Храм Вятки с 300-летней историей

1445415741_kadilo
Виноградная лоза уже распустилась, и цветы ее издают благоухание.
  
                                                            Песнь Песней, 2,13.

Невещественное вещество

Невещественное вещество

«Воня благоухания духовного», что за странное названия для статьи? Оно не покажется нам странным, если мы вспомним, что в молитве на благословение кадила священник произносит слова: «кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного». Слово «воня» на  церковнославянском  языке означает просто запах. Мир пахнет! Он единая благоухающая система, флакон духов! Если вы думаете, что Бог создал запах только для того, чтобы люди могли обонять цветы и принюхиваться к пище, то это нелепо. Мир существовал множество тысячелетий без них, и уже обладал запахами. Не только растения, минералы, животные, химические вещества, но и каждый человек имеет свой уникальный «запах», свою обоняемую идентификационную метку. Это факт особенной интеграции человека в  земную систему. Он благоухает,  как всё одушевленное и неодушевленное на земле. Человек должен в этом мире распространять своеобразный аромат своей индивидуальности с самого рождения, хочет он этого или не хочет. Его оригинальный запах должен принимать участие в создании флакона мировых духов. Но у нас к «запаху» облегчённое отношение. Мы просто привыкли, что мир «цветет и пахнет», как и каждый из нас. Что в этом необычного?

ладан 3

 

Почему пахнет тот же самый бензин, вода, резина, перец, нафталин, уголь? Ответ сейчас готов. Да, потому, что там находятся молекулы. Вот молекулы пахнут. А как же тогда быть с духовным обонянием, когда святые чувствовали, что грех смердит, а  святость благоухает? С этим как быть? Там нет никаких молекул. Может быть, следует понимать слова святых иносказательно? Не будем самообольщаться, говоря, что пахнет вещество.

Удивительный эксперимент

В Южной Америке есть заповедный парк Серрания-де-Неблина. Несколько лет назад в парк  отправилась группа пневмо-инженеров фирмы «Yves Rocher» для того, чтобы создать новый  запах.  Не какой-нибудь, а запах, аналогов которому в этом мире не существует. Они поехали туда, чтобы создать запах рая. Именно так – райский запах, благоухание ангелов. Причём на месте эксперимента они использовали уникальное оборудование, созданное специально для этой экспедиции, ибо по закону в  заповеднике у подножия знаменитой горы запрещается даже срывать цветы.

неблина

Как же они вышли из положения? Они окружали цветочек мудреным аппаратом со стеклянный колпаком, выкачивали оттуда воздух, и, создавая разряжённую атмосферу, забирали цветочный запах в специальный геометрически закупоренный сосуд. Почти 5 лет ушло на создание этих уникальных духов. Люди, вдыхавшие их, рассказывали, что аромат действительно сильно напомнил запах дорогого природного ладана. Он вызывал ассоциации необыкновенной чистоты, нежности, удивления. Делясь своими впечатлениями, участники эксперимента утверждали, что аромат полученных духов, вызывает чувства милосердия, смирения, радости, готовность быть искренними и открытыми. Чудеса, да и только!

Возможно, ли на самом деле создать такой запах, какого в мире не существует? Можно ли создать запах, скажем, музыки Чайковского?  Можно ли сотворить запах нежности или запах, наоборот, грубости? Можно ли создать запах 600-го Мерседеса? Или запах весны, декабря, запах весенних луж? Одно время, лет 15 назад в парфюмерных отделах Москвы, продавались духи «Алла», названные так в честь певицы Аллы Пугачевой. Возможно, она согласилась на такое личностное название духов из желания сделать свой сценический имидж значительней. Возможно, ею двигала какая-нибудь другая меркантильная причина. Для нас это не важно. Инженерам-парфюмерам удалось в этих духах при соединении множества естественных и химических компонентов отчасти передать своеобычный образ певицы: свободный, волевой, противоречивый. 21 век называют цифровым веком.  С помощью бинарного (двоичного) кода  можно сделать многое. Оцифровывать  человеческую речь, его изображение. Но «оцифровка» единственная ли эта возможность передать, скажем, объект «А», с одного устройства на другое, с одного канала связи на другой канал? Оказывается, что нет.

Малая толика отвлеченного

В эпоху, предшествующую современным физическим теориям, в истории философии была сделана лишь одна попытка выявить логическое основание материи, и предприняли ее греческие отцы Церкви Св. Григорий Нисский и св. Максим Исповедник. Они были не единственными, кто занимался богословским осмыслением основ физического мира, но в их трудах ответ прозвучал наиболее полно и убедительно. Святитель Григорий и преп. Максим, каждый в свое время, рассматривали материю как явление энергетического порядка, покоящуюся  на соединении отвлеченных качеств, таких как высота, ширина, плотность, влажность, состав, теплота, холодность,  цвет, вес, и т.д.  то, что мы называем -  логическими качествами. Мир, взятый как целое или же в любой из отдельных сторон, есть осуществленная идея, энергия, лично сотворенная Богом.

