Храм Вятки с 300-летней историей

T6M1KZqodh8

Был длительный период в истории человечества, когда повсеместно царила Книга. Он прошел, теперь иные цари на троне…  Книга, именно Книга с большой буквы, а не дюдики и бульварное чтиво, всегда была элитарной, не для всех. Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский составил список книг, который просто обязан прочитать всякий уважающий себя культурный человек, если хочет принимать участие в «пространстве для разговора». Вот он: 

«Бхагават гита»;
«Махабхарата»;
«Гильгамеш»;
«Ветхий Завет»;
Гомер: «Илиада», «Одиссея»;
Геродот: «История»;
Софокл. Пьесы;
Эсхил. Пьесы;
Еврипид. Пьесы: «Ипполит», «Вакханки», «Электра», «Финикиянки»;
Фукидид: «История Пелопоннесской войны»;
Платон: «Диалоги»;
Аристотель: «Поэтика», «Физика», «Этика», «О душе»;
Александрийская поэзия;
Лукреций: «О природе вещей»;
Плутарх: «Жизнеописания»;
Вергилий: «Энеида», «Буколики», «Георгики»;
Тацит: «Анналы»;
Овидий: «Метаморфозы», «Героиды», «Наука любви»;
Новый Завет;
Светоний: «Жизнеописания двенадцати цезарей»;
Марк Аврелий;
Катулл;
Гораций;
Эпиктет;
Аристофан;
Элиан: «Пестрые истории», «О природе животных»;
Аполлодор: «Аргонавтика»; 
Пселл: «Жизнеописание правителей Византии»;
Гиббон: «История упадка и разрушения Римской империи»;
Плотин: «Эннеады»;
Евсевий: «Церковная история»;
Боэций: «Об утешении философией»;
Плиний Младший: «Письма»;
Византийские стихотворные романы;
Гераклит: «Фрагменты»;
Августин: «Исповедь»;
Фома Аквинский: «Summa Theolo qica»;
Св. Франциск: «Цветочки»;
Николло Макиавелли: «Государь»;
Данте: «Божественная комедия»;
Франко Сакети. Новеллы;
Исландские саги;
Шекспир: «Антоний и Клеопатра», «Гамлет», «Макбет», «Генрих V»;
Рабле;
Бэкон;
Мартин Лютер;
Кальвин;
Монтень: «Опыты»;
Сервантес: «Дон Кихот»;
Декарт;
«Песнь о Роланде»;
«Беовульф»;
Бенвенуто Челлини;
Генри Адамс: «Воспитание Генри Адамса»;
Гоббс: «Левиафан»;
Паскаль: «Мысли»;
Мильтон: «Потерянный рай»;
Джон Донн, Эндрю Марвелл, Джордж Херберт, Ричард Крошоу;
Спиноза: «Трактаты»;
Стендаль: «Пармская обитель», «Красное и черное», «Жизнь Анри Брюлара»;
Свифт: «Путешествие Гулливера»;
Лоренс Стерн: «Тристрам Шэнди»;
Щодерло де Лакло: «Опасные связи»;
Монтескье: «Персидские письма»;
Локк: «Второй трактат о правительстве»;
Адам Смит: «Благосостояние наций»;
Лейбниц;
Юм;
Тексты федералистов;
Кант: «Критика чистого разума»;
Кьеркегор: «Страх и трепет», «Или-или», «Философские фрагменты»;
Достоевский: «Записки из подполья», «Бесы»;
Гете: «Фауст», «Итальянское путешествие»;
Токвиль: «О демократии в Америке»;
Де Кюстин: «Путешествие наших дней (Империя царя)»;
Эрик Ауэрбах: «Мимезис»;
Прескотт: «Лабиринт одиночества»;
Карл Поппер: «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги»;
Элиас Канетти: «Толпа и власть». 
и

Нетрудно догадаться, этот список  составлен рассерженным человеком, можно сказать написан впопыхах, например, в произведениях Шекспира мы не находим ни «Гамлета», ни «Короля Лира», не говоря уже о почти полном отсутствии русских классиков (Достоевский правда есть, но представлен не самыми вершинными своими произведениями). Причина сердитости известна – беспробудная, тупая некнижность американских студентов. Нам интересно другое, что наспех составленный  книжный «синодик», Иосиф Бродский потом никогда не исправлял. Видимо поэт настучал его вдохновенно, «свыше». Похоже, многие книги, не вошедшие  в список Бродского, культурный человек просто обязан прочитать сам, без всякого списка и призвания извне  различными  общемировыми величинами. А теперь спросим себя: сколько лично я прочитал книг из этого чудного списка? Поспрашивайте близких и знакомых, если наберется у кого-нибудь из них с десяток наименований, то это уже значительный результат в наш-то мобильно-могильный  век. Впрочем, можно напрячься и весь список осилить годика за два-три. Но много ли будет толку? Много ли поймешь один, без подпитывающей культурной среды в «гордом одиночестве» своей книгопросвещенной души? 

