Храм Вятки с 300-летней историей

Пожертвовать

plati gr1

Для перевода пожертвований остканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на уставную деятельность

Мы ВКонтакте

Форма входа

монах думает

Древний мыслитель Сократ часто повторял своим слушателям: «Я знаю только то, что ничего не знаю». В его словах не было ни надменности, ни уничижительности. Это был подлинно великий ум.  Чего же он не знал?  Формулы Бинома Ньютона? Геометрии Лобачевского? Точного времени распада атомного ядра? Расстояния до Солнца в километрах? Глубины Марианской впадины в Тихом океане? А знал ли он, вообще, о существовании Тихого океана? Была ли открыта его мысленному взору Америка? Очевидно, что не знал.

А мы вот современные люди знаем. А если что-то не знаем, то всегда может спросить у Googla. И много нам помогает такое внешнее знание в жизни? Сам-то древнегреческий гений, какой смысл вкладывал в свои слова о тотальном незнании всего? Сократа мало занимала сумма информации, собираемая человечеством о вселенной. Оглашая свое незнание всего, он не утверждал свое невежество. Его великие слова, обращенные в будущее, означают, что философ познал ограниченные возможности человеческого разума перед тайнами мира и величием Бога.

Его апофатическая умная позиция нам, живущим в век  линейки и математики,  может показаться двусмысленной, преувеличенной и просто остроумной. Но он не шутил. Его формулировка  о собственном незнании как всегда глубока и нетривиальна. Сократ был большой любитель находить в диалоге точные определения изучаемых феноменов человеческого общества. Поэтому к его словам следует относиться предельно серьезно. Они сродни философскому завещанию, итогу размышлений длинною в жизнь. У него есть и продолжение знаменитого изречения: «Другие и этого не знают».   С христианской точки зрения, древний мыслитель, а жил он почти за 500 лет до Рождества, определяет границы познания и призывает человека к  апофатическому смирению ума. Почему же нам так часто кажется, что мы знаем, если и не все, то невообразимо много? А если и не знаем, то непременно в светлом грядущем приобретем нужную осведомленность!

о мечте...
 

Причин для такого рационального самодовольства множество. Одна из них – мы привыкли жить Очевидностью. Вот так вот с большой буквы! Нам сказали, мы прочитали в школьном учебнике, мы увидели по телевизору, услышали по радио, нагуглили в интернете, и мы верим, легко запоминаем, бездумно усваиваем и через какое-то время искренне выдаем за «свои мысли». Но мир по слову философа, не очевиден. Он полон непостижимого, загадок, неясного и неопределенного.

Простой пример из магазина «Детский мир». Возьмем с полки игрушку «Ванька-встанька» или как сейчас ее убого называют «Неваляшку». Почему «Ванька-встанька» всякий раз выпрямляется?  Почти все взрослые отвечают неверно: “низ тяжелый, железка на дне, вот и поднимается”. Это очевидный ответ. Но может быть, правильный ответ иной: потому что верх легкий? Однажды, этот вопрос задали одному игумену монастыря и он ответил: “Душа чистая! Каяться умеет!”. Вот что значит духовная традиция! Давайте немного отойдем от основной темы в сторону и приглядимся к этой странной игрушке из опыта Неочевидного.
 
Легкий “духовный” верх этой игрушки устремлен к небу, туда, откуда изливается Слава Господня. Смыл этой игрушки наполнен  жизнеутверждающим оптимизмом. К ней замечательно подходят слова ап. Павла: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота. Или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас…” (Рим.8, 35)  Любовь Божия бесконечна к человеку и “упавший” встанет, если  “верх” его будет обращен к Небесному Отцу. Надо жить по Ванька-встаньке. Согрешил, “упал”, не томись в гордыне, не закосневай в психоаналитических оценках своего проступка, не надейся на исцеляющий елей времени, обратись к Богу, встань, покайся!
 