Максим исповедник 2

                    преподобный Максим Исповедник 

В книге Бытия говорится о том, что Господь создал все вещи посредством Слова: "И сказал Бог... И стало так" (Быт.1,9). Слово Божие не рассеивается, но восуществляется в мире, "тотчас становится природой". По словам Григория Нисского, ничто из того, что образует тело, не является "материальным" – любое тело становится материальным, основываясь на сумме нематериальных свойств. Мы их перечисляли выше. Все эти качества представляют собой некие "проявления" (идеи), которые при соединении и становятся материей. На языке современной физики эта мысль Григория Нисского была бы выражена в других терминах: речь шла бы о длине волны, об электромагнитных полях, тепловом излучении, величине напряжения - другими словами, о различных количественных характеристиках энергий,  которые  с точки зрения современной науки определяют то, что называется материей. Сегодня суть материального мира принято выражать математическим языком: атрибуты материи подчиняются логическим отношениям, качественные характеристики - количественным соответствиям. В поисках структуры материи современная физика не описывает тела, но скорее исследует энергетические состояния материи, выявляющиеся в ходе экспериментов.

Разнообразие материальных форм исчерпывает себя на уровне атомов или таблицы Менделеева. Что же касается структуры самих атомов, то они отличаются друг от друга соотношениями положительно и отрицательно заряженных частиц, являющихся проявлением одной и той же реальности - энергии. Св. Максим Исповедник сделал очень важное наблюдение в этой области. Он отметил, что существуют два вида энергий с точки зрения их соотношения с естеством действующего субъекта: энергии гомогенные и энергии гетерогенные. Гомогенные энергии проявляют себя как однородные, однотипные в отношении природы действующего субъекта. Энергии же, называемые гетерогенными, выявляются через сущности, принадлежащие к иному роду, нежели природа действующего лица. Например, человеческий голос с его переменами тональности представляет собой словесную энергию, гомогенную природе конкретного человека. Но эту же голосовую энергию могут выразить сущности, гетерогенные по отношению к человеку: письмо, краски, мрамор, звуки музыкальных инструментов, бинарный код. Другими словами, Максим Исповедник различал энергии однородные по отношению к природе - гомогенные, и гетерогенные, которые проявляются через иные по отношению к данной природе возможности.

Теперь становится понятным, каким образом возможно познание человеческой личности прямым или же косвенным путем. Путь прямого познания заключается в непосредственном общении, в том, что мы любим друг друга. Косвенное же познание происходит через прочтение чужой книги, прослушивание музыки, созерцание картины. Личность творца отпечатывается в его произведении так же четко, как   печать на разогретом воске. В обоих случаях знание другой личности оказывается неизмеримо более полным и глубоким, нежели любая количественная информация о том же человеке. Рост, вес, цвет глаз, домашний адрес, номер паспорта и кислотность желудка нам мало что расскажут об их обладателе.

Слово, любое слово само по себе суть устойчивая смысловая структура. Например, попросим Пушкина и Лермонтова написать по стихотворению о прямом геометрическом угле. Можно с уверенностью сказать, что каждый из поэтов совершенно по-своему опишет этот прямой угол.  В их описаниях будет особым образом отражаться личность каждого из них. Когда мы читаем стихи Пушкина, то  воспринимаем не только смысл стихов, прежде всего мы чувствуем гетерогенным способом его дух, уникальность личности поэта. Гетерогенная энергия – это не какая-нибудь искусственная энергия, придуманная или теоретическая сила. Она существует в реальности. Через гетерогенные энергии действительно передаётся личностное многообразие, то есть гомогенная единосущная энергия творца. И для этого, как уже было сказано, можно  использовать в мире абсолютно всё и краски, и слово, и камень, и железо, и бумагу, и глину, и даже высохшие слезы.

 Вопрос этот о двух основных видах энергии проявления личности в мире практичен и серьезен. Обсуждение его не отвлеченное занятие для профессоров философии и богословия. Он прямо относится до каждого человека, но более последовательное и глубокое рассмотрение для нас необязательно. Необходимо так же заметить, что сам по себе термин «энергия» никоим образом не связан с экстрасенсорикой или технологическим шаманизмом. Это слово, как и некоторые другие, было отчасти дискредитировано в глазах христиан, в 90-х года прошлого столетия, когда  по всей России начался бум занятий экстрасенсорикой или биоэнергетикой, ничего общего с ним не имеющими. Достаточно будет вспомнить, что VI Вселенский Собор - догматически закрепил  учение о двух волях и двух энергиях во Христе.

Итак, перейдём к миру понятому, как энергия. Цифры – это тоже энергия.  Единица, двойка, тройка – это всё абстрактные энергийные образы. Но энергия, как мы определили, может быть двух видов – гомогенная и гетерогенная. Гомогенная энергия единоприродна предмету. В данном случае запах, идущий от человека,  это запах гомогенный. А вот запах духов, названных в честь Аллы Пугачёвой -  это будет гетерогенный запах, несущий энергию  первообраза, то есть личности певицы. 

О благодыхании мира

Что такое есть наш мир? Это гетерогенная энергия, созданная гомогенной энергией Творца, нетварной силой Бога, привычней говоря, благодатью. Не нужно пугаться понятийной сложности. Что непонятно - пропускайте, и читайте дальше. Вселенная  - это овеществленная любовь Божия. Не только через цифру, краски, слово и музыку можно передать удивительное своеобразие этого мира  и каждого человека, но и через сгармонизированную смесь пахучих веществ. Парфюмер-дизайнер может взять потребные ему земные вещества и создать на их основе гетерогенный образ любого объекта мира, хоть города Москвы, хоть горы Эльбрус, хоть 600-го мерседеса.

