Храм Вятки с 300-летней историей

622809434

Мученица Рипсимия

В конце третьего века император Римский Диоклетиан разослал по своему государству гонцов искать себе в жены самую красивую девицу. Такая и была найдена в лице христианки Рипсимии, которая проживала в посте и молитвах в девичьем монастыре, под наблюдением игуменьи Гаиании. Послы приказали написать изображение Рипсимии, которое и отослали царю. Воспламененный ее красотой, он послал ей предложение стать его женою. Получив предложение, Рипсимия воззвала ко Христу:

- Жених мой, Христос! Я не отступлю от Тебя и не положу хулы на мое святое девство.

Она посоветовалась с сестрами монастыря и с своей игуменье Гаианией, и вот собравшись, она и все сестры убежали тайно из монастыря. После несказанных лишений во время пути, претерпевая голод и бесчисленные трудности, они пришли в Армению и поселились близ города Арарата. Здесь стали они жить в виноградниках, причем наиболее сильные из них ходили на работу в город, где и добывали себе и прочим сестрам средства для необходимого пропитания. Всех дев, согласившихся так страдать и претерпевать в странствиях лишения и скорби из-за сохранения чистоты девства, было тридцать семь.

Получив уведомление, что Рипсимия с прочими сестрами монастыря убежала в Армению, Диоклетиан послал к армянскому царю Тиридату, с которым состоял в большой дружбе, такое извещение:

- Некоторые из христиан обольстили Рипсимию, которую я желал сделать своею женой, и вот она предпочитает скитаться со стыдом по чужим странам, нежели быть мне женою. Найди же ее и отошли к нам, или, если пожелаешь, возьми ее в жены себе.

Тогда Тиридат отдал приказ повсюду искать Рипсимию и, узнав, где она находится, велел, чтобы предупредить ее бегство, поставить вокруг ее местопребывания стражу. Получив известие от лиц, видевших Рипсимию, что последняя - удивительной красоты, он разгорелся пламенным желанием овладеть ею и послал к ней все приличествующие царскому сану украшения, чтобы, наряженная в них, она была приведена к нему. По совету игуменьи Гаиании, под руководством которой она воспитывалась от юности, Рипсимия отвергла все присланные Тиридатом украшения и не пожелала идти к нему. Посланные ни с чем возвратились к царю. Исполнившись гнева, царь послал тогда одного из князей с большим воинским отрядом, чтобы изрубить мечами всех дев, а Рипсимию привести насильственно. Когда воины с обнаженными мечами напали на дев, Рипсимия сказала князю:

- Не губите сих дев, меня же ведите к вашему царю.

И взяли ее воины и повели, не причинив никакого зла прочим девственницам, которые по удалении воинов скрылись.

Когда Рипсимия была введена в царскую спальню, она со слезами молилась Богу, чтобы Он всесильною Своею рукою сохранил ее девство.

В это время вошел к Рипсимии царь и, увидев необыкновенную ее красоту, сильно воспламенился ею. Движимый телесною похотью, он подступил к ней, и, обнимая ее, пытался сделать над нею насилие; она же, укрепляемая силою Христовою, твердо сопротивлялась ему. Царь долго боролся с нею, взопрел, изнемог, но не мог ее одолеть.  Ибо эта с виду хрупкая девушка в минуту опасности стала сильней, чем свирепый воин Тиридат, который в свое время голыми руками убил вооруженного мечом готского князя.

Ничего не достигнув, царь вышел из опочивальни и повелел послать за Гаиании, зная, что она была наставницею Рипсимии. Ее скоро нашли и привели к царю, который стал просить Гаианию убедить Рипсимию исполнить его волю. Гаиания же, придя к ней, стала говорить ей на латинском языке, чтобы ее слов не могли понять находившиеся там армяне. Она говорила Рипсимии совсем не то, что было угодно царю, но то, что было полезно для ее девической чистоты.

Некоторые из присутствовавших, знавшие латинский язык, поняли, что говорила Гаиания Рипсимии и рассказали о том другим царским слугам. Услышав это, Гаианию избили и выгнали.

Царь же вновь вошел в спальню, желая насильно овладеть святой девой. Но все труды его были тщетны. Царь и дева страшно боролись несколько часов, Но Тиридату и на этот раз не удалось побороть Рипсимию. Царь рвал и метал, бил посуду и проклинал весь белый свет, наконец, совершенно обессилив он начал, как бесноватый, трястись и кататься по спальне. Между тем Рипсимия, воспользовавшись суматохой, убежала никем не замеченная за город. Встретившись с со своими духовными сестрами, она рассказала им о своей победе над царем и о том, что она осталась не оскверненною. Услышав это, возблагодарили Бога, не предавшего на позор Своей невесты.

На утро слуги разыскали Рипсимию и предали ее мучительной смерти. Прежде всего ей вырезали язык, потом, обнаживши ее, привязали за руки и за ноги к четырем столбам и опаляли ее толстыми свечами. После этого острым камнем распороли ее чрево, так что выпали все внутренности. Наконец, выкололи ей глаза и рассекли всё тело на части. Так, путем горькой смерти отошла святая дева ко Христу. Царь не пришел смотреть на пытки.

Игуменья Гаиания за то, что воодушевляла Рипсимию мужественно терпеть истязания за Христа, вместе с двумя сестрами-инокинями была предана на такие же муки, после чего они были обезглавлены. Остальных 33-х сестер изрубили мечами и бросили тела их на съедение зверям.

