Храм Вятки с 300-летней историей

крещение гсподне 2

Краткая история праздника

Двунадесятый праздник Крещения Господня  не случайно, как и Рождество предваряет постный строгий день  - сочельник. Об этом священном Событии рассказано  в Евангелии. 

Краткая история праздника

Двунадесятый праздник Крещения Господня  не случайно, как и Рождество предваряет постный строгий день  - сочельник. Об этом священном Событии рассказано  в Евангелии. 

Когда Христос достиг тридцатилетнего возраста, причём, тридцатилетний возраст был избран не случайно, а это было время, когда человек из рода левитов мог стать священником или быть избран  первосвященником, это был срок, когда человек мог выйти на общественное древнее церковное служение. Поэтому Христос ждал тридцати лет, чтобы выход Его на проповедь был по закону, а не самозваный. Из истории Израильского народа мы определенно знаем , что в тот день, когда царь выходил на своё служение, то пророк, например, Самуил, помазывал его от Духа Святаго на царство святым миром. Несомненно, то, что произошло на Иордане, было таким помазыванием от Духа Святаго. 

Но здесь очень важно закрепить – не по нужде Сына Божьего, не по нужде Троицы Святой было Иорданское помазание, словно  Христос ещё не был Сыном Божиим. Это схождение Духа Святаго не добавило Христу ни одной капельки благодати и не отняло ни одной капельки благодати, Бог не добавил ни одной частички Своего благорасположения Отцовского – ничего. У Христа ничего не прибавилось, у Христа ничего не убавилось. Он какой вошёл в реку Иордан, такой и вышел. Но это было необходимо по Домостроительству, для нашего спасения.  

коптская икона
 

Евангелие запечатлевает таким образом приход Христа на реку Иордан. Его встречает пророк Иоанн  со словами: «Мне надо у Тебя креститься». Но, Господь ему отвечает: «Оставим это, ибо надлежит нам исправить всякую правду». В данном случае, какую необходимо правду было исполнить? Есть два понимания «исполнения Правды», два смысла. Первый, ближайший: «Правда» исполнить закона. Раз Иоанн призывал к покаянию народ Божий, то и Христос как Сын этого народа пришёл на место Иордана, дабы засвидетельствовать Своё почтение и Своё послушание пророку. Второй смысл «Правды» сложней: послужить делу спасения народа Божьего и всех последующих, кто к примкнет к народу Божьему, станет одним из его членов.

Нееман

Благовестие праздника

Исполнить эту «Правду» –значит утвердить на земле церковь Христову. Но мы видим на иконах 19  и 20 веков, что Христос стоит по колено в воде. Тогда, как известно, что слово Крещение – это погружение, очищение. Люди, приходившие к Иоанну пророку,  погружались в воду  с головой по самую макушку. Он погружал каждого и говорил: «Прощаются тебе грехи». Это был символ очищения по иудейскому обычаю. Он описывается  в Ветхом Завете в книге Чисел и Второзаконие. Именно по этой причине пророк Елисей послал сирийского военачальника Неемана очиститься в водах Иордана, трижды погрузившись, исповедав свои грехи. Но Христос – Он не погружался. Ни по пояс, ни по главу, потому что грехов у Него не было. На древних иконах момент Крещения Христа изображался весьма необычно, даже самый маленький мизинчик на Его ноге не был  покрыт водной стихией.

Это ещё более яркое иконописное  свидетельство, что Христос без греха, что Ему не нужно это очищение. И вот это событие, выход Христа на общественное служение, уже знаменует  Его явную борьбу с дьяволом, с человеческим грехом,  разрыв с обычной неприметной  жизнью «Сына плотника». Иконы Крещения, Преображения, Пятидесятницы – относятся к иконам «вторичным». Их освящают особым образом как Троичные иконы, как явление славы всей Святой Троицы. Именно по этой причине мы называем праздник Крещения  ещё  и Богоявлением. Богоявление, не только, что Бог явился в образе человеческом на реке Иордан.

Но ещё Богоявление Святой Троицы. Бог явил Свою личную полноту Святой Троицы  впервые в человеческой истории, для одного человека Иоанна пророка, потом в последующие времена Господь явит Свою славу уже для всех людей в день Пятидесятницы. И сейчас проявление Божьего явления продолжается в Церкви Христовой. Каждое явление является домостроительным, имеет воспитательно-символическое значение. Какой же смысл был являть Богу Свою славу на Иордане? Господь этим явлением утверждал следующее: воля Святой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа не рушима и согласна всегда и во всём ныне и присно и во веки веков. Что не один богочеловек Иисус Христос идёт спасать народ, а  Вся Троица Святая. Она Вся принимала участие в спасении человека, через Иисуса Христа Господа нашего.