Тысячи лет люди в массе своей не читали книжек. Никогда! И что? Они в массе своей были мудрее нас, «ближе к природе», к «истокам бытия». Они построили великие цивилизации, оставили громадный след в общемировой человеческой культуре. Как же им так удалось без Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского, Монтеня, Сервантеса, Гете, Гегеля,  Толстого, Гоголя, Чехова, Солженицына, Бодрийяра, Бахтина, Лосева, Бродского, Франка, Хайдеггера, и, конечно, подзабытого Адама Смита, и так маштабно "наследить"? А вот удалось таки, ибо Природа есть открытая Книга видимого Божьего Совершенства и Премудрости. Читали ее народы земли и учились, как и Соломон Премудрый советовал: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.  Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Пр. 6, 6-8). И не только Природа, но и каждый человек тоже живая книга, хоть и не открытая для всякого прохожего, зато бездонная – «образ и подобие Божие». Друг у друга учились прилежно. Хранили профессиональные традиции, опыт, секреты ремесла, крепили преемственность от учителя к ученику, от земли к небу. Природа - это букварь, а лучше сказать, Поэма, через созерцание которой люди постигают Творца-поэта. Собственно, эта мысль – общее место в православном догматическом богословии, но напомнить не лишне. Книга же  - плод бумажной культуры. В ней отобразилось уже вторичное отражение творческой Красоты Божьей. Она вторична, как и любая человеческая культура по отношению к природе. Книга вторична, но не «вторсырье».  Аккумулировав, собрав под своей обложкой великие знания человечества, она подобно увеличительному стеклу стала способна зажигать сердца, увлекать их в неведомое и прекрасное, когда даже «обливаясь слезами над вымыслом» душа обретает подлинное постижение мира. Просто совсем не обязательно всем и каждому рассматривать мир через книжную лупу!  

Сегодня усердие к чтению неуклонно падает по всему миру, а не только в России или у нас в Вятке. Недавно стало известно, что 62% жителей Великобритании только делают вид, что увлечённо читают книги классиков, а на самом деле просто носят с собой, чтобы произвести впечатление, будто они умные и начитанные. 42% таких притворщиков узнают о сюжетах классических произведений из фильмов, передач на телевидении или Всемирной паутины. Это исторический процесс. Причины называются разные, многие сходятся во мнении, что книги нынче заменяются телевизором, интернетом и даже просто сотовым телефоном. Кому-то гораздо интересней читать смски от друзей или сообщения в твиттере, чем Еврипида или Пелевина. И что? Почему он обязан их читать? Чтобы стать культурной личностью? Дескать, читай книги, а остальное приложится. А может быть, Коля Имерек не хочет быть культурной личностью «по образу и подобию» Иосифа Бродского? У него, может быть, свой, совершенно некнижный путь на земле. Он путешественником станет и сам книжку о своих странствиях напишет. «Чукча -  не читатель, чукча - писатель»  Или, возможно, он художником взовьётся над тучами веков. Много ли прочел в своей жизни книжек Ван-Гог? Уж поменьше, чем средне-статичный советский интеллигент. Зачем всех загонять в единое культурно-литературное гетто? Как же быть-то? Мы ответим на этом вопрос чуть позже.

 введение 2

Тревожные цифры в цифровой век 

По данным опроса фонда «Общественное мнение», 44% россиян за год вообще не открывали ни одной книги. При этом 81% опрошенных взрослых людей с теплотой вспоминают о школьных уроках литературы. Правда, сам процесс чтения нравился только 17% опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14%), увлекательные сюжеты романов (12%), конкретные авторы и произведения (11%). 

Россия уже давно потеряла статус самой читающей страны. По статистике, больше всех сейчас читают индусы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. Это естественно, они же только-только читать научились, как и китацы! У россиян этот показатель составляет семь с небольшим часов — при среднемировом в 6,5 часа в неделю. Россия уже давно не входит даже в десятку самых читающих стран. Впрочем, англичане и американцы читают ещё меньше. И что плохо им живется? 

По оценкам международных исследований PISA-2000, по качеству чтения наши дети 9 и 14 лет заняли 27-е место в списке из 32 стран. В 2003-м эти показатели ещё ухудшились: 33-е из 42. По данным мониторинга PISA за 2009 год, российские школьники по чтению оказались на 42-м месте из 65 стран. 

