Храм Вятки с 300-летней историей

Святитель Николай

Много великих чудес сотворил на земле и на море святитель Николай. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым - прозрение, хромым - хождение, глухим - слух, немым - дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает Восток и Запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. 

Праздничное назидание. Возопившие святительские камни… 

Жизнь святого это не просто отдельно взятая благочестивая жизнь, исполненная духовного подвига и предельного устремления к Богу, она есть ничто иное, как жизнь Господа Иисуса Христа, продолжившаяся через Церковь и ее Таинства в каждом конкретном святом. Или как замечательно сказал преподобный Иустин Попович: «это жизнь Богочеловека Христа, которая переливается в его последователей и переживается ими в Церкви». В полной мере слова сербского богослова и подвижника приложимы и к житию святителя Николая Чудотворца. Это размышление пришло не случайно, нам небольшой группе паломников из России, может быть, в числе первых довелось увидеть подлинную церковь, где многие годы до освобождения Евангелия от гнета языческих императоров, служил и проповедовал великий светильник Церкви – святой архиепископ Николай Мирликийский.

 48798529_1253186350_DSCF3773

       Базилика в центре Демре, называемая церковью святителя Николая 

Сегодня многочисленным туристам, посещающим достопримечательности  древнего городе Демре (по другой традиции прочтения - Дембре) экскурсоводы, наряду с гробницами ликийских царей и греко-римским амфитеатром, показывают храм-базилику, в которой якобы служил святитель Николай и где до сих пор хранится его мраморная гробница, варварски разломанная  сначала военно-торговым отрядом барян,  а после - венецианцами. На самом деле это утверждение далеко от исторической правды. Святитель Николай никогда не служил в этом  храме. Языческие власти просто бы не позволили христианам третьего века построить в центре значительного  портового города  большой православный храм. Более того, христианские зодчии никак не могли  использовать для его строительства, о чем свидетельствуют, например, мраморные колонны и другие архитектурные элементы храма-базилики, материалы политеистического капища богини Артемиды. До миланского эдикта 313 года Константина Великого, сделавшего христианство легитимным, это было бы  государственным преступлением. Есть и еще один архитектурный аргумент.  Базилика, раскопанная в 1978 году, представляет  дольно высокий образец  православного храмоздательства, который  к началу четвертого века, по причине трехсотстолетних  гонений, исторически еще не сложился, тогда как показываемый туристам храм, во многом соответствует более поздним канонам церковного зодчества.  Но давайте обо всем по порядку.

 Demre_066

О жизни святителя Николая Чудотворца 

Начальный период деятельности святителя Николая относится к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи. Именно в этой восточной части и протекало  епископское служение святителя Николая. В результате, только после 311 года  восточные христианские общины (в их числе и община города Мира) могли выйти из «катакомб» и начать свое свободное  духовное развитие, в том числе и богослужебно-обрядовое.

В «Житии святителя Николая»  об этом мученическом периоде в жизни Церкви повествуется: «в силу императорских указов христианские церкви разрушались «сверху донизу»; божественные и богослужебные книги сжигались на площадях; епископы заключались в темницы и предавались пыткам; все христиане подвергались всевозможным обидам и мучениям. Все было позволено в отношении христиан. В самых обыкновенных житейских делах они встречали не судей, защитников их невинности, а остервенелых врагов. По словам одного египетского епископа-мученика, Филеаса, оскорблять христиан позволялось всякому, кто хотел: одних били палками, других розгами, иных бичами, тех плетьми, этих кнутами. Зрелище казней сменялось и содержало в себе много зла. Христианская кровь лилась потоками: скрываться же гонимые не могли, если бы и хотели: в империи едва ли оставалось место, где бы не бы ли выставлены и не действовали ужасные указы.