В этом смысловом контексте интересно открытие необычайных коммуникаторских способностей бабочек. Исследователи стали выяснять как бабочки, слабенькие существа за десятки километров могут друг друга почувствовать. Бабочка-самка пребывает где-то далеко, и бабочка-самец посылает ей нечто такое, что они могут вдруг найтись и соединиться для создания потомства. Почему, как это происходит? Были проведены серьёзные дорогостоящие исследования, причём в разных странах мира. Об этой работе физиков-энтомологов написана целая толстая книга. Было выяснено, что пыльца, которая  есть на крылышках и усиках бабочки, необходима не только для покровительственной красоты, но и для особого вида благоухания. Усики бабочки могут действовать, как резонаторы, создающие  микро-колебания до 70-80 раз в секунду, они способны мелко-мелко дрожать невидимо для человеческого глаза.. Причём, каждый усик дрожит не только внешне, но и внутри себя. 

Это странное  дрожание приводит к тому, что эта пыльца превращается сначала в запах, а потом трансформируется в очень мощную биологическую энергию.  Ее становится достаточно, чтобы самец запорхал навстречу к самке. У бабочек возникает единая определенная частота волны, по которой они друг друга находят. Причём, здесь возникает такая данность - каждому запаху соответствует свой зафиксированный звук,  цвет, тяжесть и другие константы. Это о чём говорит? Всё в мире соединено в одно. И потому один из инженеров-парфюмеров фирмы Ив Роше Давид Бертранд, принимавший участие в создании райского запаха, имел полное право утверждать, что этот запах  синего цвета. Без всякой фантастической субъективности.  Мы знаем, что у  каждого цвета есть своя длина волны. И у каждого звука, и у каждого запаха, и у тяжести, и у всех материальных объектов тоже есть своя точно установленная длина волны или энергия волны. Бабочка способна преобразовывать пыльцу в энергию.

Второй пример. Акулы. Если человек бросит в море кусок окровавленного мяса, то акула, находясь за много километров, может приплыть к  этому месту. А как спрашивается? Неужели у ней такой могучее обоняние? Значит, тайна здесь заключается в чём-то другом, значит, она не обоняет, а внутренне её организм может отслеживать энергию крови. Запах обладает огромной мощью, так, что даже может пронизывать километровую толщу воды. Пронизывать водное пространство. Какая огромная сила находится в запахе! Акула приплывает к куску мяса  не потому, что носопыркой своей  учуяла дыхание крови, а потому что она имеет в себе устройство воспринимать энергию запахов, в том числе и крови. Следовательно, любой предмет, вещество, природное явление, например дождь, в мир источает определённую энергию. И именно через эту энергетическую волну все в мире во многом сочетается и взаимодействует. Ученые-физики называют его начальным уровнем материальной корреляции. Похожим образом все вещи-предметы-явления посылают те или иные сигналы через запах. Именно поэтому такое огромное число рецепторов у нас направлено на  обоняние. За него отвечают самые древние отделы мозга.

алла

Флакон духов «Алла» – это опосредованная энергия образа личности Аллы Пугачевой. Звучит немного смешно, но достаточно точно. И здесь возможен подвох, бездарный специалист может создать симулякр, дешевую подделку, но талантливый мастер-парфюмер действительно может создать сугубо индивидуальные духи. Совсем не случайно, что  даже само слово духи от слова - дух, духовный, пневматологический.

Высокое прозрение стяжал патриарх Тихон. Однажды прорвало канализацию в Кремле возле мавзолея, и он прокомментировал  сие событие словами: «По мощам и елей!» Патриарх не просто пошутил. Он действительно высказал духовное прозрение. Если бы мы могли  ощутить энергию богоборчества – оно именно так бы и пахло, как  нечистоты. Каждый единичный запах – это пограничная среда между веществом и его смысловой структурой, называемой в православном богословии умным словом «логосом».  Дальше начинается  созерцание духовными очами блаженных  и «чистых сердцем». О нем мы мало знаем. Об этом сокровенном духовном делании не принято «проповедовать с кровли» (Мф.10,27). И мы ограничимся одним небольшим назиданием.  Например, перед нами букет свежих роз. Мы закрыли глаза, заткнули уши, стараемся ни о чём не думать. Мы вдыхаем аромат роз. В нашем воображении ярко нарисуется розовый букет. В этом простом душевном акте представления, человек совершает не физиологический акт обоняния, а какой-то умный и могучий познавательный акт. И когда он, вдыхает розовый запах сам в себя, через плотские ноздри, то всё его существо пропитывается им насквозь. Все существо переполняется образом этой розы.

букет роз.jpeg

Мы не просто дышим вкусным запахом, на нас воздействует умный образ этого цветка, его невещественная идея. Именно отсюда берёт начало ароматерапия. Терапия нездешним духом. Запах проникает гораздо глубже, чем нам кажется, он всего человека объемлет. Есть не только молекулы вещества, которые на коже оседают или на слизистой оболочке носа. Еще что-то еще, менее материальное. Да, молекулы остаются и застревают на коже и в ноздрях, но энергия запаха вот то, что чувствует акула и аккумулирует бабочка из пыльцы,  она проходит через толщу человеческого естества. Есть вещества-волны, открытые белорусским ученым, доктором технических наук, профессором Альбертом  Вейником, названные им  - «хрономами» и описанными в книге «Термодинамика реальных процессов».