Британские исследователи также выяснили, что 50% опрошенных ими людей ставят на книжные полки произведения мировых классиков, которых они никогда не читали. А ещё 3% опрошенных признались, что в обложки классических произведений они помещают газетные и журнальные издания. Эта уловка позволяет им казаться настоящими интеллектуалами. В хит-параде авторов, которые помогают англичанам казаться умными и книги которых они никогда не читали, на первом месте стоит Джордж Оруэлл и его роман «1984» (26%). Второе место занимает Чарльз Диккенс с «Большими надеждами» (18%). Далее идут Джером Сэлинджер с романом «Над пропастью во ржи» (15%) и Эдвард Морган Форстер с «Поездкой в Индию» (12%). Помимо этих авторов англичане «любят» и других писателей, так как они помогают им выглядеть умными и начитанными. Заметим, что ни один из этих авторов не входит в знаменитый список Иосифа Бродского. 

Интерес к чтению падает не только потому, что люди не хотят читать. А не хотят они не читать по очень существенной причине, о которой ниже. Есть ещё одно огромное препятствие - c каждым годом книги становятся всё менее доступными, дорожают. А количество книжных магазинов постоянно сокращается. Если в европейских странах один книжный магазин приходится на пять-шесть тысяч жителей, то в России — на 50-55 тысяч. 

За годы кризиса в результате финансовых трудностей в стране было закрыто около 600 книжных магазинов, прежде всего в регионах. Сейчас книгам  приходится конкурировать с любыми другими товарами, от средств гигиены до продуктов. В результате книжные магазины разоряются, закрываются, перепрофилируются. Бумажные книги становятся всё более дорогими, а стало быть, и менее доступными для читателя, тем более что молодёжь предпочитает электронный контент, который часто вообще ничего не стоит. 

Компьютер постепенно вытесняет книгу и чтение. Но, как говорят специалисты: «в условиях глобализации общества, прежде всего, необходимо усиление гуманитарной составляющей, а не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры и компьютерной грамотности». Как говорится, «пусть говорят».

Толсктой 

Установлено, что навыки чтения  начинают формироваться в детстве — с дошкольного образования и чтения в семье. Но сегодня резко сократилось количество детских садов, охваченных дошкольным образованием, в рамках которого формировались первичные читательские навыки. В школьные годы все учащиеся являются в той или иной мере читателями. Это связано с построением образовательных программ, увеличением доли самостоятельной работы школьников. Однако, после перехода из начальной школы в среднюю читательская активность детей резко падает. Зато, конечно, в карты не играют. Специалисты отмечают, что уже к 10 годам формируются признаки функциональной неграмотности, которые в дальнейшем приводят к «учебному поражению». Учащиеся старших классов теряют интерес к чтению, но, вместо того чтобы заняться возвращением книг в школу, власти решили разместить на улицах пошлые билборды с Пушкиным и Толстым: наряженные в тренировочные костюмы, они призывали читать книги. Жалкие бездарные потуги! Надо было изобразить со штангой на плечах и с книжкой под мышкой Михайло Ломоносова, заодно бы подрастающее поколение и историю подучило!

 пушкин

В 2010 году издательство «Эксмо» совместно с фондом «Народная инициатива» и Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы решили привлечь к пропаганде чтения российских футболистов. В акции «Читайте книги» приняли участие тренер Леонид Слуцкий, члены сборной России по футболу Сергей Семак, Сергей Игнашевич, Андрей Тихонов и другие спортсмены. По всей Москве висели плакаты, на которых спортсмены держали в руках книги. Леонид Слуцкий публично декламировал стихи, а Игнашевич утверждал, что «читать книги так же важно, как читать игру». Ну, да мы же помним, что сказал футболист Аршавин  турецкому нападающему Фатиху Текке: «В детстве у нас во дворе играли в "козла", а проигравшему били мячом в ж…. Это была моя любимая игра...» Верим, вот в этом верим!