  P1130081_1567x1175

Это гонение, начавшееся в Никомидии, где в самый день Пасхи сожжено было в храме до двадцати тысяч христиан, пронеслось смертоносной бурей по многим областям и дошло до Мирликийской Церкви, предстоятелем которой в то время был святитель Николай. В трудное для Церкви Христовой время гонения архипастырь Ликийской Церкви с неустрашимостью поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие. За это он подвергся преследованию и вместе со многими другими христианами был заключен в темницу. Здесь он провел немало времени, терпеливо перенося голод, жажду и тесноту, не допуская даже мысли об отречении от Иисуса Христа! В темничном заключении святитель не переставал заботиться о заключенных вместе с ним христианах. Голодных он питал здесь словом Божиим, жаждущих поил водами благочестия. Таким образом он возвращал в них веру в Христа Бога и утверждал их в крепком исповедании Его перед мучителями, чтобы они могли пострадать за Христа до конца. Благодаря его руководству многие из заключенных пребыли твердыми в Христовой вере до конца. 

По освобождении из темницы святой Николай, «мученик изволением» и «без крове венечник», снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался выполнению своих высоких обязанностей». 

Demre_169

Краткая история города Мира 

Для того, чтобы лучше освоиться в нашей историко-агиографической теме и сделать необходимые выводы, нам следует немного припомнить историю города Миры. Он был основан в 5 веке до Рождества Христова близ моря, на реке Андрак, у устья которой впоследствии римляне построили знаменитый хлебный порт, так что  святительские чудеса по предотвращению голода в стране не случайны. Жизнь Миры на протяжении многих веков была мирной, протекая под римским протекторатом. Именно тут в 60-тые годы по знаковому стечению останавливался на некоторое время и корабль, на котором был отправлен в Рим святой апостол Павел вместе с другими узниками и здесь все бывшие на корабле были переведены на другой корабль, отправлявшийся прямо в Италию. В византийский период правления Феодосия II город стал столицей Ликии. Здесь чеканили собственные монеты. Город процветал много веков. Но в 7 веке случилось большое наводнение, которое сделало невозможным выход по реке в море. Мира была перенесена на место, где находится сейчас современный город Демре. С этого времени он потерял свое значение и славу, однако, продолжал быть местом паломничества к гробнице святителя Николая.

Царские гробницы и амфитеатр 

Наибольшее внимание в античном городе привлекают царские гробницы, искусно выдолбленные прямо в скалах в стиле ионических храмов. Ликийский некрополь относится к 4-3 столетиям до нашей эры.  Гробницы, видимо повторяют очертания античных домов той эпохи.  На некоторых гробницах можно увидеть барельефы умерших и членов семьи, или изображения на языческую тему.

Demre_150

По соседству с некрополем темной громадой возвышается  греко-римский театр. Видимо, римляне завоевавшие Ликию, не сильно уважали его державных покойников, раз устроили место для своих развлечений, буквально, под гробовой многоэтажкой. Это был самый грандиозный театр Ликии,  одновременно в нем могли разместиться около десяти тысяч зрителей. Для сравнения, Колизей был рассчитан примерно на 50 тысяч. На арене этого театра приносились языческие жертвоприношения, происходили суды и казни, ставились театральные постановки, проводились морские бои, для чего арену специально затапливали, очень может быть, что и  христиан бросали в «пасти львов». В общем, все было устроено как в великом Риме, только с меньшим размахом. 

 Demre_162

Амфитеатр был средоточием жизни  древнего города Мира. Сейчас на его территории турецкими археологами выставлены ликийские каменные саркофаги. Так время соединило завоевателей и побежденных, царей и простолюдинов. Для нас, паломников,  большое значение имеет единое место расположения некрополя и амфитеатра. Дело в том, что  явленный сегодня миру для всеобщего обозрения (пока еще и безвозмездно) храм святителя Николая, был открыт многолетними усилиями международной группы археологов при содействии турецкого правительства, находится в непосредственной близости от амфитеатра, который при жизни святителя Николая кипел от избытка языческих празднеств и жестоких увеселений. Да, он весьма скромных размеров по сегодняшним представлениям, но во времена жестоких языческих гонений другого и быть не могло. Храмы-исполины стали созидать намного позже при правлении и финансовой помощи христианских императоров.

