Храм Вятки с 300-летней историей

KoimisiTisTheotokou_017_thumb

 

Общий смысл праздника 

Успенье есть временный сон нашей плоти до дня воскресения. Празднуя Успение Божией Матери мы не только верим, что Она воскреснет в последний день, как мы все, но мы знаем достоверно, из апостольского предания, из опыта Церкви — не только святых, но и грешных, которых взыскала Своей любовью и милостью и состраданием Матерь Божия, мы знаем, что Она уже и плотью воскресла и вошла в Царство Небесное. Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира, и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога. 

История праздника 

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами. После Вознесения Иисуса Христа Мария, согласно завещанию Сына, оставалась на попечении апостола Иоанна и пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14). Когда проходил праздник Пятидесятницы, Мария, как и остальные апостолы, получила дар святого духа (Деян.2:1-14). Канонические тексты не сообщают ничего о смерти Богородицы. Церковный историк Никифор Каллист (14-й век) подробно изложил предание, которое передаёт обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II веке. Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения.

 13209_NpAdvHover

Святой град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона, или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас. Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками. Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело.

 27

Очевидец праздника 

Для полноты картины праздника Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме обратимся к книге очевидца этого события лампадария Святого Гроба Господня иеродиакона Дамаскина (Смирнопула): «Накануне праздника Славного Успения Богородицы Блаженнейший Патриарх с преосвященными архиереями и прочим духовенством около семи часов утра отправляется в Гефсиманию и останавливается в палатах, приготовленных заранее для них: шествие сопровождается громким колокольным звоном. Когда все уже готово для встречи, настоятель Гефсимании доносит об этом Блаженнейшему Патриарху, который вместе со свитою своею спускается в храм, где с архиереями и духовенством в облачениях поют тропари погребения Божией Матери. Тропари эти сходны с тропарями, поющимися в храме Воскресения в Великую Субботу. Между тем, бесчисленная толпа народа всех исповеданий наполняет храм Божией Матери и всю местность, окружающую храм. Кругом плащаницы Богоматери стоит духовенство в облачениях во главе с Блаженнейшим Патриархом, который молится при Гробе Божией Матери о всех присутствующих, о благочестивых поклонниках, попечителях и благотворителях Всесвятого и Живоносного Гроба Господня и о всех православных христианах. 

По окончании службы, которая продолжается полтора часа, Блаженнейший Патриарх с архиереями и духовенством выходит из храма и отправляется опять в палатку, где после кратковременного отдыха подается им прохладительное угощение. Весь этот день турецкая правительственная музыка играет в честь нашего великого праздника, а жители Иерусалима и прилегающих городов, не исключая даже иноверных магометан, торжественно и весело проводят весь день под шатрами, расположенными заранее под масличными деревьями, в знак благочестия и любви к Богородице". 

677219

Благовестие праздника

Всем своим Богослужебным календарным строем праздников Церковь не дает нам потерять тайноводственную жизненную глубину восприятия Священных христианских событий. Одно из них - праздник Успения Божьей Матери, в котором открывается высокое  духовное цветение человеческого подвига Приснодевы Марии. Церковь благословила совершать пост, прежде чем мы подойдем ко  дню успенского  праздника. Он называется второй Пасхой. В нем высвечивается  подлинное величие человека, находящегося в руках любящего Бога, когда смерть была побеждена не только внешне, но и внутренне, не только Сыном Божиим, но и смертным человеком - Женщиной, Матерью и Девой. 

Вспомним, как по ее просьбе горницу, где должна была она оставить земной мир, апостолы украсили цветами; как эту горницу насытили душистыми благовонными ароматами, как множество раз Она говорила ученикам своего Сына, чтобы они не плакали; Она просила  их радоваться, ибо еще будучи девочкой входила «во Святая Святых» - в таинственные глубины Богообщения. В этот день Она знала, что станет Матерью всем живущим на земле. И не только тем, кто живет ныне  или родится в будущем подобно нам, но и тем, кто жил за тысячи лет до ее рождения, кто в Царстве Божьем ликует вместе с ангелами и святыми, кого Господь вывел в «Великую Субботу» из Ада. На праздничной иконе мы видим, что  Христос держит на руках младенца у смертного ложа Божьей Матери. Младенец, изображенный на иконе, символизирует Ее пречистую душу в первое мгновение новой духовной жизни, когда безгрешная душа Богоматери разрешилась от своих телесных уз.