Но в этой чудесной игрушке важна и нижняя часть.  Если она будет так же воздушна, как и верхняя, то Ванька-встанька не поднимется. “Низ” человека, его психофизика должны быть созиждены, привязаны к земным пределам, чтобы он раньше времени не воспарил в небо, прыгнув “с крыла храма” (Лк. 4, 9), сочтя себя совершенно готовым к ангельской жизни. Нездоровая душевность в религиозной жизни ведет к “падению”, к ложным  духовным состояниям. Св. Отцы знали об этом и неоднократно предупреждали, что, если ты видишь новоначального монаха, подобно молнии восходящего на небеса, схвати его за ногу и сдерни на землю. Тяжелый “низ” – не “ожиревшее сердце”, а символ реального отношения к телесно-душевным проявлениям. Они должны быть подчинены высшим структурам в человеке, но не сожжены в подвиге аскезы. Они не попаляются благодатью, а преображаются в ней. Вглядитесь в лик Христов. Все его поступки и слова исполнены как небесной, так и земной  мудрости. Когда Ему задали лукавый вопрос: “можно ли платить налоги в пользу Рима?”, он не ответил мистической тирадой, а попросил принести обычную монетку. Поэтому суть этой игрушки мудра и проста: «Ванька-встанька» всем своим образом  являет покаянный оптимизм.
ванька встанька
 
Поверхностная Очевидность успокаивает человека, как всякое упрощение. А православные любят еще приплетать к месту и не к месту слова преп. Амвросия Оптинского: «где просто – там ангелов со ста». Дескать, простота это качество святости. Так, то оно так, только эта Простота ничего не имеет общего с упрощением. Простота святости – это простота цельности. Как известно Святые Отцы самым простым существом назвали Бога. Назвать-то назвали, но дать определение этой божественной простоты человеческому разуму, даже просвещенному благодатью, оказалось не под силу. На уровне дедуктивной логики бытие Бога Святой Троицы невыразимо. Вселенским соборам пришлось прибегнуть к антиномичным определениям и на этом остановиться, чтобы как сказал Григорий   Богослов «мы не были поражены безумием за то, что подсмотрели тайны Божии». Итак, Очевидность дарует человеку мир и покой, не надо разбираться в сложностях мира, не нужно париться в хитросплетениях судебнет необходимости томиться от неразрешимых противоречий истории, искать ответы на «проклятые вопросы», зачем?  Все заканчивается, как в диалоге Фауста и Мефистофеля, истинного поборника Очевидности:
 
Фауст.
Что там белеет? говори.
 
Мефистофель.
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата.
 
Фауст.
Всё утопить
 
Мефистофель
Сейчас. 

Вот-вот, «все утопить», с глаз долой, «из сердца вон» все, что мешает и не дает покоя. Но такое утишание души приобретается дорогой ценой. За него человек платит свободой, оскудением творческого начала, сердечной глубиной, а, в конечном счете, бесчувственностью к высокому и прекрасному.

истина

«Что есть истина?» - сказал Понтий Пилат, этот яркий образчик очевидных решений, стоявшей перед ним Воплощенной Истине.  Виктор Франкл, прошедший немецкий концлагерь в книге «Человек в поисках смысла»  считает, что «мелочные устремления и идеалы - подлинное основание пошлости. Чем прекрасней цель ставит перед собой человек, тем значительней ее смысл и тем “более он непостижим». Очевидность  - это мыльный пузырь смыслового образа мира! Очевидно, что человек может освоить водную стихию, бросил бревно в реку и поплыл. Очевидно, что ударом камня можно забить деревянный кол в землю и привязать к нему домашнюю скотину. Очевидно, что при нагревании материальные тела расширяются. Очевидностью наша жизнь пронизана вдоль и поперек, как тетрадь по математике в клеточку. Но огромное число физических, психофизических и ментальных феноменов стоит за границами очевидного понимания явлениий мира. Бесконечное количество изобретений и открытий в технической области было сделано, когда человек в личном творческом, а порой и духовном подвиге, преодолевал плотные слои очевидности. Они пришли к нам из мира Непроявленного.

