Храм Вятки с 300-летней историей

1352918845-0180157-www.nevsepic.com.ua

Сегодня достаточно сложно услышать четкий ответ на вопрос: «Добропорядочность – это что?», «Что значит – быть порядочным человеком?». Казалось бы, такие простые и знакомые с детства понятия, ну, что может быть сложного, если есть даже определение в толковом словаре? Попробуем разобраться, «что такое добропорядочность» Для начала, стоит разобрать само понятие.

Итак, толковые словари говорят нам, что «порядочный» — это человек, придерживающийся основных правил и моральных устоев общества, в котором живет. Также люди «порядочные» заслуживают уважения и одобрения, они не способны на бесчестные поступки. Добавочная часть слова «добро» говорит об исключительной положительности самого человека, его поступков.

Простыми словами: добропорядочность – это все то, что ты делаешь хорошее от души ради счастья для себя и других. А теперь, собственно, о воспитании добропорядочности в ребенке. Всего на одном повседневном, но красноречивом примере.Известно, что дать ребенку хорошее воспитание – задача не из легких. Но действительно ли это так важно? Что происходит, если родители не смогли объяснить детям элементарные правила приличия, а также внушить основы хорошего поведения и уважения к другим людям? 

Как проявляет себя невоспитанный ребенок? Где грань между отсутствием воспитания и детской непосредственностью?

Вежливость способствует развитию уверенности в себе и ощущения собственной защищенности. Знание правил хорошего тона – ценный инструмент для управления своей жизнью, а правильное воспитание – это, прежде всего, умение вести себя с другими людьми, которое позволяет формировать осознанность и уважение к окружающим.

Но зачем ребенку быть воспитанным? Во-первых, хорошее воспитание позволяет детям хорошо чувствовать себя в любой ситуации, не стесняться и не испытывать чувство стыда без видимой причины. Во-вторых, воспитание подразумевает запреты со стороны родителей на некоторое поведение, слова и жесты детей.

Эти запреты очень важны для ребенка, потому что они позволяют ему расти. Снисходительность и потакание не дают ребенку отказаться от своего детского всемогущества, от иллюзии, что ему можно делать все, что вздумается.

Христианские педагоги не раз писали, что без знания правил и границ ребенку трудно найти свое место в обществе. Например, если дитя пытается общаться со взрослыми, как со своими сверстниками, значит, он в будущем будет испытывать коммуникативные трудности.

Если ребенку прощаются все капризы, ему будет сложно научиться управлять своими эмоциями и получить правильное представление о Заповедях Божиих, гранях дозволенного и рамках приличия.

Что значит «невоспитанный ребенок»?

Невоспитанный ребенок может, не спросив разрешения, брать не принадлежащие ему предметы, входить без предупреждения в родительскую комнату или в ванную, отвечать на вопросы вместо взрослых, не обращать внимания на родителей и окружающих людей… 

54d305cf4bafb0

Чтобы лучше объяснить понятие «невоспитанный ребенок», можно привести пример из повседневной жизни:Вечерний городской автобус в час пик, битком набитый людьми. Молодые люди удобно сидят, пенсионеры едут стоя. Видеть такое стало уже привычно. В глубине автобуса маленькая девочка трех-четырех лет разлеглась на двух сиденьях. Даже на трех. 

Так как это пространство показалось ей недостаточным, она поставила свои ноги (в мокрых ботинках) на сиденье, напротив. Её мать, стоящая в проходе, не только ничего не говорит, а восторженно любуется дочерью: «Лапочка моя!»

Ситуация настолько несуразна, настолько нелепа, что можно было бы ожидать возражения со стороны окружающих людей. Однако никто не вмешивается. Будто всех настиг резкий упадок сил, пассажиры обездвижены своей беспомощностью…

Но почему же никто из пассажиров в автобусе не смог сделать замечание этой девочке, хотя никто не оправдывал ее действий? Что пугает людей в таких ситуациях? Неужели четырёхлетняя кроха?

Да, молчать нас заставляет то, что ребенок показывает своим поведением.

