, такого абзаца в данном тексте нет — это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого фольклорную традицию. Купание — не более, чем благочестивый обычай.

cac62ad8fc18ac6efdc14dc9ced56243094c5cc2_667

Что говорят святые о святой воде?

Может быть, святые вовсе не учили о святой воде? Может быть, почитание Агиасмы — не более чем традиция, никак не освященная церковным авторитетом?

Спешим успокоить наших читателей — о чудесных свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников», — учит антиохийский святитель.

Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в в Кане Галилейской.

Преподобный Серафим Вырицкий рекомендовал своим чадам лечить недуги, принимая по ложке крещенской воды раз в час. И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься. 

Для чего нельзя использовать святую воду?

Тут все просто: нельзя грешить. Категорически недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов! Кстати, популярные в народе омовения изначально совершались именно теми, кто, таким образом, стремился омыться от греха чародейства, который, увы, многие совершали в Святки…

Нельзя поддерживать связанные со святой водой суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, о том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестер, пришедших за водой в храм.

Разумеется, не следует относиться к крещенской воде без благоговения. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать ее следует в непопираемое место.

«Капля море освящает», или нужна пятилитровая канистра?

Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…

Между тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Выше уже говорилось, что агиасму в некоторых случаях употребляют как утешение не имеющие возможности причаститься (например, находящиеся под епитимьей или те, кто не могут дойти до храма и позвать домой священника). Так вот, именно образ таинства Евхаристии может пояснить и это чудесное качество крещенской воды.

Подобно тому, как во всей Чаше пребывает весь Христос, и для Причащения Ему достаточно одной капли вина и одной крошки хлеба, под видом которых нам подаются Его Кровь и Тело, в одной капле крещенской воды содержится вся благодать явившего Господа Иордана. 

Существует благочестивая традиция «правильного» разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Почему и где святая вода освящается?

А вот этот вопрос и впрямь забавный, но ответить на него стоит. С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Тогда в ход идут псевдонаучные рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра, якобы благодаря освящению воды серебряными крестами. Предположение не выдерживает никакой критики: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати. А вот в водопроводных кранах вода святой не становится, «потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых. Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царем Иродом. Так что не поленитесь дойти до ближайшего храма, чтобы взять святой воды», — пояснил московский  протоиерей Максим Козлов.