Храм Вятки с 300-летней историей

вознесение.jpeg

Общий смысл праздника Вознесения Господня.

В древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1 Тим 3. 16 и Евр. 15. 9). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением, например, в Никео-Константинопольском Символе: « И Воскресшего в третий день по Писаниям. И возшедшего на небеса, и седяща одесную Отца».  Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв: « И вся яже и нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, и на небеса восхождение, одесную сидение» и еще: «дондеже нас на небо возвел еси, и  царство Твое даровал еси будущее».

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа благодатное присутствие Сына Божьего сохраняется в таинствах Церкви. Главным следствием Вознесения Господня стала возможность участия человеческой природы в Божественной жизни. Видение первомучеником Стефаном Иисуса Христа, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян. 7: 55-56), говорит о том, что человеческая природа вознесшегося Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь победил смерть и сделал человеческую природу «равночестной и сопрестольной» Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24. 30). Святитель Григорий Палама замечает, что Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако, «восхищены на облаках» (1 Фес 4: 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

вознесение 6.jpeg

Святой Иоанн Златоуст говорит о Вознесении Спасителя: «Взираем горе на небо, на самый престол Церкви, там восседает Начаток от Начал. Так и придет Сын Божий с неба судить нас, и не замедлит. Общий наш Владыка придет, ведя с Собою воинства, полки Ангелов, собор Архангелов, строй мучеников, лики праведников, сонмы пророков и апостолов, и среди них невещественно витая, — Сам как Царь в невыразимой и неизреченной славе».

Краткая история  и иконография праздника

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк 24. 50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян. 1: 9-11). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа. Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49) Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеонскую (Деян. 1. 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк 24. 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух в огненных языках (Деян. 2: 1-4).

вознесение 5.jpeg

До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не один праздничный день. Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне. В Вознесении Спасителя, которое полагает конец Пасхи, уже кроется возвещенное Ангелами обетование непреходящей вневременной Пасхи, которая и есть Второе пришествие Христово.

На всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен во славе как  Судия и Царнь всей вселенной. Спасителю в Вознесении более всего присуще имя Пантократор — Вседержитель. Изображается Он сидящим на престоле славы, в одеждах, просветлённых золотыми лучами. Обе руки Его подняты для благословения. Образ Спасителя заключен в разноцветные круги, представляющие собой небесную сферу, наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным.  Изображение Христа является Солнцем правды, восходящим над землей.

вознесение 4

Неизменно во всех иконах Вознесения, относящихся к самым разным временам, присутствие Матери Божией и Ее участие в празднике. А между тем ни в Деяниях — в первой главе, говорящей о Вознесении, ни в каких-либо местах Писания не указывается прямо на то, что Матерь Божия присутствовала на Елеонской горе во время Вознесения. Вписывание Ее образа в иконографию праздника утверждает эсхатологическую полноту Церкви.

В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы. Одним из уникальных произведений архитектуры является храм Вознесения в Коломенском, едва ли не единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного).

церковь вознесения

Храм Вознесения в Коломне.

Благовестие праздника

«И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо». «Какой чудный образ действия! Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на Небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братья, что и ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какая же это радость для любящих Его» (Митрополит Филарет  Московский).

Господь мог просто исчезнуть, попрощавшись с учениками, мог растаять красиво в воздухе, но он повелел учениками взойти гору Елеонскую. Апостолы поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и «возвратились в Иерусалим с радостью великою». Радость эта происходила от того, что они теперь своими глазами увидели славу Своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Святого Духа.

вознесение 2

Они как будто нравственно переродились, пребывая в духовных трудах во время 40-дневного пребывания с ними Воскресшего Господа, Который учил их тайнам Царствия Небесного. В этом высоком молитвенном состоянии они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» за всё, что им пришлось пережить, видеть и слышать и за предстоящую им проповедь Евангелия. Апостол Марк добавляет, что Господь, вознесшись на Небо, «воссел одесную Бога». Образно-символическое выражение воссесть по правую руку, означает, что Господь и по человечеству воспринял Божественное начальствование над всем миром вместе с Богом Отцом.