Невоспитанный ребенок своим отношением к окружающим воплощает отрицание двух фундаментально важных понятий: существование другого человека (других людей) и наличие правил жизни, которые, так или иначе, служат нам в качестве духовного ориентира.

Ребенок в автобусе занял даже не одно место, а три. И очевидно, что если бы девочка могла занять пять мест, она бы это сделала. Она поставила себя (сама того не зная) в «центр вселенной», во главу всего и всех.

original

Чем же ребенок так поразил взрослых пассажиров?

Иллюзия абсолютного всемогущества, желание, чтобы жизнь была направлена только на поиск удовольствия, появляется у младенца в самом начале жизни, и мы все прошли через эту стадию развития. Нам всем пришлось (отнюдь не безболезненно) от этого отказаться.

Чтобы понимать реальность, а также правила, по которым она устроена, и этих проклятых «других», чье существование нас принуждает делать не только то, что нам хочется, когда нам хочется и как нам хочется.

Между тем, в этом автобусе мы столкнулись с захватом власти, который вновь возвратил нас в потерянный рай наших первых месяцев жизни: захват власти с помощью того, что называется «принципом удовольствия».

Захват власти завораживающий (эта маленькая девчушка осмелилась сделать то, на что мы больше не способны…какая сила!) и в то же время ужасающий. Потому что рамки приличия, в какой-то степени, стесняющие нас, в то же время дают нам защиту, и мы это понимаем. 

При этом поведение матери укрепляет захват власти ребенком: родитель не только разрешает дочери вести себя неуместно, но и «представляет» своего ребенка обществу под лозунгом «любить ребенка – значит, позволять ему все». В православном воспитании это считается грубейшей ошибкой.

Наш пример с автобусом наглядно показывает, что вежливость и хорошее воспитание не ограничиваются набором уместных, зачастую пустых слов и жестов сродни декоративному покрытию, которым необходимо обзавестись, чтобы иметь «благовоспитанный» вид.

Напротив, правильное воспитание является неотъемлемым элементом для развития личности, а также средством, которое дается ребенку, чтобы бороться в повседневности с принципом удовольствия, способным каждую минуту подчинить себе волю человека и испортить жизнь. Да, увы, именно так – испортить себе жизнь!

О «слишком» воспитанных детях

Если бы мать маленькой девочки в автобусе действительно выступила в роли матери, она бы объяснила своей дочери, что должен сделать вежливый человек в такой ситуации, то есть уступить место.

Сделав это, мать научила бы ребенка, что существуют другие люди, которые могут чувствовать и страдать. При этом она бы подняла самооценку своей дочери, поставив ее в положение «взрослой», способной совершать осознанные поступки. Разве дети не любят оказаться «взрослыми»? Еще как!

Не сделав этого, мать позволила ребенку наслаждаться своим животным началом, несомненно, дающим временную радость, но определенно имеющим разрушительный характер. Если для ребенка другие люди – пустое место, как он может подумать, что он сам обладает достоинством и правом на уважение?

Как можно усидеть за партой в школе, когда можно разъезжать по городу, развалившись на сиденьях в автобусе? Родители зачастую оправдываются, что они не могут или не умеют объяснить ребенку правила поведения, потому что нет времени, энергии, смелости или потому что боятся притеснить свое драгоценное чадо.

Нужно убедить себя, что никогда не поздно начать. Кроме этого, стоит помнить и о другой крайности: ребенок может быть и «слишком» воспитанным. Что же это значит? Слишком вежливый, слишком покорный – это хрупкий ребенок, который полагается больше на правила, чем на себя. 

Он подчиняется взрослым, потому что не понимает реальный смысл своего воспитания. Не следует забывать, что цель воспитания – не наказывать и запрещать, а помочь ребенку научиться жить в обществе и взаимодействовать с другими людьми.

Итак, невоспитанный ребенок не знаком с правилами приличия и не способен их применять в жизни, действует неосознанно, руководствуется принципом сиюминутного, почти животного удовольствия и вседозволенности, проявляет неуважение к окружающим людям, при этом не способен на самоуважение, не уверен в себе, не чувствует себя защищенным. Его мир тоже раним и хрупок. Поможем ему?

LMn6rH14fxk