63291356_usp  

Душа-младенец кажется нам беззащитным и слабым. Это мгновение необходимо осмыслить духовно, в святоотеческой  традиции. Богородица скончалась, когда Ей было уже более семидесяти лет. При жизни Ей были ведомы  многие тайны Божьи. Она молилась за весь мир, и совершала  множество чудес после Воскресения своего Сына. Она была Матерью самого Бога. Но когда Она разрешилась от уз плоти, то стала, словно младенец на пороге новой бестелесной жизни. Ей не пришлось заново учиться «ходить и говорить», но Ее земное состояние по отношению к  новому небесному  Боговедению, было состоянием подобным младенческому. 

Возрастая «час от часа» в этом новом для Себя свершении, Матерь Божия ныне обнимает всю Вселенную: Небо и землю. Душа каждого человека - верующего и неверующего, язычника или  православного  лежит перед ней как на ладони. И в нам открывается, какого неземного, нечеловеческого величия может достичь человек, если он любит Бога и  живет так, как Господь заповедал.

46547546post43121878240 

Каждый из вас пусть мысленным взором припомнит все чудеса, совершенные Матерью Божией не только на русской земле, но и по всему миру, оживит в памяти   все чудотворные иконы, которые она явила людям; возрадуется  всем благодеяниям, которые она излила на род человеческий. Увидит  это, прочувствует в сердце и поймет, что Великую Славу, которую Бог дал своей Матери, Господь готов уделить каждому из детей своих по мере духовного возрастания. 

«Рукописи не горят» Эту фразу мы слышим по отношению к художественным произведениям. Но разве она родилась из рассматривания произведений рукописных? Конечно, нет. Все вечное рождается только в вечных координатах. И «рукописи не горят» означает не то, что не может сгореть то или иное художественное произведение, а то, что если есть в нем вечное, великое, мудрое, то оно не может быть уничтожено ни силой огня, ни силой времени, ни пространством, ни какой-либо другой стихией. Ничто не может уничтожить подлинное и высокое.

 0160

Вспоминая эту знаменитую фразу в день праздника Успения Божьей Матери, мы может ответить на часто задаваемые вопросы: зачем существует столько по-разному именованных икон, более трехсот, Пресвятой Богородицы? Почему нет хотя бы в половину числа разных икон преподобного Серафима Саровского, Святителя Николая, великомученика Пантелеймона и других святых?

Это объясняется только одним - любовью Божьей Матери к человеку: многогранной, многоликой, призывающей,  и всеобъемлющей. Любовь Богоматери сияет нам с чердака церкви, где явилась икона Державная. Она  является из-под черной обугленной земли, в буквальном смысле слова, при обретении Казанской иконы. Эта любовь является нам из огня. Эта любовь приходит к нам из Греции в виде Смоленской иконы Божьей Матери или Владимирской. Ее мы встречаем в плену у персидского шаха Аббаса и приносим в дом русский в образе Грузинской Божией Матери. Эту любовь встречаем мы и в водных пределах, как это было с Иверской иконой, и в небесах, как это произошло  в видении старца Амвросия с иконой получившей наименование «Умножение хлебов». Любовь Божьей Матери неуничтожима. Она, как говорится, ни в огне не горит, ни в воде не тонет, как бы мы ее не огорчали своими падениями. Любовь, как рукописи, не горит. Она вновь возвращается к нам, обновленная благодатью Святого Духа, сияющая в своей вечной неземной славе.

     

 

  42237.jpeg