«Что есть истина?» - сказал Понтий Пилат, этот яркий образчик очевидных решений, стоявшей перед ним Воплощенной Истине.  Виктор Франкл, прошедший немецкий концлагерь в книге «Человек в поисках смысла»  считает, что «мелочные устремления и идеалы - подлинное основание пошлости. Чем прекрасней цель ставит перед собой человек, тем значительней ее смысл и тем “более он непостижим». Очевидность  - это мыльный пузырь смыслового образа мира! Очевидно, что человек может освоить водную стихию, бросил бревно в реку и поплыл. Очевидно, что ударом камня можно забить деревянный кол в землю и привязать к нему домашнюю скотину. Очевидно, что при нагревании материальные тела расширяются. Очевидностью наша жизнь пронизана вдоль и поперек, как тетрадь по математике в клеточку. Но огромное число физических, психофизических и ментальных феноменов стоит за границами очевидного понимания явлениий мира. Бесконечное количество изобретений и открытий в технической области было сделано, когда человек в личном творческом, а порой и духовном подвиге, преодолевал плотные слои очевидности. Они пришли к нам из мира Непроявленного.

 
Очевидное   

Не очевидно добывание огня посредством трения. Не очевидно использование электрической силы в бытовых целях. До сих пор еще никому не удалось сконденсировать многотысячно-вольтовый  разряд молнии для нужд промышленности или сельского хозяйства. Мы привыкли к электрическому свету, хотя природа его сокрыта в утреннем тумане догадок. Человек освоил ближний космос, слетал на луну, водрузил там флаг.  Эта способность человека, преодолевать безвоздушное пространство при помощи технического средства была ли очевидной в средние века Европы? Жюль Верн в 19 веке в одной из своих книг облетел с героями вокруг луны при помощи исполинской пушки Колумбиады и вернулся на землю. Он многое предсказал, как и другие писатели-фантасты и публицисты-футурологи. Но никто из них, например, не предсказал появление глобальной интернет-сферы. Академик Вернадский предрекал Ноосферу, а мировую коммуникативную среду, нет. Почему? Реальность, преподнесла человечеству сюрприз. Действуя совместными усилиями, люди создали неочевидное виртуальное поле для обмена информационными потоками.  Этими примерами можно исписать сотни чистых страниц. Но материальные очевидные вещи, физические законы, мировые константы, только первый слой действительности. Существует Неочевидность духовного устроения мира. И вот тут  человечество впало в непреодолимый многотысячелетний ступор!

тупик
Каждый народ, являвший на земле «власть вязать и решать», гадательно возвещал о своем понимании неочевидных духовных истин. Отсюда такое великое многообразие политеистических религий и  бесконечно-бессмысленного ряда языческих богов и демиургов. Истину о духовном мире мог вещать только Дух Божий, а он молчал. Время еще не приспело для Откровения. «Сторож! Сколько ночи? Сторож! Сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис. 21, 11-12).  Зачем же Господь через Богочеловека Иисуса Христа открыл о своей Троичности, эту Истину, смутившую многие великие умы на 20 столетий? Для того ли, чтобы мы запомнили догматическую формулу: «Бог един по существу, но Троичен в Лицах»? Или затем, чтобы семь Вселенских соборов в течение 4 веков пытались изъяснить ее в  точных словах для церковного народа, теряясь в неразрешимых противоречиях, заменяя ясную логику ветхозаветного Единобожия, таинственными богословскими апориями? Конечно же, нет!
Мы познали, что Бог есть Любовь не декларативно, а по самой сути своей божественной Жизни. Единство Святой Троицы нерушимо. Любовь Божия не подвержена никаким природным или энергийным переменам и катаклизмам. Она вечна, постоянна и неувядаема в своей Полноте. Бог не разлюбит человека никогда, ибо это равнозначно изменению своей божественной Сущности. Вот в чем заключается догматическая радость о Боге Нового Завета! Как странно, что такая простая, такая вроде бы очевидная Истина, что Бог есть Любовь по самой своей Троичной природе, оказалась не по зубам ни одной из древних цивилизаций и великих  культур прошлого. Ни один из человеческих гениальных умов, дойдя до невероятно высоких понятий о Единстве Бога и его сущностной нетождественности миру, не смог пойти дальше. Они топтались на пороге этой божественной Очевидности, даже не предполагая возможности заглянуть  «за край небес».  Но мы забежали далеко вперед, давайте по порядку.