крещение 3
 

Далее, на иконе Иорданские  воды не изображены светлыми, они не изображены прозрачными, чистыми, белыми. Они изображены чаще всего почти чёрными, тёмными, тёмно-зелёными. И многие Святые Отцы, как древние, так и современные, толкуют это одинаково, что это та самая жизнь всей нашей вселенной, которая, стала как сточная канава. Это та самая жизнь, таящая свинцовые воды греха, в которые Христос вошёл. Поэтому видно, что это как второй водный гроб, первый гроб – это рождественские ясли, второй – это Иорданская купель. Христос вышел на проповедь, и эта проповедь завершится Крестом и гробом. Но Христос вошёл в эти смердящие воды человеческой жизни и освятил их. У довольно необычного епископа Варнавы Беляева есть одно интересное наблюдение. Он пишет, что когда Христос вошёл в эти воды, то навсегда водная стихия запечатлела в себе образ Божий, образ Иисуса Христа. Как на плате Эдесского царя Христос запечатлел Свой нерукотворный образ, так Он оставил печать Свою в Иорданской реке.  Вода навсегда сохранила образ Иисуса Христа. И эта вода испарялась, падала в виде дождика, и вот теперь этот образ Христов  благостно растворён во всей воде.

 

купель

Это несколько поэтичное сравнение, но оно даёт возможность человеку для педагогического просвещения и умиления. Можно взять каплю воды в море или даже, , в речке какой-нибудь, в чистом источнике и сказать: «Господи в этой капле воды изображался Твой святой лик». И умыться, и  испить этой воды и на душе станет легче! Легче человеку жить, когда он знает, что по земле  ходил Господь! И смысл великого праздника крайне Крещения не может быть понятен только богословам. Бог устраивает праздники В Церкви не как антиномичные загадки. Их смысл должен был понятен всем и каждому. Каждому на своей «Иорданской глубине».  Смысл Крещенского праздника не сложен: нет такого состояния души, нет такой нечистоты, нет такой человеческой глубины куда бы не мог проникнуть Свет Христов. Всё может Господь очистить. До последней капельки. Ещё в Ветхом Завете сказано, что «если грехи ваши будут как, как кровь, то Я убелю их как руно». Смысл праздника Крещения именно в том и состоит, что Господь пришёл и начал Своё служение для того, чтобы нашу жизнь мертвящую оживотворить благодатью, нашу жизнь почерневшую, одебелевшую, ожиревшую, ставшую как зловонная нечистая яма, сделать её великой священной как белейшее руно.

Крещение Господне 11
 

 Не родился ещё такой человек на земле, которого нельзя бы было очистить, потому что родился на земле две тысячи лет назад Человек и Бог Иисус Христос. Смысл праздника преображающий. Сегодня в храме освящают воду, преображают водную стихию. Сейчас мы привыкли к воде – открыл кран и побежала. А для древнего человека, который жил в пустыне, вода была, действительно, жизнью! Она  является символом первой стихии, первородной материи, то, из чего организовывались все энергии, все атомы, все молекулы. Первое Вещество с большой буквы, имени ему нет. И то, что человек  освящает символ этой первозданной стихии, говорит о его царском значении по отношению ко всему Господнему творению. И та баночка с водой, которую каждый из нас выносит в этот день из  храма – это символ того, что каждый призван преобразить, очистить, возвысить с помощью Божьей славы, с помощью Божьей благодати земной мир. Человек своё «царственное священство» получает по своим природным талантам, оно ему дано туне, с небес, в таинстве Святого Крещения. Он это получает, как говорится в молитве на освящение воды: чин горнего звания. Каждый своё царственное служение получает, как дар от царственного служения Христа. И та прозрачная скляночка – есть символ лучистого чистого сердца, просвещённое благодатью. Этот день – начало преображения мира.

Зло человеческое  всегда ограничено, оно всегда временно. И поэтому оно не может длиться вечно. Божья слава, Божье добро оно вневременно, бесконечно, неизмеримо и Бог всегда, если сердце человеческое способно открыть себя, всегда может возродить и спасти.

Если мы возьмём один атом из всей вселенной, а на другую чашу поставим  всю вселенную, то это не будет даже примером того, какая разница есть между нашей жизнью и жизнью Бога. Нашей бедной властью совершать зло и силой Бога очищать от него. Всё добро, что сделали люди, всю святость, всю любовь можно уместить в этот атом, а любовь Божия, если она целиком войдёт во весь видимый и невидимый мир, то он в щепки разлетится, не выдержит Божьей любви. Мир еще должен приготовиться к любви Божьей через Церковь. Другого пути у него нет. И это уготовление начинается в праздник Крещения, с освящение водной стихии. Троичная сила любви отличается от всего, что мы видим, знаем, чувствуем и именуем. Непостижимая великая Любовь. И она нас зовет к Себе. Страшновато?

Зло человеческое  всегда ограничено, оно всегда временно. И поэтому оно не может длиться вечно. Божья слава, Божье добро оно вневременно, бесконечно, неизмеримо и Бог всегда, если сердце человеческое способно открыть себя, всегда может возродить и спасти.