Храм Вятки с 300-летней историей

 

1SvvPetrIPavelVZhitiiVNOV1_новый размер

Общий смысл праздника

Церковь совершает сегодня память двух первоверховных апостолов Петра и Павла, но в лице их и всего апостольства. Недаром следующий день, 13 июля, освящен памятью “Собора 12 апостолов”. В святых образах Петра и Павла олицетворяются обе стороны апостольского служения: иерархическая - в лице старейшины апостольского собора апостола Петра, и учительская - в лице апостола Павла, более всех потрудившегося в проповедании Евангелия.

Все апостолы, кроме апостола Павла, были “свидетелями” (Деян. 1:8) земной жизни Господа, призванными возвестить о том, что они “слышали, что видели своими очами” (Ин. 1:1-3). Пришествие в мир Господа во исполнение времен и сроков было приуготовано на земле. Его ждали, готовые встретить, все те, которые были удостоены этого избрания, начиная с Предтечи и праведного Иосифа Обручника. В числе их были избранники избранного народа Божия, смиренные рыбари, но будущие апостолы. Их Господь избрал и призвал, их сделал свидетелями чудес Своих, им открывал тайны Царствия Божия. Их Он посылал на проповедь, наделяя даром исцеления. Им ниспослал Он от Отца — Святого Духа, и в этой полноте даров в них явил полноту Церкви Своей. Во исполнение веления Господа “во всю землю изыде вещание их и во все концы вселенныя глаголы их”. Церковь ублажает св. апостолов, как избранников Христовых, и “чтит болезни и труды” их, подъятые “во благовестие Христово”.

mark-ev

Все христиане причастны к призванию и служению апостольства. Об этом свидетельствует, прежде всего, наличие чина равноапостольства, которое, означает служение, подобное апостольскому. И этот чин применяется Церковью независимо от того, является ли его удостоившийся носителем церковного сана. В этом чине есть и мужчины и женщины: царь Константин и великий князь Владимир, святые Кирилл и Мефодий наряду с царицей Еленой и великой княгиней Ольгой, мироносицей Марией Магдалиной, первомученицей Феклой и святой Ниной. Они, будучи в своем звании, вошли в подвиг и труд апостольства, разумеется, не в том, что составляет апостольское достояние, но в том, что для всех христиан доступно, а, следовательно, и обязательно, именно исповедание, а тем самым и проповедание веры Христовой. Ко всем обращает слово свое апостол Петр: “Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета о вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Пет 3. 15). Святые апостолы, сами приявши слово от Слова, передали Церкви преемство слова, которое проповедуется в ней до скончания века, и все христиане суть служители слова, ими воспринятого.

Краткая история праздника

Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме. 12 июля 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 12июля стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым. 

Павел 2.jpeg

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Благовестие праздника

В день памяти святых апостолов Петра и Павла Церковь в богослужебных чтениях напоминает об одном знаменательном событии из жизни апостола Петра до воскресения Христа и получения даров Пятидесятницы.  Перед Своим Преображением на Фаворе Христос, зная различные мнения о Себе среди саддукеев и фарисеев и желая утвердить в  учениках истинное понимание Своего спасительного служения человечеству, спросил у них: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

Петр.jpeg

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» ( Мф. 16. 13-15) И тогда ученик Симон, воодушевившись и набравшись мужества, возвестил свое знаменитое исповедание веры: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16. 16). Христос подтвердил истинность этого краткого первого «Символа веры»  в своем ответе: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;  и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;  и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 17-19).

Спаситель мира назвал своего ученика «блаженным» не потому, что он оказался умней  и находчивей других апостолов. Сам "Отец Небесный открыл» Симону, сыну Иониному, великую истину о мессианском достоинстве Христа и Его Божественной славе. Бог «усмотрел» в Симоне душевные глубины, способные вместить знание о «полноте благодати и истины» (Ин. 1.14), обитавшей в Иисусе Христе. Этому не помешала ни известная эмоциональная горячность Петра, ни его необразованность, ни отягощенность семейными узами. Бог Отец вручил Петру истину о Божественности Своего Сына до времени  сокрытую от остального человечества.

76073891_0_22255_545719d7_XL

Удивительно, но буквально, через малое время, апостол Петр, узнав   о предстоящих Учителю страданиях и смерти в Иерусалиме, начал «прекословить» Ему  и отговаривать от намеченного крестного пути, так что Сыну Божьему пришлось даже вразумить Своего несмысленного ученика: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16.23).

