Храм Вятки с 300-летней историей

афон. пантелимонов

Немного истории

Полуостров Афон находится на северо-востоке Греции, длина его около 60 км, ширина - от 7 до 19 км; высота наивысшей в каскаде горы 2033 м. По преданию, в 49 году от Рождества Христова корабль, на котором плыла Дева Мария, попал в бурю, и его прибило к берегу. Богородица восхитилась красотой Афона и попросила у Господа Бога это место себе в удел. «Да будет место сие удел Твой и сад Твой и рай и пристань спасения, желающих спастись», - был Ей ответ.

На Святой Горе - 20 монастырей, их количество неизменно, и множество скитов, келий и калив, приписанных к этим монастырям. Большинство обителей - греческие, но есть болгарский и сербский монастыри, есть румынский скит. В каждом монастыре можно найти монахов, говорящих и понимающих русский язык. Но именно русским на Афоне именуется Свято-Пантелеимонов монастырь, к которому приписано несколько обителей, имеющих более низкий статус, в том числе и древнейший скит Ксилургу.

О значении Афона

Переоценить значение Афона для русской цивилизации, для возникновения феномена Руси, которую народ назовёт Святой, попросту невозможно. Примеры не единственные, но яркие: название обители, в которой преподобный Антоний принял на Афоне постриг, будет им воспроизведено в Киеве при благословении строительства Великой церкви - храма Успения Пресвятой Богородицы. Успенские церкви из Киева распространятся по всей Руси. Киево-Печерскую лавру, как и Афон, мы именуем уделом Пресвятой Богородицы.

Мир входит в нашу действительность, как некое облегчение, которое облегчает нашу жизнь физическую - обмирщвляет ее.   Как возникло монашество? Его появление - это ответ Церкви на обмирщвление. После Миланского эдикта императора Константина Великого мир ринулся в Церковь. И конечно, не все люди были такого высокого настроя, как первые христиане. Поэтому люди, вкусившие действие благодати, имевшие духовную ревность, такие как преподобный Антоний Великий, ушли из мира в пустыню. Так появилось монашество.

 monks-chanting_13135_990x742

Церковь всегда противостоит миру сему, лежащему во зле. Противостоит язычеству, греху, беззаконию. Монашество - это передовой отряд Церкви, который обязан хранить в чистоте церковные традиции, христианское благочестие, ревность духовную, отвергая греховный дух мира сего. В этом соль и смысл существования монашества. На Афоне легче всего осуществить эту цель. Монашество – это святой камертон, с помощью которого мы настраиваем наши души на правильный духовный лад.

Для иноков являются ангелы образцом для подражания, а для нас и мирян - иноки образец. Они для нас - небожители. А Святая Гора Афон - это земное небо. Такой сосредоточенности, сплоченности людей, которые понимают, что такое христианство, больше нигде не увидишь. Это очень дорого для каждого православного человека. Это золото духовной жизни.

Афон и Антоний Печерский

Авторитетный историк Церкви Е.Е. Голубинский, разбирая вопрос, где на Афоне принял постриг будущий основатель русского монашества Антоний Печерский, пишет: «Если будет доказано, что на Афоне, во вторую половину правления Ярослава Мудрого, существовал Русский монастырь, что весьма возможно, то самое вероятное будет предполагать, что Антоний постригся именно в русском монастыре».

В конце XIX века таких доказательств не было. Местом пострижения Антония называли древнейшие греческие обители - Эсфигмен и Великую Лавру, а позже и Ивирон - некогда грузинский монастырь. При расследовании обстоятельств и времени возникновения предания о Эсфигмене быстро выяснилось, что «предание» сочинено в 1840-е годы с целью, - Голубинский прямо указывает, - «чтобы поставить свой монастырь под патронат России, чтобы привлечь в него нашу известную щедродательность». Заметим, цель эсфигменцами была достигнута. При поддержке русских царей в Эсфигмене был построен новый Спасо-Вознесенский собор и несколько малых храмов. Русская щедрость и в этом случае подчёркивает то значение, которое придавали русские государи духовному единству с Афоном. В свой час отпала как версия и Великая Лавра.

141

Однако академик Голубинский оказался прав. В архивах Великой Лавры в 1932 году группой французских исследователей во главе с профессором-византинистом Полем Лемерлем был обнаружен пергамент с Актом, который датируется февралём 1016 года. Под документом стоят подписи 21 настоятеля афонских обителей. 

Тринадцатая по счёту - подпись настоятеля русского монастыря. Текст с греческого переводится так: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».