P1130129_1567x1175

Прижизненный храм святителя Николая. Вид сбоку.

Другими словами, совершая молитвенное бдение или служа божественную Литургию, мирликийский архипастырь мог явственно слышать в своем храме вопли жертвенных животных, предсмертные крики убиваемых гладиаторов, грубые восторги толпы. Наверное, сердце его сжималось от сострадания к людям, не познавшим теплоты и тихости Евангельского Света. И совсем не выглядит фантастическим предположением, что не раз и не два, а возможно множество раз выходил святитель Николай к людям, возвращающимся из амфитеатра после кровавых представлений со словами увещевания, оставить эти жестокие забавы, ради спасения своей души.

P1130132_1567x1175

Прижизненный храм святителя Николая. Вид спереди.

Об этом нас с достаточным основанием может уверить следующий отрывок из жития святителя: «Святитель Николай, прежде всего не мог смотреть равнодушно на то, как многие жители Ликийской области погибали в нечестивом служении идолам. В Ликии тогда еще оставались языческие капища, привлекавшие многочисленных поклонников. Особенным почитанием пользовалась богиня Афродита, бесстыдное поклонение которой было повсеместным в Малой Азии. Богатый храм ее красовался в самых Мирех; служившие при храме жрицы отличались развратом, которому предавались открыто и на который соблазняли приходивших на поклонение богине язычников. Конечно, с самого начала своего архипастырства, святитель Николай возмущался этим непотребным местом, много препятствовавшим успешному распространению христианства, и старался уничтожить его. Но во время гонения Диоклетиана и следовавших за ним языческих императоров, которые старались восстановить язычество и подавить христианство, конечно, не могло быть и речи об уничтожении богопротивного капища.

 P1130131_1567x1175

Прижизненный храм святителя Николая. Вид сверху.

Удобное для этого время наступило только с воцарением Константина, который в своем «Поучении об идолопоклонническом заблуждении», разосланном к предстоятелям Восточной Церкви, признавал языческие капища заблуждением и тем косвенно давал разрешение на разрушение их.

P1130135_1567x1175

Прижизненный храм святителя Николая. Вид на вход.

И вот святитель Николай, пользуясь благочестивым позволением императора, разрушил все языческие капища в своей стране, в том числе и храм Афродиты, самое основание его разметав по ветру. «Величаю тебя, митрополия Ликийская, — говорил в соборном храме города Миры святой Андрей, архиепископ Критский, в начале VIII века перед гробницей святителя Николая, — ты стяжала пастыря чадолюбивого; ты прияла на главу свою дорогой и нетленный венец». 

О храме – базилике 

Умер святитель Николай в глубокой старости после непродолжительной болезни 6 декабря 345-351 года от Рождества Христова. И был захоронен в небольшой мраморной гробнице за пределами Миры. Позже, примерно в VI веке на руинах храма богини Артемиды, разрушенном землетрясением во II веке нашей эры, была построена церковь в византийском стиле, в которую и были перенесены мощи архипастыря. В 1087 году отрядом итальянских купцов-воинов святительские мощи были вывезены из Мир Ликийских в город Бари, при этом саркофаг Святого Николая при вскрытии, баряне сильно повредили. 

Базилика неоднократно разрушалась во время арабских набегов, особенно ее сильные разрушения пришлись на 1034 год. Заметим, она пострадала не от  не турецких, а от арабских завоевателей. Турки появились на этих землях на два столетия позже и при них христианская община и церковь в Мире продолжали свое существование вплоть до начала XX века. Византийский император Константин IX Мономах и его жена Зоя дали указания окружить церковь крепостной стеной, преобразовав церковь в греческий монастырь. Позже, во время Османской империи это место пришло в совершенное запустение. В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос.