термодинамика  

Это более «мелкие вещества», чем атом и нейтрино, они запросто проходят сквозь землю. Поэтому, когда мы приходим в храм, и дьякон совершает каждение, то благословенное  благоухание природной смолы пронизывает не только одежду и наши телесные чувства, но и в некотором роде, нашу душу. Здесь следует сделать одно уточнение. Необходимо разделять запах и энергию запаха. Запах несет с собой силу, энергию. Энергия запаха ничем не пахнет, как не пахнет любая естественная энергия. Это то, что чувствуют бабочка, муха, акула, собака, другие животные и насекомые – он нас пронизывают «до самой сути» (Б. Пастернак) и оставляет свой хрономно-уникальный отпечаток. Запах – одно из самых  таинственных явлений в мире. Удивительно чудотворный сам по себе. 

«Воня благоухания духовного», что за странное названия для статьи? Оно не покажется нам странным, если мы вспомним, что в молитве на благословение кадила священник произносит слова: «кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного». Слово «воня» на  церковнославянском  языке означает просто запах. Мир пахнет! Он единая благоухающая система, флакон духов! Если вы думаете, что Бог создал запах только для того, чтобы люди могли обонять цветы и принюхиваться к пище, то это нелепо. Мир существовал множество тысячелетий без них, и уже обладал запахами. Не только растения, минералы, животные, химические вещества, но и каждый человек имеет свой уникальный «запах», свою обоняемую идентификационную метку. Это факт особенной интеграции человека в  земную систему. Он благоухает,  как всё одушевленное и неодушевленное на земле. Человек должен в этом мире распространять своеобразный аромат своей индивидуальности с самого рождения, хочет он этого или не хочет. Его оригинальный запах должен принимать участие в создании флакона мировых духов. Но у нас к «запаху» облегчённое отношение. Мы просто привыкли, что мир «цветет и пахнет», как и каждый из нас. Что в этом необычного?

ладан 3

 

Почему пахнет тот же самый бензин, вода, резина, перец, нафталин, уголь? Ответ сейчас готов. Да, потому, что там находятся молекулы. Вот молекулы пахнут. А как же тогда быть с духовным обонянием, когда святые чувствовали, что грех смердит, а  святость благоухает? С этим как быть? Там нет никаких молекул. Может быть, следует понимать слова святых иносказательно? Не будем самообольщаться, говоря, что пахнет вещество.

Удивительный эксперимент

В Южной Америке есть заповедный парк Серрания-де-Неблина. Несколько лет назад в парк  отправилась группа пневмо-инженеров фирмы «Yves Rocher» для того, чтобы создать новый  запах.  Не какой-нибудь, а запах, аналогов которому в этом мире не существует. Они поехали туда, чтобы создать запах рая. Именно так – райский запах, благоухание ангелов. Причём на месте эксперимента они использовали уникальное оборудование, созданное специально для этой экспедиции, ибо по закону в  заповеднике у подножия знаменитой горы запрещается даже срывать цветы.

неблина

Как же они вышли из положения? Они окружали цветочек мудреным аппаратом со стеклянный колпаком, выкачивали оттуда воздух, и, создавая разряжённую атмосферу, забирали цветочный запах в специальный геометрически закупоренный сосуд. Почти 5 лет ушло на создание этих уникальных духов. Люди, вдыхавшие их, рассказывали, что аромат действительно сильно напомнил запах дорогого природного ладана. Он вызывал ассоциации необыкновенной чистоты, нежности, удивления. Делясь своими впечатлениями, участники эксперимента утверждали, что аромат полученных духов, вызывает чувства милосердия, смирения, радости, готовность быть искренними и открытыми. Чудеса, да и только!

Возможно, ли на самом деле создать такой запах, какого в мире не существует? Можно ли создать запах, скажем, музыки Чайковского?  Можно ли сотворить запах нежности или запах, наоборот, грубости? Можно ли создать запах 600-го Мерседеса? Или запах весны, декабря, запах весенних луж? Одно время, лет 15 назад в парфюмерных отделах Москвы, продавались духи «Алла», названные так в честь певицы Аллы Пугачевой. Возможно, она согласилась на такое личностное название духов из желания сделать свой сценический имидж значительней. Возможно, ею двигала какая-нибудь другая меркантильная причина. Для нас это не важно. Инженерам-парфюмерам удалось в этих духах при соединении множества естественных и химических компонентов отчасти передать своеобычный образ певицы: свободный, волевой, противоречивый. 21 век называют цифровым веком.  С помощью бинарного (двоичного) кода  можно сделать многое. Оцифровывать  человеческую речь, его изображение. Но «оцифровка» единственная ли эта возможность передать, скажем, объект «А», с одного устройства на другое, с одного канала связи на другой канал? Оказывается, что нет.