До Своего Воскресения Сын Божий сошел во ад, после сорокадневных воскресных событий Он взошел на Небо. Вознесение – одна из спасительных ступеней к Таинству Пятидесятницы. Прежде сошествия Духа Святого необходимо было Христу  в Себе «соединить расстоящиеся естества»: землю и небо, мир человеческий и мир ангельской славы, временную энергию  и эон вечной жизни. Крест Христов соединил всю видимую и невидимую вселенную. «Мы изумляемся, - пишет преп. Максим Исповедник, - видя, как конечное и бесконечное, вещи, которые обоюдно себя исключают и не могут быть смешаны, оказываются в Сыне Божьем, соединенными и взаимно одна в другой проявляются».

вознесение 3

Вознесение не есть исключительно отдельный праздник, он есть конечная сингулярная точка Воскресения. Альфа - начало воскресения. Омега - завершение. Переход (Пасха) одной живой системы к другому качественному состоянию этой же системы. Вознесение это не переход из одного материального мира, «грубого и толстого» в мир тонкий, "эфирный" как писали в 19 веке. Это исход одного Человека (пока одного, как сформулировал святитель Иоанн Златоуст «Начатка от начал») "Одесную Бога отца", в сферу действия Божественных энергий по типу соединения Халкидонского догмата, где до этого не было места тварной материальности, даже и безгрешной. Вознесение Христово – было не легким благоуханным восхождением подобным воспарению лебединого перышка. Оно осуществилось, как взлет космического корабля со стартовой площадки, так что даже камень на месте Вознесения оплавился от мощного воздействия нетварных воскресных сил, возносящих Христа на небо.  "Стопочка" Христа на месте Вознесения с 70-й размер.

стопочка Христа

Не отрыв Христа от земного мира мы отмечаем в праздник Вознесения, а мощное соединение нашей временной реальности с Божественным Бытием. Оплавленная стопа Христова красноречиво показывает нам какое поистине нечеловеческое усилие понадобилось для этой вселенской вечной интеграции. Именно поэтому - Богочеловек Иисус Христос не возвратился в наш земной перстный мир, а послал Иного Утешителя. Возвращение Сына Божьего станет возможно уже только «во славе и силою многою» в пределах не нашего тварного космоса, а когда будет «новая земля и новое небо, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.  И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 21. 1 и 22. 3-5).

Стопочка Христа 2

 

 

Левая "стопочка Христа на горе Елеон. Правый отпечаток стопы утрачен.

 

Всем нам надлежит вознестись над суетой, над треволнениями, над заботами житейскими, переступить через свой человеческий страх, который твердит нам: «Какая молитва, какое вознесение, посмотрите, люди добрые, вокруг, нужно вгрызаться в эту земную твердь, чтобы жить, отвоёвывать своё место под солнцем!»  Естественное, «душевное» чувство. Господь говорит нам: «Ищите прежде Царствия Божьего и правды его», а что есть, что пить, во что одеваться – это всё приложится вам. Мы же делаем прямо противоположное: именно настойчиво и усердно ищем, что нам есть, что пить, во что одеваться, где свои «кости бросить» и надеемся, что Царствие Божие уж как-нибудь, по милости Божией, само собой приложится. Вместо восхождения к Богу, мы хотим, чтобы  Христос вновь сошёл в нашу земную тьму  и «благословил» ее, именно не изменил, не рассеял, а утвердил и оставив всё как есть «для нас любименьких».

Инославная  часовня на месте Вознесения

 

Инославная часовня на месте Вознесения

Вспомним евхаристический призыв: «Горе имеем сердца». Смотря вверх, человек не может заниматься ничем земным, он даже шага в этот момент ступить не может. Но эта остановка, молитва, стояние в Духе, суть не бесполезная трата времени, а «час души», «точка сборки», собирания, соединения с Богом. В этом единении человек обретает главное – ясный взгляд и понимание своего земного спасительного пути. Мудрого "горнего" понимания нам ежедневно и не хватает так что, «в поте лица своего» совершая  непрестанно тысячу дел, мы не делаем по сути ничего по-настоящему нужного и остаемся, в конце концов, у «разбитого корыта». К этой благодатной остановке, к необходимости «воззриться горе», обратить свой внутренний взор к Богу и призывал нас Господь, возносясь на Небо и произнося удивительные вдохновляющие слова: «Се Аз с вами есть до скончания века». Вознесение это не удаление, не разрыв, а призыв к преображению, к собственному деятельному восхождению к Богу, в Его Царствие!

Голубь.jpeg