Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

973047437

Праздник Рождества Христова установлен в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Ранние христиане до середины IV века праздновали Рождество 6 января — одновременно с Богоявлением. Однако с середины IV века праздник Рождества стали праздновать отдельно — 25 декабря. Почему празднуют именно в этот день, историки спорят по сей день. Пусть спорят, нам, православным христианам, сегодня это не важно, главное, что установлением даты празднования Рождества 25 декабря (7 января по новому стилю) Церковь совершила восприятие культурной языческой традиции древних римлян. В этот день зимнего солнцестояния они отмечали праздник Непобедимого солнца. Церковь же указала, что подлинное солнце для всех людей – Господь Иисус Христос. Он есть наше, всечеловеческое Солнце Правды и Истины. Такое вбирание Церковью элементов народной культуры, пусть и языческого происхождения, но не противоречащих православной вере, стало называться рецепцией. Она коснулась не только дней празднования некоторых православных праздников, но и многих народных обычаев и традиций, о которых мы сегодня решили написать.

Вертепы

С XI века в Западной церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии.

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в Константинополе и других городах торжественно устраивались драматические представления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в Церкви.  Русский вертеп отличается от Западного. Он – всегда вертикаль, увенчанная крестом. Это стремление вверх – характерная черта русской культуры.

Колядки

В католических странах на Рождество колядовали — дети и молодежь ходили по домам с пением рождественских гимнов, получая в награду съестное и деньги. Колядовщики наряжались в различные маски, надевали на себя шкуры животных и вообще всячески «отрывались», что не слишком-то одобрялось Церковью.

Рождественское полено

На пережитки языческого культа солнца указывает и обычай сжигания в очаге «рождественского полена», которое перед «казнью» осеняли крестом, посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды и вообще относились к нему, как к живому существу.

Рождественская ель

Самый знаменитый рождественский обычай — устанавливать в доме наряженное дерево ели. Эта тоже языческая традиция, пришедшая от древних германцев, для которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением в Европе христианства наряженная ель стала символизировать радостное древо мира, всю вселенную, преображенную Рождением Бога на земле.  А уж то, что елку мы ставим на крестовину, совсем для христиан прозрачный символ, ибо как поет Церковь: «Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва»!  То есть мир земной и небесный, вся вселенная жива и живет только благодаря добровольной жертве Сына Божьего и никакая другая «жертва» ее спасти не могла от власти смерти, греха и диавола. А что мы водружаем на верхушку елки? Вифлеемскую звезду! Она ведет мир и сегодня к победе Христовой.

1

В Россию елка пришла  из лютеранской традиции вместе преобразованиями Петра и довольно долго оставалась элементом дворянской культуры. Потому что елка у русских всегда считалась деревом, связанным со смертью. Когда рождественская елка все же укрепилась в традиции, то ее украшали фонариками из соломы, из сухой травы. Солому стелили и под скатерть на рождественский стол, кидали на пол. Солома – не только символ яслей, но и символ Ветхого завета, который уже ушел. 

Расскажем подробнее о мрачных корнях некоторых сказочных героев новогодних празднеств. Их придумали давным-давно — подавляющее большинство светских обрядов и традиций имеют в основе своей древние, а порой и зловещие ритуалы. К примеру, нарядные ёлки, ставшие символом нового года. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…

Добрый дедушка Мороз и его западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Это на Западе, а у славян прообразом Деда Мороза был весьма недобрый бог Холода (Трескун, Студенец, Зимник). Он тоже ходил по домам с мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме ничего не оставались.  Старец Севера не брезговал и малой подачей.  Для того чтобы оградить свой поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, припудренное белым инеем тельце и стало прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза. В славянской версии бог Зимник был не такой свирепый, но ждать от него подарков тоже не приходилось.

В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем кельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Персонаж «Морозко» народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз.

51710cfdb34e7b852f382dc9af3a0423bc81d6108616220

Если за день «Снегурочка» застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим старик с белой бородой колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировать сказку «Морозко» на соответствие древним языческим обрядам, то всё- всё подтверждается. При внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много интересного - сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера.

Ель — священное дерево у кельтов. Вечнозеленое. Дерево, в котором живут духи или боги. Наша новогодняя елка — то самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие жертвоприношения. Итак, жертву оставили замерзать у священного дерева. А старик спокойно отправился домой.

Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же ее любила? Блины жарит, непременный атрибут поминок. И уж совсем нелогично выглядит приказ старику ехать во второй раз в лес, забирать «останки». Ну и путь себе лежат, дикие животные растащат и следов не останется. Значит нужно, причем обязательно.

Ответ есть у кельтов! Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если еще жива — то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку.

Удивительны эти языческие прообразы новогодних героев у кельтов? Несомненно! Но зная теперь от каких мрачных истоков произошли Дед Мороз и Снегурочка, поневоле станешь понимать как сильно облагородило народную культуру христианское миропонимание. Согласитесь, что без внутренностей животных на ветках елок и замерзающей на морозе девушки жить стало намного отрадней и спокойней. А уж Дед Мороз, который мы соединили с образом святителя Николая Мирликийского и вовсе не оставляет камня на камне, ледышки на ледышке, от жесткого лица Великого старца Севера.

И напоследок еще раз напомним: все страхи человеческие, абсолютно все без исключения, Церковь перебарывает, преодолевает совершением Великой Литургией –  бескровной жертвы, приносимой во славу Бога-Троицы в радости и любви за весь мир, за всю видимую и невидимую вселенную. С наступающим Рождеством и Новым годом, дорогие прихожане!

3017144_27853nothumb500