Храм Вятки с 300-летней историей

 

1497

Предыстория

Предыстория

В начале апреля 1917 года возник Союз объединенного духовенства Архангельска, председатель союза — протоиерей Иоанн Попов, секретарь — священник. Нечаев.  «Архангельский епархиальный вестник» сообщал: «Стало уже известно, что правительство «большевиков» не оставляет в покое Православную Церковь: вышел «декрет» о передаче всех духовно-учебных заведений в министерство общественного призрения… скоро выйдет новый «декрет» об исключении из преподавания Закона Божия. Целый ряд «декретов», направленных к умалению прав Церкви в Российском государстве. Наконец, в довершение всего, как слышно, приготовляется еще «декрет» о признании всего церковного имущества государственным достоянием. Дальше идти уже некуда. Останется разве одно: прямое преследование за религиозные убеждения». Это смелые слова, ибо Архангельск был уже под большевистским «серпом и молотом».

Под властью большевиков

В Архангельске в феврале 1918 года проходит собрание Союза.  В одном из его постановлений читаем: «Недопустимо всякое посягательство на храмы… В случае попытки насильственно завладеть имуществом церкви и особенно посягательства на святыни храмов, верующие призываются стать на защиту церковного достояния…».

А тем временем большевики проводят весной 1918 года, перед самой Пасхой, приступили к закрытию семинарии и конфискации имущества. Показав свое истинное лицо, новая власть не смогла сразу удержаться в Архангельске. Для северных областей наступила передышка. В Архангельской губернии и близлежащих территориях возникло самостоятельное государственное образование «Союз коммун Северной области», в состав которой вошли территории Петроградской, Псковской, Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Архангельской губерний.

Бывшие союзники по Антанте поддержали независимое правительство Северной области. Советская власть в Архангельске была свергнута, для совместного ведения боев с частями Красной Армии началось формирование славяно-британского легиона. На некоторое время была получена возможность продолжать церковную жизнь и миссионерскую работу.

В сентябре было сформировано Временное правительство Северной области. 30 апреля 1919 года Временное правительство Северной области признало Колчака как верховного правителя России, а он в мае назначил генерал-лейтенант Евгений Карловича Миллера главнокомандующим войсками Северной области.

Обеспокоенные слухами о скором отводе союзнических войск, члены «Союза духовенства и мирян» августа в послании к Митрополиту Англии архиепископу Кентерберийскому писали: «Духовенство и христиане Архангельска имеют надежду, что английские христиане не отвергнут их настоящего моления о благовременной помощи для сохранения Божиих святынь от поругания и смиренных людей Божиих от ужасов голода и поругания».

209480-456bfbf3a10fba258098707ad12b3442

Добровольческие войска ушли. Красная Армия заняла Архангельск. В течение нескольких дней в городе было закрыто большинство храмов, семинария и епархиальное училище. Читаем в Архангельском епархиальном вестнике: «В феврале 1920 года ВЧК разгромила архангельский «Союз духовенства и мирян», были арестованы десятки священнослужителей, в т.ч. временно управляющий Архангельской епархией с 1919 года епископ Павел (Павловский). Занявшие Архангельск большевики начали репрессии: члены «Союза духовенства и мирян» были схвачены, им было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности.

Большевики учинили суд. После следствия 30 января 1921 года был вынесен приговор. Формулировки судного дела очень показательны, поэтому приводим их целиком:  «Бывшего епископа Павловского Павла, секретаря Епархиального Совета Соколова Дмитрия, редактора «Епархиальных ведомостей» Попова Иоанна и протоиерея Чекана Виктора за совершенное ими злодеяния против рабоче-крестьянской революции, которые в момент тяжких и великих испытаний трудового народа, осмелившегося поднять знамя освобождения труда от капитала и, напрягая все силы, который, перенося голод, холод и все лишения, вынужден продолжать еще и теперь во имя светлого благополучия для трудящихся борьбу против всей стаи хищников мирового капитала, они, прикрываясь именем Христа, предательски изменили бедным и страждущим и во имя хищнических интересов своего благополучия, объединились в единую семью с англо-французскими генералами, всякого рода предателями пролетариата для общей борьбы и удушения рабоче-крестьянского класса и восстановления помещичьего капиталистического строя, в силу этого вышеперечисленных обвиняемых подвергнуть высшей мере наказания, но приняв во внимание важные победы пролетарской революции во всем мире и твердую веру пролетариата в его великие завоевания, а также приняв во внимание великую пролетарскую амнистию, дарованную ВЦИК от 7 ноября 1920 года, Трибунал нашел возможным приговоренным Павловскому, Соколову, Попову Иоанну и Чекану высшую меру наказания заменить пятилетним тюремным заключением». В 1921 году советская власть еще не решалась на массовые расстрелы священства.   Не хотели возмущать народ. Расправа была впереди... А теперь о небесном знамении.