Малая толика отвлеченного

В эпоху, предшествующую современным физическим теориям, в истории философии была сделана лишь одна попытка выявить логическое основание материи, и предприняли ее греческие отцы Церкви Св. Григорий Нисский и св. Максим Исповедник. Они были не единственными, кто занимался богословским осмыслением основ физического мира, но в их трудах ответ прозвучал наиболее полно и убедительно. Святитель Григорий и преп. Максим, каждый в свое время, рассматривали материю как явление энергетического порядка, покоящуюся  на соединении отвлеченных качеств, таких как высота, ширина, плотность, влажность, состав, теплота, холодность,  цвет, вес, и т.д.  то, что мы называем -  логическими качествами. Мир, взятый как целое или же в любой из отдельных сторон, есть осуществленная идея, энергия, лично сотворенная Богом.

Максим исповедник 2

                    преподобный Максим Исповедник 

В книге Бытия говорится о том, что Господь создал все вещи посредством Слова: "И сказал Бог... И стало так" (Быт.1,9). Слово Божие не рассеивается, но восуществляется в мире, "тотчас становится природой". По словам Григория Нисского, ничто из того, что образует тело, не является "материальным" – любое тело становится материальным, основываясь на сумме нематериальных свойств. Мы их перечисляли выше. Все эти качества представляют собой некие "проявления" (идеи), которые при соединении и становятся материей. На языке современной физики эта мысль Григория Нисского была бы выражена в других терминах: речь шла бы о длине волны, об электромагнитных полях, тепловом излучении, величине напряжения - другими словами, о различных количественных характеристиках энергий,  которые  с точки зрения современной науки определяют то, что называется материей. Сегодня суть материального мира принято выражать математическим языком: атрибуты материи подчиняются логическим отношениям, качественные характеристики - количественным соответствиям. В поисках структуры материи современная физика не описывает тела, но скорее исследует энергетические состояния материи, выявляющиеся в ходе экспериментов.

Разнообразие материальных форм исчерпывает себя на уровне атомов или таблицы Менделеева. Что же касается структуры самих атомов, то они отличаются друг от друга соотношениями положительно и отрицательно заряженных частиц, являющихся проявлением одной и той же реальности - энергии. Св. Максим Исповедник сделал очень важное наблюдение в этой области. Он отметил, что существуют два вида энергий с точки зрения их соотношения с естеством действующего субъекта: энергии гомогенные и энергии гетерогенные. Гомогенные энергии проявляют себя как однородные, однотипные в отношении природы действующего субъекта. Энергии же, называемые гетерогенными, выявляются через сущности, принадлежащие к иному роду, нежели природа действующего лица. Например, человеческий голос с его переменами тональности представляет собой словесную энергию, гомогенную природе конкретного человека. Но эту же голосовую энергию могут выразить сущности, гетерогенные по отношению к человеку: письмо, краски, мрамор, звуки музыкальных инструментов, бинарный код. Другими словами, Максим Исповедник различал энергии однородные по отношению к природе - гомогенные, и гетерогенные, которые проявляются через иные по отношению к данной природе возможности.

Теперь становится понятным, каким образом возможно познание человеческой личности прямым или же косвенным путем. Путь прямого познания заключается в непосредственном общении, в том, что мы любим друг друга. Косвенное же познание происходит через прочтение чужой книги, прослушивание музыки, созерцание картины. Личность творца отпечатывается в его произведении так же четко, как   печать на разогретом воске. В обоих случаях знание другой личности оказывается неизмеримо более полным и глубоким, нежели любая количественная информация о том же человеке. Рост, вес, цвет глаз, домашний адрес, номер паспорта и кислотность желудка нам мало что расскажут об их обладателе.

Слово, любое слово само по себе суть устойчивая смысловая структура. Например, попросим Пушкина и Лермонтова написать по стихотворению о прямом геометрическом угле. Можно с уверенностью сказать, что каждый из поэтов совершенно по-своему опишет этот прямой угол.  В их описаниях будет особым образом отражаться личность каждого из них. Когда мы читаем стихи Пушкина, то  воспринимаем не только смысл стихов, прежде всего мы чувствуем гетерогенным способом его дух, уникальность личности поэта. Гетерогенная энергия – это не какая-нибудь искусственная энергия, придуманная или теоретическая сила. Она существует в реальности. Через гетерогенные энергии действительно передаётся личностное многообразие, то есть гомогенная единосущная энергия творца. И для этого, как уже было сказано, можно  использовать в мире абсолютно всё и краски, и слово, и камень, и железо, и бумагу, и глину, и даже высохшие слезы.

 Вопрос этот о двух основных видах энергии проявления личности в мире практичен и серьезен. Обсуждение его не отвлеченное занятие для профессоров философии и богословия. Он прямо относится до каждого человека, но более последовательное и глубокое рассмотрение для нас необязательно. Необходимо так же заметить, что сам по себе термин «энергия» никоим образом не связан с экстрасенсорикой или технологическим шаманизмом. Это слово, как и некоторые другие, было отчасти дискредитировано в глазах христиан, в 90-х года прошлого столетия, когда  по всей России начался бум занятий экстрасенсорикой или биоэнергетикой, ничего общего с ним не имеющими. Достаточно будет вспомнить, что VI Вселенский Собор - догматически закрепил  учение о двух волях и двух энергиях во Христе.

