В преддверии Рождественских дней многие православные совершают паломническое путешествие на Святую Землю. Вифлеемская пещера приковывает к себе сотни тысяч глаз со всех мира. Но у русских паломников есть одно недоумение, возникающее всякий раз при посещении святынь и природных достопримечательностей в Израиле. Паломничество совершается, как правило, на автобусе, многодневный маршрут каждая туристическая фирма или паломническая служба прокладывает свой.
Зачастую гид меняет маршрут на ходу, учитывая пожелания паломников, но всегда возникает вопрос: посещать или не посещать Мертвое море? Часть православных паломников категорически отказываются от созерцания этого «Богом проклятого места», на Содом и Гоморру смотреть не поедем - и точка!
Во-первых, ничего зазорного в самом отказе нет, не хочет человек лицезреть Соленое море, это его законное право. Недоумения рождает сам мотив отказников. Действительно, по древнему иудейскому преданию, Мертвое море появилось на месте грешных городов Содома и Гоморры.
Эти города входили в Содомское пятиградие (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор), однако, точное место сейчас историческое науке неизвестно. Но, собственно, исторической наука сейчас нас мало интересует. Гораздо важней духовное осмысление этого события. Помпеи тоже был «грешным городом», но так как он не попал в Ветхий Завет, то его посещение не вызывает у православных сомнений. Более того, его раскопали и можно даже побродить по улицам города, мгновенно занесенного тучей огненного пепла во время извержения вулкана Везувий. Города же библейские не существуют около 4 тысяч лет. Авраам вышел из Ура Халдейского, центра тогдашней мировой цивилизации, примерно 1850-1900 годов до Р.Х. За четыре тысячи лет эти города полностью ушли под землю. Культурный слой, например, в Иерусалиме составляет от 15 до 5 метров. На знаменитый колодец Вифезда, раскопанный археологами, современным паломником приходиться смотреть чуть ли не со второго этажа.
Колодец Вифезда
А Иерусалим будет помоложе Содома и Гоморры почти на тысячу лет, хотя первые поселения возникли 4 тысячи лет назад, но сам город была завоеван народом Божиим в XI веке до нашей эры и провозглашен столицей иудейского государства. Так что тем, кто хочет посмотреть на древние города Ближнего востока необходим бульдозер. Само Мертвое море сравнительно небольшое, но глубоководное. Его длина составляет 67 км, ширина 18 км в самом широком месте, максимальная глубина 378 м. Однако на его дне не удалось обнаружить никаких культурных артефактов или жилых строений.
Огонь Божий, возможно пожрал самые камни, из которых строили дома, подобно тому, как огонь небесный истребил на горе Кармил «всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая была во рве» (3 Цар. 18,38). Если и была, какая нечистота, то она полностью была «пожрана» божественным очищающим огнем по слову апостола Павла: «Где умножается грех, там преизобилует благодать (Рим.5,20). Порой как мы видим не только Огнем благодати, но и вполне материальным. Кому как повезет! Потом, святая река Иордан впадает в Мертвое море. За тысячи лет море просто наполнилось водой, омывшей при Крещении Христа.
Природа не виновата! Напротив, там, где разливалось море человеческого греха, теперь катятся тихие, целебные воды Соленого моря! Мертвым оно называется в знамении быть «мертвым для греха, живым же для Господа». Разве это не яркий православный символ, данный Богом для вразумления? Эту природную «мертвенность» восприняла иудейская секта ессеев. Именно в окрестностях Мёртвого моря были найдены знаменитые Кумранские рукописи. Это более 600 манускриптов, доказывающих, что ессеи ещё во II веке до Рождества Христова исповедовали духовные принципы, схожие с евангельскими заповедями. Духовное делание ессеев, но уже на Евангельской основе, продолжили наши православные аскеты-отшельники.
Стоит вспомнить монастырь, основанный Саввой Освященным в V веке, обитель преподобного Герасима Иорданского, монастырь Святого Георгия Хузевита, Лавру Святого Евфимия Великого и многие другие. Вокруг Мертвого моря располагается обширная Иудейская пустыня. В ней-то и «спасались» православные подвижники. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет об этом времени: «В пределах Палестины, близ Фекойского селения, удостоившейся быть местом рождения пророка Амоса, лежит обширная пустыня, простирающаяся до самой Аравии и Мертвого моря, в котором исчезают впадающие в него воды Иордана и холмы пепла Содомского.
Монахи, мужи высокой жизни и святости, с давнего времени живущие в этой пустыне». Дорогие паломники, собирающиеся на Святую Землю, не лишается себя радости созерцать красоту Божьего феномена под названием Мертвое море. Апостол Павел убеждал общину римских христиан: «Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем. … Кииждо своею мыслию да извествуется».