Документ фактически доказывает, что русский монастырь существовал на Афоне уже при Владимире Крестителе, если и не раньше, не при равноапостольной княгине Ольге, которая была крещена в Константинополе патриархом Феофилактом, умершим в 956 году (за три десятка лет до Крещения Руси). Князь Владимир в 988-м и в 989-м годах отправлял свои посольства - соответственно - в Иерусалим и в Константинополь. Полагают, что в составе одного из посольств и был совсем ещё юный будущий преподобный Антоний, который на обратном пути в первый раз попал на Афон.

Древнейший документ, который находится в библиотеке Пантелеимонова монастыря, относится к 1030 году. В этом документе впервые у монастыря Росов появляется имя собственное, обитель именуется: «Богородицы Ксилургу». Ксилургу - «древодел» (плотник). Первые строения на Афоне русские возводили из привычной им древесины, чем и удивляли греков, которые строили из камня. «Богородицы» - обиходное название обители и сокращённое название праздника Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого в Ксилургу освещён и нынешний собор. С ХII века Ксилургу становится скитом Пантелеимонова монастыря.

Из житийных списков известно, что в 1013 г. преп. Антоний Печерский в первый раз возвращается в Киев со Святой Горы Афон, где несколько лет подвизался в духовных подвигах. Побыв немного в Киеве, он снова возвратился на Афон, откуда во второй раз приезжает в Киев в 1017 г. Таким образом мы видим, что родоначальник русского монашества впервые начинает подвизаться на Святой Горе до 1013 года. Подобные путешествия с Руси на Афон в те времена невозможно было совершать самостоятельно. Поэтому, несомненно, преп. Антония должны были сопровождать в столь дальних и небезопасных странствиях и другие спутники. Все это дает основания считать, что первые русские монахи появились на Афоне задолго до 1013 года.

2PSV_3791-1200

Патриарх Кирилл, побывав в июне 2013 года на Афоне в скиту Ксилургу сказал: «Действительно, это древнейший в мире русский монастырь, отсюда пошёл Русский Афон... Затем уже был Старый Русик, а далее Новый Русик, Свято-Пантелеимонов монастырь. Потому это место имеет особое значение. Сейчас идут большие работы по восстановлению Свято-Пантелеимонова монастыря и Старого Русика, но задача заключается в том, чтобы в ближайшее время восстановить еще и Ксилургу, чтобы 1000-летие присутствия русского монашества на Афоне мы могли встретить в благолепном месте. Восстановление этого монастыря будет свидетельствовать о нашей признательности всем инокам, которые на протяжении тысячи лет поддерживают здесь неугасимо огонь лампады русского монашества».

На Русском Афоне был выполнен грандиозный объём работ по восстановлению и реконструкции храмов, гостиниц, зданий корпусов, пристани, иных строений и сооружений; были проложены современные дороги, инженерные сети, выполнено благоустройство...

 светописный образ

Чудеса продолжаются

Одним из чудес, произошедшем на Русском Афоне в 21 веке в годы реконструкции, является находка в архивах Свято-Пантелеимонова монастыря оригинального негатива чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы - фотографии, зафиксировавшей в 1903 году явление Божией Матери в Русском монастыре.

По словам игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива – первообраза   Светописанной иконы Божией Матери, – это милость   Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что   Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».   Как известно, 21 августа / 3 сентября 1903 г. в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре свершилось чудесное явление Пресвятой Богородицы: во время раздачи милостыни   при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография, на которой впоследствии оказался запечатлен образ Божий Матери, принимающей милостыню из рук   старца-инока в числе неимущих братий.

Фотография была хорошо известна на Афоне, и в России, и в Европе. В Свято-Пантелеимоновом монастыре действует храм, посвященный Светописанному образу Божией Матери. Считалось, что негатив не может быть найден после пожаров и запустения ХХ века.

SvetopisanObrazBogorodiciPanteleimon9

Снимок был сделан 21 августа 1903 года (известно имя фотографа - иеромонах Гавриил) во время раздачи милостыни неимущей братии у ворот обители. Впоследствии оказалось, что на фотографии запечатлен образ Божий Матери, принимающей милостыню из рук старца-инока. В 2013 году на заседании Священного синода РПЦ в Киево-Печерской Лавре праздник Светописанного образа Божией Матери (21 августа / 3 сентября) был внесен в месяцеслов Русской православной церкви. 

Патриарх Кирилл в Рождественском интервью, говоря о 1000-летии русского Афона, в частности, сказал: «Удивительно, но Афон сыграл, играет и будет, видимо, продолжать играть важную роль в христианизации нашего общества. Ведь многие туда едут ради экзотики - просто посмотреть, что за место такое, куда женщин не пускают, где монахи самоуправляются, какое-то государство в государстве... Приезжают - и сердцем чувствуют благодать Божию, которая там пребывает, и навсегда сохраняют связь с Афоном...».

 2PSV_3857-11-1024x680