265334316

Небесное знамение

3 августа 1919 года, перед уходом из Архангельска Добровольческих войск Антанты, в городе произошло знаменательное событие. Семеро детей от 10 до 14 лет – Галина и Ольга Зеленины, Емилия, Валентина и Виктор Перешневы, Сергей Попов, Юлия Киселёва – из двора дома № 135 по Новгородскому проспекту наблюдали на небе Пресвятую Богородицу. Потрясённые дети рассказали об увиденном родителям, а затем протоиерею Воскресенского храма о. Михаилу Попову. Отец Михаил засвидетельствовал их рассказ епископу Пинежскому, викарию Архангельской епархии Павлу (Павловскому). Владыка написал: «Милость Божия и заступление Божией Матери да будет с нами и над градом нашим».

Было проведено тщательное расследование, 4 сентября созвано объединённое собрание епархиального и миссионерского советов, составлен «Акт о явлении на небе Божьей Матери с Богомладенцем Иисусом Христом, бывшем в г. Архангельске 3 августа сего года», в котором со слов очевидцев засвидетельствовано подробное описание чудесного явления: Царица Небесная «простирала обе руки вперёд ладонями вниз и покрывала город. Лицо Божией Матери продолговатое, некруглое, было обращено на город, на юго-восточную сторону. Кругом лица был светло-золотистый круг. Части лица были видны, но неясно. Одежда у Божьей Матери была широкая, сине-голубая, серая. На коленях Её между протянутыми руками сидел Иисус Христос. Одежда на Нём была длинная, светлая, белая. Руки белые, блестели. Он часто двигал руками, а потом сделал движение правой рукой, как благословляют. Около головы Спасителя был светлый круг. От круга во все стороны шли светлые лучи. Всё это изображение было в четырёхугольном облаке, как киоте или четырёхугольной картине в просвете между облаками. Видение продолжалось 20-30 минут и затем постепенно стало исчезать; на его месте осталась голубая светлая полоса». Известие о явлении Царицы Небесной было помещено в «Архангельских епархиальных ведомостях».

na-str-11

Через полгода после знамения на небе Красная армия заняла Архангельск. В июле 1920 года было возбуждено уголовное дело о явлении Божией Матери в Архангельске, допрошены протоиерей Михаил Попов, дети – свидетели явления. Член «преступной группировки» о. Михаил Попов обвинялся в том, что он «состряпал чудо»: подговорил детей утверждать, будто они видели Богородицу, благословляющую белогвардейские войска. Решением выездной комиссии ВЧК от 31.01.1921 г. он был осуждён на 3 года.

Итак, дети увидели Богородицу с Богомладенцем на руках Иисусом Христом 3 августа 1919 года, а 21 февраля 1920 года Красная армия заняла Архангельск. Епископ Пинежский, викарий Архангельской епархии Павел засвидетельствовал: «Милость Божия и заступление Божией Матери да будет с нами и над градом нашим». В чем же оно было «заступление»? Добровольческая белая армия потерпела поражение, большинство храмов, семинария и епархиальное училище заколотили, ВЧК арестовала десятки священнослужителей, в том числе управляющего Архангельской епархией епископа Павла (Павловского), протоиерея Михаила Попова тоже засудили, семерых детей, похоже, запугали так, что они надолго замолчали. В чем «заступление»? Тогда, в далеком и суровом 1920 году это было неясно, скорей всего большинство горожан восприняли чудесное видение, как благословение на победу над безбожными большевицкими войсками. Не случилось.

3-Obschij-vid

Сегодня смысл архангельского знамения намного понятней. Божия Матерь, действительно, благословляла верующих жителей и добровольческие войска, но не на победу в сражении за город, а на христианскую стойкость души в условиях грядущих безбожных пятилеток; Богородица своим явлением в небе, которое увидели только дети, побуждала к терпению, к победе небесной над тяжелыми годами испытаний под гнетом безбожной власти. Ее «заступление» было в том, что Она видит, знает, о будущих скорбях христиан и не оставит их сиротами, что Она всегда подаст верным Свою благодатную силу и помощь для преодоления отчаяния и малодушия. Так и случилось!