Когда же свершилось предначертанное Христом и Его, взяв как разбойника в Гефсиманском саду «с мечами и кольями» (Лк. 22.52), привели на двор к первосвященнику Каиафе, то, как известно, ученик Симон, греясь у костра среди народа и воинов на первосвященническом дворе, трижды вслух отрекся от Своего Божественного Учителя: «Он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф. 26.74).

rembrandt-apostle-peter-denied-christ-1660-rijksmuseum-amsterdam1.jpeg

 

Отречение апостола Петра

В Евангелие от Луки есть горькая подробность отречения Петра: «Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.  Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.  Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде, нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.  И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк. 22. 59-62).  Кто бы  «горько не заплакал» под ясным милосердным взглядом Сына Божьего? Дерзаем предположить, что Христос «взглянул на Петра» не ради пророческого напоминания об его отречении, а для ободрения и призыва к верности, чтобы Петр не отчаялся подобно Иуде и не отошел от общины учеников Христовых.

66222.p

 

Распятие апостола Петра

Итак, после своего великого исповедания Христа Сыном Божьим, апостол Петр «прекословил Христу» и даже трижды отрекся от Него. Однако, та душевная глубина, где было открыто ему Отцом Небесным  о Божестве Сына, осталась нетронутой и несокрушенной. Она не разбилась, как стекло на тысячи мелких осколков. И трижды после воскресения Христа посреди сонма учеников Петр запечатлел свою верность Спасителю, отвечая утвердительно на Его вопрос: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21. 16) Священная душевная глубина была освящена покаянием. Как кротко Христос обличает Петра. Он не произносит укоризн, не читает ему нотаций. Сын Божий даже не называет его малодушный поступок, лишь  троекратным признанием в любви, пробуждает в памяти апостола его троекратное отречение на первосвященническом дворе.  Господь, когда обещал Петру «ключи Царства Небесного», знал не только о его будущем трусливом отречении, но и о его покаянии, последующих годах апостольской проповеди и верности до смерти. Сын Божий ведал, что душевная глубина апостола, где прозвучал глас Отца Небесного, осталась непоколебимой даже в самый горький миг отречения.  «Широк человек. Я бы его сузил», - говорит Ф. Достоевский устами Дмитрия Карамазова, но именно эта «широта» есть великий дар свободы от Бога и возможность достигать Царства Небесного. Если человека «сузить» он возможно и перестанет творить злодеяния, но вместе с этой вынужденной внешней добродетельностью он утратит способность любить. Господу не желанен такой «зауженный» человек. Он даровал человеку свободу, зная, что маятник человеческой любви может качнуться от Него в другую сторону. Христос  смотрит в священные глубины сердца человека. Именно там он прозревает земной и небесный путь каждой человеческой души. В сердце «благоразумного разбойника»  Христос усмотрел его подлинное покаяние, благодатное изменение всех чувств и помыслов.

Своего второго «первоверховного» апостола Господь воздвиг с еще большей сердечной глубины, когда он был гонителем первых христианских общин, «дышал злобой» и «терзал церковь, входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8.3), совершенно не догадываясь о своем скором крещении в Дамаске.  Именно к этой священной глубине сердца обратился Христос, когда явился будущему апостолу Павлу на дамаском пути, с вопросом: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9.4)  Савл упал на землю и спросил: «кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». (Деян. 9. 5-6). Так совершилось Савлово обращение в апостола Павла.

Обращение Павла

 

Обращение Савла

И вот уже они оба, Петр и Павел, первоверховные христианские апостолы, творят одно дело Божие, плечом к плечу разносят «во все концы вселенной» Благую Весть. Отдают  все силы без остатка на проповедь Евангелия, так что один из них еще при жизни удостоился  «восхищения в духе  до третьего неба», а второму были дарованы «ключи Царства небесного»,  величайшая власть под личную ответственность определять духовную человеческую судьбу. В каждом человеческом сердце есть священна глубина, которую мы в себе не прозреваем и не чувствуем ее в других. Один Господь видит, как в простом рыбаке скрывается «камень веры»  - апостол Петр, а в гонителе Савле «избранный сосуд Божий» - апостол Павел. Христос созидает Свою Церковь опираясь на Свое видение этой человеческой сердечной глубины.

61451186_7420

Одухотворенный благодатью человек никогда не возгордится открывшейся ему собственной «широте», сияющему в глубине сердца «образу и подобию Божьему». Как бы высоко не возносил его Господь, он не забудет о своем прошлом, как не забыл его апостол Павел, считая себя до смерти недостойным апостольского служения, как не забыл о своем малодушном отречении апостол Петр, каждый раз  «горько бил себя в грудь» слыша пение петуха. Каждого верующего в Него Христос предузнал и определил в Свою Церковь. И мы подобно апостолом тоже будем помнить из каких далеких грешных пределов Господь призвал нас в Свой «дом пира» (Песн. 2.4)

 

66223.p

 

Усечение  мечом апостола Павла