Итак, перейдём к миру понятому, как энергия. Цифры – это тоже энергия.  Единица, двойка, тройка – это всё абстрактные энергийные образы. Но энергия, как мы определили, может быть двух видов – гомогенная и гетерогенная. Гомогенная энергия единоприродна предмету. В данном случае запах, идущий от человека,  это запах гомогенный. А вот запах духов, названных в честь Аллы Пугачёвой -  это будет гетерогенный запах, несущий энергию  первообраза, то есть личности певицы. 

О благодыхании мира

Что такое есть наш мир? Это гетерогенная энергия, созданная гомогенной энергией Творца, нетварной силой Бога, привычней говоря, благодатью. Не нужно пугаться понятийной сложности. Что непонятно - пропускайте, и читайте дальше. Вселенная  - это овеществленная любовь Божия. Не только через цифру, краски, слово и музыку можно передать удивительное своеобразие этого мира  и каждого человека, но и через сгармонизированную смесь пахучих веществ. Парфюмер-дизайнер может взять потребные ему земные вещества и создать на их основе гетерогенный образ любого объекта мира, хоть города Москвы, хоть горы Эльбрус, хоть 600-го мерседеса.

В этом смысловом контексте интересно открытие необычайных коммуникаторских способностей бабочек. Исследователи стали выяснять как бабочки, слабенькие существа за десятки километров могут друг друга почувствовать. Бабочка-самка пребывает где-то далеко, и бабочка-самец посылает ей нечто такое, что они могут вдруг найтись и соединиться для создания потомства. Почему, как это происходит? Были проведены серьёзные дорогостоящие исследования, причём в разных странах мира. Об этой работе физиков-энтомологов написана целая толстая книга. Было выяснено, что пыльца, которая  есть на крылышках и усиках бабочки, необходима не только для покровительственной красоты, но и для особого вида благоухания. Усики бабочки могут действовать, как резонаторы, создающие  микро-колебания до 70-80 раз в секунду, они способны мелко-мелко дрожать невидимо для человеческого глаза.. Причём, каждый усик дрожит не только внешне, но и внутри себя. 

Это странное  дрожание приводит к тому, что эта пыльца превращается сначала в запах, а потом трансформируется в очень мощную биологическую энергию.  Ее становится достаточно, чтобы самец запорхал навстречу к самке. У бабочек возникает единая определенная частота волны, по которой они друг друга находят. Причём, здесь возникает такая данность - каждому запаху соответствует свой зафиксированный звук,  цвет, тяжесть и другие константы. Это о чём говорит? Всё в мире соединено в одно. И потому один из инженеров-парфюмеров фирмы Ив Роше Давид Бертранд, принимавший участие в создании райского запаха, имел полное право утверждать, что этот запах  синего цвета. Без всякой фантастической субъективности.  Мы знаем, что у  каждого цвета есть своя длина волны. И у каждого звука, и у каждого запаха, и у тяжести, и у всех материальных объектов тоже есть своя точно установленная длина волны или энергия волны. Бабочка способна преобразовывать пыльцу в энергию.

Второй пример. Акулы. Если человек бросит в море кусок окровавленного мяса, то акула, находясь за много километров, может приплыть к  этому месту. А как спрашивается? Неужели у ней такой могучее обоняние? Значит, тайна здесь заключается в чём-то другом, значит, она не обоняет, а внутренне её организм может отслеживать энергию крови. Запах обладает огромной мощью, так, что даже может пронизывать километровую толщу воды. Пронизывать водное пространство. Какая огромная сила находится в запахе! Акула приплывает к куску мяса  не потому, что носопыркой своей  учуяла дыхание крови, а потому что она имеет в себе устройство воспринимать энергию запахов, в том числе и крови. Следовательно, любой предмет, вещество, природное явление, например дождь, в мир источает определённую энергию. И именно через эту энергетическую волну все в мире во многом сочетается и взаимодействует. Ученые-физики называют его начальным уровнем материальной корреляции. Похожим образом все вещи-предметы-явления посылают те или иные сигналы через запах. Именно поэтому такое огромное число рецепторов у нас направлено на  обоняние. За него отвечают самые древние отделы мозга.

алла

Флакон духов «Алла» – это опосредованная энергия образа личности Аллы Пугачевой. Звучит немного смешно, но достаточно точно. И здесь возможен подвох, бездарный специалист может создать симулякр, дешевую подделку, но талантливый мастер-парфюмер действительно может создать сугубо индивидуальные духи. Совсем не случайно, что  даже само слово духи от слова - дух, духовный, пневматологический.

Высокое прозрение стяжал патриарх Тихон. Однажды прорвало канализацию в Кремле возле мавзолея, и он прокомментировал  сие событие словами: «По мощам и елей!» Патриарх не просто пошутил. Он действительно высказал духовное прозрение. Если бы мы могли  ощутить энергию богоборчества – оно именно так бы и пахло, как  нечистоты. Каждый единичный запах – это пограничная среда между веществом и его смысловой структурой, называемой в православном богословии умным словом «логосом».  Дальше начинается  созерцание духовными очами блаженных  и «чистых сердцем». О нем мы мало знаем. Об этом сокровенном духовном делании не принято «проповедовать с кровли» (Мф.10,27). И мы ограничимся одним небольшим назиданием.  Например, перед нами букет свежих роз. Мы закрыли глаза, заткнули уши, стараемся ни о чём не думать. Мы вдыхаем аромат роз. В нашем воображении ярко нарисуется розовый букет. В этом простом душевном акте представления, человек совершает не физиологический акт обоняния, а какой-то умный и могучий познавательный акт. И когда он, вдыхает розовый запах сам в себя, через плотские ноздри, то всё его существо пропитывается им насквозь. Все существо переполняется образом этой розы.