 что это у меня в руках

В прошлом году прошла ещё одна необычная акция в поддержку чтения. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Союз книготорговцев провели рекламную кампанию под слоганом «В начитанном теле — начитанный дух». Эта акция не осталась незамеченной и вызвала большой резонанс. Главным видеобубном был короткий рекламный ролик, где рэпер Fike в гриме, бакенбардах а-ля Пушкин и спортивном костюме читает речёвку, призывая всех «шевелить извилинами». Также героями ролика стали Достоевский, который бил боксёрскую грушу, и Гоголь, закидывающий баскетбольный мяч в кольцо. Посмотреть ролик можно тут: http://www.youtube.com/watch?v=p5oqUUa71D0  Вот, что значит не читать классиков! Это Александру Сергеевичу  больше всего подошло бы молотить грушу! Вот, что писал его друг Петр Вяземский:  «В 1827 году Пушкин учил меня боксировать по-английски, и я так пристрастился к этому упражнению, что на детских балах вызывал желающих и нежелающих боксировать, последних вызывал даже действием во время самих танцев. Всеобщее негодование не могло поколебать во мне сознания поэтического геройства, из рук в руки переданного мне поэтом-героем Пушкиным». Сам же поэт писал  в неоконченной статье «‹Разговор о критике›», пользуясь весьма выразительным примером: «посмотрите на английского лорда: он готов отвечать на учтивый вызов gentelman и стреляться на кухенрейтерских пистолетах или снять с себя фрак и боксовать на перекрестке с извозчиком. Это настоящая храбрость». Так-то господа, реперы! Пушкин бы вам за такую наглость надавал тычков! Но шутки-шутками, пора отвечать на выше поставленный вопрос: отчего это человечество в мировом масштабе утрачивает читательскую жажду и предпочитает книге все, что угодно, вплоть до  чтения рекалмы на билбордах? И как это для него аукнется в грядущих постиндустриальных временах? 

Жгучий ответ 

Речь идет не о том, что книга современному человеку не нужна. Сегодня  у большей части человечества есть базовые навыки для личностного становления (ипостазирования по всем коммуникационным векторам) в историческом контексте. Звучит сложно, но все на самом деле просто. Это знание арифметических начал, умение читать, писать слова, способность управляться с различными мобильными и компьютерными системами. Нынче без  минимального знания офисных программ трудно устроиться даже на  кладбище смотрителем. И там нужно вести компьютерный учет подведомственных членов.  Но посмотрите на тысячи лет назад! Человечество создавало величайшие цивилизации,  где 90 % населения не умели ни писать, ни читать, да и считало-то едва-едва (до десяти не в  счет!). Однако, люди были сердечны, душевно глубоки, талантливы и не страдали от скуки. «Томления духа» были редки, а про депрессию ведали разве, что избранные, навроде царя Соломона! Это исторический факт. Большинство апостолов были неграмотными, однако, словами своими «весь мир любовию вместившая и концы вселенныя просветившая». Мы это совсем не к тому, что в 21 веке нужно  всем поголовно оставить книжно-компьютерную премудрость, возгореться духом и пойти по автострадам века сего с проповедью Евангелия, «сея доброе и разумное», созидая общины и утверждая благочестие.

 тайная вечеря

Где тут на столе стопки книг?

У человеческой цивилизации есть свои вехи. Возможно, через два-три десятилетия будут широко  востребованы, как в свое время с изобретением книгопечатания, другие структурно-логические, неверабально-ментальные способы передачи накопленных данных. И не так как в кинотрилогии «Матрица», это всего лишь дурной, фантастический, хотя и весьма привлекательный метод усвоения в двоичном коде информационного потока для… двоечников. Время, когда  Чтение является единственным способом  информационной рецепции (восприятия, вмещения) безвозвратно уходит. Как ушли в  свое время глинобитные таблички, языки-знаки и веревочное письмо! Мы живем и продолжаем двигаться в глобальных, всеохватных  способах передачи-восприятия знаний дальше и дальше! Но не об этом речь. Книга нужна! Книга драгоценна!  Книга никогда не умрет! В конце концов, Новый Завет – это тоже Книга!  На наших глазах лишь упраздняется гегемония  внешнего книжного знания. Исчезает гуманистический шаблон, когда количество прочитанных книг ставили в зависимость от величины личности. Это был явный культурно-жизненный перекос,  асфальтным  катком прошедшийся по школе! По всей системе образования. Великая преп. Мария Египетская никогда не училась грамоте специально, а в конце своего покаянного пути удивляла книжного монаху Зосиму цитированием значительного числа стихов из Священного Писания, причем слово в слово! 

Читай, но разумей! 