 08 kiaksar 21

Возрождение базилики 

В 1850 году развалины храма посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, были куплены руины церкви и прилегающий участок земли на имя княжны Александры Голицыной. Из-за Крымской войны только в 1862 году церковь была частично отреставрирована по повелению императора Николая I. За несколько лет была произведена выемка 6500 кубометров земли, возобновлены стены и своды главного нефа, а также части боковых галерей и двух притворов. Для восстановления храма был нанят французский архитектор. Он проводил реставрацию в 1862 году, полностью восстановив только часовню. Проект французского архитектора не сохранял исторического облика церкви, из-за этого реконструкция не продолжилась.

святитель Николай среди лругих святителей

Святитель Николай среди других участников Первого Вселенского собора 

Но в 1877 году началась русско-турецкая война. Охрану храма поручили афонским монахам, но те вскоре вернулись в свои обители на Святой Горе. После окончания боевых действий в 1878 году турки обнаружили храм бесхозным и отдали его греческой Церкви, чтобы лишний раз не раздавать земли потенциальному врагу. Также эти земли, выкупленные русскими, турки решили вернуть себе. Это произошло из-за большого количества переселенцев из России, которые потянулись к святому месту, образовав вокруг целое поселение. Это сильно не понравилось властям Османской империи, сделка была отменена, всех поселенцев выгнали, но взятые до этого деньги не вернули. 

Уже в XX веке наша страна обратилась к Турции с просьбой вернуть немаленькие деньги, выплаченные для покупки этой земли. На это местные власти ответили, что землю покупали у Османской империи, а сейчас здесь Турция. И что про сделку они ничего не знают. При раскопках, которые проводились здесь в 1956 году, храм снова откопали, до этого погруженный в землю. А при раскопках 1989 года были найдены комнаты в северо-восточной части церкви. Открытые недавно фрески, украшающие стены боковых галерей, удивительно красивы и изображают события из жития святителя Николая. В этом храме дважды в году – весной и зимой, в дни памяти святителя Николая, – греки совершают богослужения.

 02 kiaksar 24

Сегодня церковь, называемая в честь святителя Николая, представляет собой базилику в форме креста, с одним большим помещением, посередине покрытым куполом, с двумя залами, по бокам, на севере и двумя комнатками. Стены внутри церкви украшены фресками 11 и 12 веков. На фреске с изображением Первого Вселенского Собора, присутствует самое позднее и, возможно, самое достоверное изображение самого Николая Чудотворца. В полукруглой части центрального нефа находится дугообразная скамья для духовенства, с кафедрой епископа и нижней галереей. Пол выложен мозаиками, с геометрическими узорами. Также, на различных плитах, встречается мальтийский крест и якорь, символизирующие святительское покровительство  для путешествующих по морю.        

О саркофаге в базилике 

Экскурсоводы, подводя туристов к предполагаемой мраморной гробнице святителя Николая, без обиняков, уверенно объясняют, что именно в ней изначально находились мощи святителя Николая. Гробница находится в южном нефе церкви, расположенном между двумя колоннами, позади разрушенной мраморной перегородки.  Саркофаг полностью сделан из мрамора. Крышка его выполнена в виде чешуи рыбы, ибо в ранний период христианства рыба была  символом Спасителя; голуби и оливковые ветви, окаймляющие нижнюю часть  саркофага, являются символами мира и покоя.

DSC05449

Однако, не смотря на самоуверенный тон гидов, некоторые православные ученые, например, Александр Бугаевский, считают такое мнение опрометчивым. Он пишет: «Надо сказать, что те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен святитель, но к моменту прибытия барян его мощи покоились под спудом, в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой, а не в нише с гробницей». Думаем, что окончательное решение, первоначальная ли эта гробница святителя Николая или некий замещающий священный артефакт, вынесет благочестие и время. Но, к слову сказать, действительно, богатый мраморный саркофаг, отделанный искусной резьбой,  выглядит для святительского погребения как-то слишком нарочито великолепно; не то, чтобы святитель Николай не имел права на такое роскошное мраморное ложе для упокоения, но просто сам он вряд ли для себя его приуготовил заранее по примеру древнеегипетских фараонов, а любящая его паства скорей всего по причине скоропостижной смерти святителя не успела бы сотворить такую величественную белоснежную гробницу.