букет роз.jpeg

Мы не просто дышим вкусным запахом, на нас воздействует умный образ этого цветка, его невещественная идея. Именно отсюда берёт начало ароматерапия. Терапия нездешним духом. Запах проникает гораздо глубже, чем нам кажется, он всего человека объемлет. Есть не только молекулы вещества, которые на коже оседают или на слизистой оболочке носа. Еще что-то еще, менее материальное. Да, молекулы остаются и застревают на коже и в ноздрях, но энергия запаха вот то, что чувствует акула и аккумулирует бабочка из пыльцы,  она проходит через толщу человеческого естества. Есть вещества-волны, открытые белорусским ученым, доктором технических наук, профессором Альбертом  Вейником, названные им  - «хрономами» и описанными в книге «Термодинамика реальных процессов».

термодинамика  

Это более «мелкие вещества», чем атом и нейтрино, они запросто проходят сквозь землю. Поэтому, когда мы приходим в храм, и дьякон совершает каждение, то благословенное  благоухание природной смолы пронизывает не только одежду и наши телесные чувства, но и в некотором роде, нашу душу. Здесь следует сделать одно уточнение. Необходимо разделять запах и энергию запаха. Запах несет с собой силу, энергию. Энергия запаха ничем не пахнет, как не пахнет любая естественная энергия. Это то, что чувствуют бабочка, муха, акула, собака, другие животные и насекомые – он нас пронизывают «до самой сути» (Б. Пастернак) и оставляет свой хрономно-уникальный отпечаток. Запах – одно из самых  таинственных явлений в мире. Удивительно чудотворный сам по себе. 

Свидетельства от духа собираемые

Приведем несколько фактов, как сущность небесная, благодать Божия пронизав святого человека, соделывает его благопахучим, не только после смерти, но и при жизни. В житии митрополита Нектария Эгинского ( 19-20 век) читаем : «Сохранились многочисленные воспоминания о его святой жизни там, о необычайных чудотворениях, когда он, подобно древним подвижникам мог низводить дождь в засуху, или изгонять саранчу, или исцелять тяжелых больных, даже слепых. Многие еще при жизни обращали внимание на удивительное благоухание шедшее от тела и одежд митрополита Нектария, на что он сам совершенно не обращал  внимания. Сразу после кончины тело святого начало мироточить.

Митроплит Нектарий

Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро  ватными пучками. В апреле 1921 года, с целью возведения мраморной гробницы, захоронение было раскрыто, и тело усопшего оказалось нетленным. Свежими были даже цветы, положенные во время погребения. Само тело источало удивительный аромат. Его перенесли на 48 часов в игуменские покои, затем облачили в новые одежды и вновь захоронили. Через три года после преставления тело опять было обнаружено нетленным и благоухающим. В 1927 году, по инициативе Хризостома I, архиепископа Афинского, в третий раз были обретены мощи. Тело святого оставалось нетленным и источало аромат».

Это не случайно, это закономерное действие благодати Божией. Его тело пронизывало не вещество.  Когда на чудотворной иконе появляется миро нерукотворное, то это получается не так, что Бог взял из рая некий святой запах и перекачал его как по трубе тоненькой, через пространство, на иконную доску, раз – и появилось миро! Нет, миро на иконах начинает проступать и благоухать иным образом. Райская энергия, энергия рая создаёт здесь в земных пределах именно такой особенной дивный запах. И святые благоухают, потому что их души находятся во святых нездешних местах. Райская Реальность –  первична,  запах - вторичен, он есть следствие причастности к божественной жизни.

В своих воспоминаниях о вскрытии богоборцами святых мощей преп. Сергия Радонежского в 1919 г.   П. А. Флоренский пишет: «Я вошел в Троицкий собор уже позднею ночью,   значительно позже, после того, как было произведено вскрытие.   В соборе стоял едкий дым от магниевых вспышек,   при которых производилась фотографическая съемка.   Но, несмотря на этот сильно пахнущий воздух,   порою какими-то дуновениями приносило от раки на несколько саженей расстояния волны   неизъяснимо приятного благоухания,   которое перебивало все прочие запахи.   Это благоухание охватывало величественной радостью,   в которой невозможно было провести границу   между собственно духовным удовлетворением   и чувством приятного. Прикладываясь к мощам,   я убедился, что благоухание исходило именно из раки, и было тут несравненно сильнее,   чем в стороне. С чем сравнить его затрудняюсь,   так оно тонко и своеобразно.   Могу только сказать, что в нем   совершенно отсутствовали   элементы слащавости или липкости,   более или менее свойственные всякому запаху   земного происхождения»

И еще один отрывок для убедительности: «Другой рассказ слышал я в августе 1905 года в Оптиной пустыни. Он касался кончины старца Амвросия. Как известно, вопреки ожиданиям его почитателей, тело Амвросия обнаружило следы разложения и когда один из монахов, желая освятить прикосновением к почившему старцу чистый платок, отнял его от тела, то, к своему смущению, увидел его запачканным гноем. Тогда он сунул его в карман и перестал о нем думать. Но прошло некоторое время, и в келье его стало распространяться явное благоухание. Когда были произведены розыски его источника, то оказалось, что благоухает один из подрясников, и именно тот, который одевался на погребение старца, и что первоисточник благоухания - лежащий в кармане его платок. Запах продолжал сохраняться на платке и год спустя».