Чтение и  усвоение прочитанного от средних веков вплоть до сегодняшнего дня, ставили во главу угла для развития «ума и сердца», становления человека в социуме.  Поэтому достаточно было ребенку иметь цепкую память (и чуточку мозгов), чтобы получить после окончания одиннадцатого класса золотую медаль на «гордую выю». Тогда как большинство талантливых и по-настоящему умных людей, учились в школе посредственно, и Пушкин в их числе. Наивно и несерьезно ждать от большинства граждан жажду чтения глубоких и серьезных книг! Книга всегда была  малодоступна для большей части населения земли. И чудовищно дорога к тому же вплоть до 20 столетия! И начался книжный перекос: все должны читать Еврипида! Все должны читать художественные (запомним этот эпитет) книги  и притом желательно классику мировую и отечественную, не женские романы, дюдики, фэнтези, вампирские саги, криминально-воровской бред, а Достоевского, Толстова, Чехова, Драйзера, Кафку, Цвейга, Гессе, Пруста, Джойса, Фолкнера,  Флобера, Стендаля и т. д. - несть им числа. Почему и зачем? Откуда такой нравственный императив? Это ничто иное, как полубезбожная, гуманистическая позиция, что только через чтение грешных авторов можно воспитать высокий жертвенный дух в человеке, воплотить в душе священные «идеалы Октября». Значит, «через чтение», а апостол Павел, утверждает вот, что «величайшее благо быть способным слышать, ибо самый неоценимый дар на земле - вера - приходит от слышания» (Рим.10:17).

 d2afc17a8b061296d4469e4e4c61fe6e

В Век Просвещения стали  ставить знак равенства между высотой и глубиной человеческого духа и чтением  художественной - подчеркиваем художественной литературы! Сие есть величайшее заблуждение. Писатели, кстати, читают на много меньше, чем критики и книгочеи. Им просто физически некогда насыщаться «вымышленной» радостью. Им самим нужно  создавать тексты,  например, один самых малочитающих был писатель Оноре де Бальзак, тогда как сам накатал за  20 лет у литературного станка под сотню романов! Зато уж, ежели садился за книгу, то воспринимал текст сразу абзацами, навсегда запоминая прочитанное. Слава Богу, сегодня совершенно ясно для думающего христианина, что можно стать «настоящим человеком», как бы это не звучало странно, без диктата художественной классики! Можно, но не всем! Основания? Значительные! Мы, люди душевно и духовно, иерархически все разные; разность наша устроена  не от простого к сложному, не от дворника к космонавту, не от плохого к хорошему, не от низкого к высокому, вовсе нет, речь идет о разности одной личностной иерархической структуры от другой. В мистико-богословской книге Дионисия Ареопагита «Небесная Иерархия»  открываются важные истины не только об организации «ангельских хоров», но и зеркально, по тождеству – о последовательном устроении земного человечества. Иерархичность, пишет святой Дионисий,  пронизывает весь ангельский, а также тварно-вещественный и личностно-разумный мир. Чем выше Иерархичность объекта, тем больше он нуждается в нижних крепко стоящих иерархиях. Подлинный факт, умри все насекомые на земле и через некоторое время цепочка природный смертей дойдет до человека. Какую душу промыслом Божиим я получил? Бог весть! «Познай себя», как говорили древние, читай книжки или иди в пустыню, удаляйся в монастырь, только не сиди на месте.  Каждый из нас ничем не ограничен. В том числе и корешками книг!  Здесь нет места ни гордости, ни самости. Конечно, кого-то может быть, гложет зависть, что вот Пушкин - гений, всеми почитаем, а он всего лишь на рынке китайскими кроссовками торгует и никто ему просто так «спасибо» не скажет. Но тут уж только поплакать вместе или сообща почитать «Моцарт  и Сальери» из маленьких трагедий того же Пушкина.  Так что кому-то на столп восходить, а кому-то азбуку учить. Ибо как сказал премудрый Павел: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15.41). И это ведь не только на небе, но и на земле тоже человек от человека «разнится в славе».

 669455f3f3814dddf70c2db38bf8958e

Книги - это благо, их надо читать, их издавать надо! Однако, со всей серьезностью мы должны сказать, есть в земных пределах  (всегда были!) и другие способы раскрыть своих личные дарования, возвысить свой социальный статут, подъять свою душу перед лицом вечности. И напоследок, как иллюстрация этой  мысли одна святая история, записанная со слов преподобного Амвросия Оптинского в 19 веке.

 О трех простецах 

Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону «Трех Святителей». И как были они люди простые, необразованные, неграмотные, то и молились перед сею иконою не иначе, как простою своеобразною молитвою: "Трое вас, и трое нас, помилуйте нас". Так они постоянно и твердили одну эту молитву из года в год. Но вот пристали как-то к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники научили их молитве "Отче наш", а потом поплыли далее морем на своем корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам, и кричат: "Остановитесь, мы вашу молитву забыли!" Увидев их, ходящим по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им: "Молитесь, как умеете".