Гнев Божий поразил царя Тиридата, а также тех его приближенных и воинов, кто участвовал в истязаниях святых дев. Они уподобились диким свиньям, как некогда Навуходоносор, носились по лесам, разрывали на себе одежду и грызли собственное тело. По прошествии некоторого времени их спас от неминуемой смерти святой Григорий, ставший просветителем Великой Армении.

Святой Рипсимэ в 618 году в Эчмиадзине была построена церковь,

Святой повелел собрать останки замученных дев; их с честью похоронили, а на месте погребения построили церковь. В эту церковь святой Григорий привел бесноватого царя и велел ему молиться святым мученицам. Тиридат исцелился, раскаявшись в своих преступлениях против Бога, и принял со всем своим домом святое Крещение. Следуя примеру царя, крестился и весь армянский народ. Заботами святого Григория был воздвигнут в 301 году храм в честь святых мучениц.

Разумение

Какой замечательный пример всем девушкам подает святая Рипсимия в хранении своего девства!  Хрупкая девица, исполнившись Божьей силы, одолела свирепого и похотливого царя-воина и в итоге, благодаря подвигу сбережения своей чистоты ради Христа, всю армянскую страну привела ко святому крещению. Вот судьбы Божии: защищая свою непорочность, одна душа сделала весь народ христианским.

Мученица Лукия

Святая Лукия родилась примерно в 286 году в городе Сиракузы на Сицилии. Согласно преданию, ещё будучи ребёнком, Лукия дала обет целомудрия, но никому не говорила о своём решении. В своей девственной чистоте Лукия намеревалась посвятить всю свою жизнь служению Спасителю. После смерти отца мать решила выдать её замуж за красивого и знатного юношу, но из языческой семьи. Лукия всяческими способами стремилась расстроить планы матери, стараясь оттянуть срок свадьбы. Между тем, мать Лукии тяжело заболела: у неё открылись сильные кровотечения, которые не удавалось остановить ни одному врачу. Болезнь затянулась на долгие четыре года. В это время, конечно же, не могло быть никакой речи о свадьбе: присутствие дочери в доме было просто необходимо.

 Лукия 2

В это время в городе заговорили о чудесных исцелениях от мощей святой мученицы Агафии, и Лукия уговорила мать совершить паломничество в расположенный неподалёку от Сиракуз город Катания, чтобы помолиться об исцелении. Вскоре мать и дочь прибыли в Катанию. По молитвам Лукии к святой мученице Агафии мать ее, Евтихия, исцелилась от болезни. Лукия открылась матери, что дала обет девства. Благодаря небо за исцеление, мать благословила дочь на этот подвиг. Вернувшись в Сиракузы, Лукия раздала своё приданое бедным.

Жених, однако, узнав о об этом Лукии остаться девственницей, страшно разгневался и возненавидел девушку. Он обратился к городскому судье Пасхазию выдвинув против святой Лукии обвинения в том, что она христианка.

Пасхазий вызвал Лукию в суд и потребовал от неё, чтобы она отказалась от христианства и принесла жертву языческим богам. На что святая ответила: «Мне неизвестен иной бог, кроме Творца неба и земли. Ему и приносится надлежащая жертва. Всё своё имущество я раздала бедным, и теперь, когда у меня ничего не осталось, в жертву Господу я приношу себя саму». Пасхазий объявил Лукии, что он действует в соответствии с распоряжениями императора. Она ответила: «Ты, будучи городским судьёй, выполняешь распоряжения императора; я же, будучи христианкой, соблюдаю Божий закон. Так что действуй, как тебе угодно; я же буду делать то, что мне полезно».

Тогда Пасхазий, этот неправедный судия, призвал к себе содержателей публичных домов и отдал им святую, говоря:

- Созовите народ и пусть ее насилуют все, кто захочет, до тех пор, пока не умрёт.

Но когда святую повлекли на поругание, Бог придал ее телу такую нечеловеческую тяжесть, что ее невозможно было сдвинуть с места. Множество людей, по распоряжению мучителя, влекли ее и старались стронуть ее с места; но все старавшиеся изнемогли и покрылись потом, а дева стояла непоколебимо. Принесли верёвки и, опутав ее ими по рукам и по ногам, опять старались изо всех сил влечь ее, но она оставалась неподвижною, как железная гора. После этого судья приказал привести множество пар быков-тяжеловозов, которые должны были сдвинуть ее и повлечь на блудилище, но Лукия оставалась неподвижною.

   Наконец, Пасхазий спросил ее:

   — Что за волшебство ты совершаешь?

   — Это не волшебство мое, — сказала она, — а сила благодати Божией.

   — Какая же причина того, что тебя, слабую девушку, не может сдвинуть тысяча человек?

   — Если ты приведешь хотя бы десять тысяч человек, то и они почувствуют, что Дух Святой говорит мне: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится».   

Пасхазий, приказав перерезать горло Лукии кинжалом. Лукия же, получив смертельный удар, оставалась при жизни до тех пор, пока её не причастил священник. Случилось это, согласно преданию, в 304 году.

Разумение  

Удивительный пример благодатной помощи девице, всей душой, пожелавшей сохранить сердечную чистоту и девство. Вот бы и современным юношам и девушкам, когда мир влечет их бездумно и глупо растрясти свою целомудренность и скромность на потеху других, так же тяжело окаменевать, подобно святой Лукии, чтобы не опошлить и не загубить чистоту и прозрачную глубину сердец и помыслов.