умный труд

 
Возьмем для наглядности человека и муравья. Они живут в двух разных природных системах, потому что  воспринимают, видят мир, особым образом, сообразному  своему устроению. Каждый человек уникален и единственен. Каждый человек постигает мир уникально при всей шаблонности сегодняшней мировоззренческой парадигмы, культурно-массовой стандартизации сознания. Это аксиома, основанная на факте нашего психофизического существования. Спорить бессмысленно. Но есть одна серьезная разность, относящаяся к  диапазону восприятия. С изменением жизненных целей изменяется высота и долгота понимания. Высоко поставленная жизненная цель приводит к  глубокому постижению  мира и себя. Мелкая себялюбивая интенция, «чтобы все было как у людей – квартира, плазма, машина, дача»  ограничивает наше мировосприятие, хотим мы этого или нет. Ничего зазорно обладать достатком и богатым материальным потенциалом, нет. Обсуждать, кто легче спасается богатый или бедный, не будем, ибо, прежде всего, спасается человек, но  установить разность и качество взглядов на земную реальность возможно. Впрочем, все это давно прописные истины. Они нужны только как напоминание к последующему разговору.
 
очевидность познание мира современное
Очевидность, некая всеобщая понятность восприятия, не более, чем кевларовый ментальный бронежилет. Так проще и безопасней жить. «Во многом знании – многая печаль» (Пр. Соломона.), в глубоком христианском восприятии мира «печали» на порядок больше. За этим поверхностным уровнем Очевидности лежит подлинный, несоизмеримо высокий, порядок мироустройства со своими правилами и законами. Только на основании знания и следования этим неочевидным законам, человеку дано что-то по-настоящему в этом мире изменить, претворить, преобразить.  Всякое суетливое, «мелкоцветное», эгоистичное поведение ведет к  поверхностным, линейным революциям. Все люди, хотя бы на уровне ощущений, стараются опираться на законы физики и социума, как на источник надежной силы. Простые примеры. Кирпич, брошенный вверх,  под действием силы тяготения, падает на землю. Что из этого факта для меня?  Прыгать с крыши нельзя, разобьёшься. Махать руками бессмысленно, не взлетишь. За воровство и хулиганство посадят в тюрьму, следовательно, нужно  зарабатывать на жизнь честным путем и не купаться летом в городском фонтане. Усвоить этику поведения, выполнять общественные инструкции, научиться действовать в рамках физических законов не сложно. Это базовый уровень существования для каждого человека, но застревать на нем, ограничивать себя этой  внешней степенью взаимодействия с  предметно-социальной средой христианин не в праве.

ленин было

 
Смысл обладания знанием того, что скрыто за  несократовской Очевидностью,  прост и велик одновременно. Не нужно тратить силы и таланты на «приобретении всего мира, если душе своей  повредит». Один из самых глубоких и неявных для современного человека законов духовной неочевидности есть Закон Крестовидения, то есть все, что происходит в мире, все факты, явления, феномены, земные реалии, предметы и конструкты измерять высотой и шириной Креста Христова, постигать через Крест.  Он является не только символом Победы над вселенской энтропией, но и фактом жертвенной, отдавшей себя до конца, Божественной Любви. Именно по этой причине христиане с радостью носят на груди этот никейский знак. В основании Вселенной лежит Крест – великая любовь Божия.  
Для агностика и атеиста это неочевидно. Для них очень видно, что Вселенная случилась случайно, сложилась и организовалась сама собой. Смысл и цель Вселенной только один – дальнейшее существование, «просто жизнь». Человек тоже дело случая, сегодня он есть, завтра может исчезнуть, как утренний туман. Для Вселенной этот ментальный эволюционный скачок пройдет бесследно. Будут рождаться новые звезды, галактики, но уже без этих умных «пузырей земли» (Шекспир). Для верующего такое мирочувствование есть свидетельство бесчувственности ума и сердца, крайне легкомысленного и жестокого взгляда на космогонию. Христианину радостно очевидны слова псалмопевца «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18,1).