пещеры

В записках академика О. Г. Солнцева,   работавшего в Киеве, по нашей теме есть следующее замечание:  «в той части Киевских пещер, которые доступны для всех богомольцев, мироточивые главы лежат на блюдах, прикрытые особого устройства колпаками,   из глав сочится на эти блюда по каплям миро,   что-то вроде бесцветного и безвкусного масла,   на вид жиже обыкновенного деревянного,   нежно-приятного запаха».

На этих свидетельствах очевидцев и современников завершаем наше осмысление «вони благоухания духовного».

пещеры 2

Приведем несколько фактов, как сущность небесная, благодать Божия пронизав святого человека, соделывает его благопахучим, не только после смерти, но и при жизни. В житии митрополита Нектария Эгинского ( 19-20 век) читаем : «Сохранились многочисленные воспоминания о его святой жизни там, о необычайных чудотворениях, когда он, подобно древним подвижникам мог низводить дождь в засуху, или изгонять саранчу, или исцелять тяжелых больных, даже слепых. Многие еще при жизни обращали внимание на удивительное благоухание шедшее от тела и одежд митрополита Нектария, на что он сам совершенно не обращал  внимания. Сразу после кончины тело святого начало мироточить.

Митроплит Нектарий

Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро  ватными пучками. В апреле 1921 года, с целью возведения мраморной гробницы, захоронение было раскрыто, и тело усопшего оказалось нетленным. Свежими были даже цветы, положенные во время погребения. Само тело источало удивительный аромат. Его перенесли на 48 часов в игуменские покои, затем облачили в новые одежды и вновь захоронили. Через три года после преставления тело опять было обнаружено нетленным и благоухающим. В 1927 году, по инициативе Хризостома I, архиепископа Афинского, в третий раз были обретены мощи. Тело святого оставалось нетленным и источало аромат».

Это не случайно, это закономерное действие благодати Божией. Его тело пронизывало не вещество.  Когда на чудотворной иконе появляется миро нерукотворное, то это получается не так, что Бог взял из рая некий святой запах и перекачал его как по трубе тоненькой, через пространство, на иконную доску, раз – и появилось миро! Нет, миро на иконах начинает проступать и благоухать иным образом. Райская энергия, энергия рая создаёт здесь в земных пределах именно такой особенной дивный запах. И святые благоухают, потому что их души находятся во святых нездешних местах. Райская Реальность –  первична,  запах - вторичен, он есть следствие причастности к божественной жизни.

В своих воспоминаниях о вскрытии богоборцами святых мощей преп. Сергия Радонежского в 1919 г.   П. А. Флоренский пишет: «Я вошел в Троицкий собор уже позднею ночью,   значительно позже, после того, как было произведено вскрытие.   В соборе стоял едкий дым от магниевых вспышек,   при которых производилась фотографическая съемка.   Но, несмотря на этот сильно пахнущий воздух,   порою какими-то дуновениями приносило от раки на несколько саженей расстояния волны   неизъяснимо приятного благоухания,   которое перебивало все прочие запахи.   Это благоухание охватывало величественной радостью,   в которой невозможно было провести границу   между собственно духовным удовлетворением   и чувством приятного. Прикладываясь к мощам,   я убедился, что благоухание исходило именно из раки, и было тут несравненно сильнее,   чем в стороне. С чем сравнить его затрудняюсь,   так оно тонко и своеобразно.   Могу только сказать, что в нем   совершенно отсутствовали   элементы слащавости или липкости,   более или менее свойственные всякому запаху   земного происхождения»

И еще один отрывок для убедительности: «Другой рассказ слышал я в августе 1905 года в Оптиной пустыни. Он касался кончины старца Амвросия. Как известно, вопреки ожиданиям его почитателей, тело Амвросия обнаружило следы разложения и когда один из монахов, желая освятить прикосновением к почившему старцу чистый платок, отнял его от тела, то, к своему смущению, увидел его запачканным гноем. Тогда он сунул его в карман и перестал о нем думать. Но прошло некоторое время, и в келье его стало распространяться явное благоухание. Когда были произведены розыски его источника, то оказалось, что благоухает один из подрясников, и именно тот, который одевался на погребение старца, и что первоисточник благоухания - лежащий в кармане его платок. Запах продолжал сохраняться на платке и год спустя».

пещеры

В записках академика О. Г. Солнцева,   работавшего в Киеве, по нашей теме есть следующее замечание:  «в той части Киевских пещер, которые доступны для всех богомольцев, мироточивые главы лежат на блюдах, прикрытые особого устройства колпаками,   из глав сочится на эти блюда по каплям миро,   что-то вроде бесцветного и безвкусного масла,   на вид жиже обыкновенного деревянного,   нежно-приятного запаха».

На этих свидетельствах очевидцев и современников завершаем наше осмысление «вони благоухания духовного».

пещеры 2