Бог творит мир

Приведем еще несколько малоизвестных цитат из книги Иова, не в подтверждение, а для   бездоказательной радости о неслучайности рождения  Вселенной: «Дивно гремит Бог гласом своим, делает дела великие, для нас непостижимые», «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его», «Разумеешь ли ты равновесие облаков, чудное дело, Совершеннейшего в знании?», « Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало?», «Где был ты, когда Я (Бог) полагал основание земли? Можешь ли ты выводить созвездия в свое время и вести Большую медведицу с ее детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?», и наконец главная цитата: «Кто вложил мудрость в твое сердце, или кто дал смысл разуму?» (Иов. 37-38).  Это замечательные стихи взяты из Ветхозаветной книги, они говорят о величии «Совершеннейшего» в познании, о «небесах, возвещающих Славу Божию», но они молчат о  Кресте, «имже утверди Вселенную».

любовь

 
Сегодня после смерти и воскресения Христа «небеса возвещают» прежде всего, не о Всемогуществе Бога, а о Его жертвенной божественной  Любви к каждому человеку. Для ветхозаветного праведника это «возвещение» не было Очевидностью, оно открылось для нас в Новом Завете, через Подвиг Богочеловека Иисуса Христа. Недаром в день Пятидесятницы, Рождения Церкви на земле, на празднике в первом антифоне Литургии поют именно этот стих из 18 псалма «Небеса поведают славу Божию». Вселенная основана  на Кресте. Она созиждена и сопряжена  в Единое Бытие кровью божественного Агнца. Чтобы эта истина стала явной, мало  отрешиться от повседневных рациональных смыслов, недостаточно просто выйти силою собственных интеллигенций за пределы Очевидности. Для этого прозрения необходимо  Откровение «свыше». Мир сотворен крестной любовью. Любовь, таким образом, есть не просто духовно-нравственная категория, возведенная  обществом в идеал взаимоотношений между людьми. Любовь является образом божественной жизни, она онтологична, то есть существует независимо от сознания человека, от его «хочу или не хочу», ибо Сам Бог есть Любовь (1 Ион 4, 8).
Поэтому заповедь о любви к ближнему основана не на высоких моральных требованиях, а на бытийных, духовно-природных началах. В этом мире ненависть, вражда, злоба обречены на провал.  Мир устроен не на принципах нравственной энтропии или самолюбивого дифференцирования. Еще раз повторим в заключении. Любовь включена в жизнь Вселенной от первого дня творения до  последней Ангельской Трубы  не как «идеологическая надстройка» или некое благое правило для счастливого прохождения земного пути, безаварийной эксплуатации души и тела, она отражается во всем строе Бытия, в круговращении каждой галактики, в движении электронов по атомной орбите.

вселенная

Преп. Максим Исповедник находит снисходящее с Небес  самоумалительное (кенозисное) явление Любви Божией в притяжении звезд, в падении осеннего листа на землю, в копулятивных восторгах животных, в дождевой туче, в соединение слогов в слова, слов в книгу, в  умножении числового ряда до бесконечности, в рождении ребенка, в созревании винограда, в создании горшка на гончарном круге, в любом физическом или душевном акте наполнения,  соединения, отождествления.  Так созерцают Крест Христов в основании мировых явлений и фактов, каким бы малыми они не были, святые. Придет час и все люди, живущие на земле, увидят на Небе знамение Сына Человеческого – Животворящий Крест Господень, как символ Троичной Любви Бога к человеку, а не как кару за оскудение веры и утраты христианской нравственной аскезы. Но сейчас, чтобы дать возможность каждому человеку свободно определить свое расположение к Истине, Любовь Божия в своей  Полноте (Плироме) остается непроявленной, негордой, «в гласе хлада тонка» (3 Царств 19, 11), за незримой чертой Очевидного.