Храм Вятки с 300-летней историей

Пожертвовать

plati gr1

Для перевода пожертвований остканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на уставную деятельность

Мы ВКонтакте

Форма входа

20131806091830

Гаджеты прочно вошли в наш обиход. Произошло это естественным путем и дети наряду со взрослыми стали активными пользователями даров технического прогресса. Ученые Лондонского университета сделали открытие — чем раньше родители начинают своим маленьким детям давать iPad, тем они лучше развиваются. Вот только неясно в какую сторону? Они что – начинают считать быстро, как калькулятор? Или способны глубже оценить стихи Пушкина, музыку Чайковского? Сомнений не пересчесть!  А между тем  светила из области педиатрии из других стран смотрят на ловкие манипуляции малышей с электронными приборчиками не так уж и радужно. Где же истина? На что стоит обращать внимание родителям, выстраивая взаимоотношения с ребенком в семье, где сегодня буквально членами семьи являются мобильный телефон, компьютер, телевизор и планшет?

И ведь это уже не шутка. Ребенок воспринимает, как живое существо – любой предмет, через который его мать или отец, другие члены семьи, сообщаются с миром. И он тоже тянется к нему, гугукается с ним -  и хочет с ним общаться. Электронный гаджет не является  ни препятствием, ни помощником. Если давать ему определение, то он – элемент, который искусственно создан людьми, но естественным способом встраивается в систему взаимодействия ребенка и мамы. Ребенок с пеленок его идентифицирует как базовый элемент общения - с мамой, а, соответственно, и со всем остальным миром. И это очень странно, так как такого раньше – в детстве современных родителей – не было. Сейчас ребенок воспринимает телефон (как и любой гаджет), как необходимую для жизни вещь. Но это не истинная роль гаджета. Любой гаджет создан для упрощения и улучшения качества жизни, но он не является необходимой для выживания вещью. Стоит помнить, что жизнь человека связана со многими циклами: сон-бодрствование, работа-отдых, прием пищи и ее усвоение и т.д. И если эти циклы связаны с гаджетом: ребенок не может заснуть без мультика по телевизору или не ест без телефона – это плохо. Жизненные циклы человека не должны быть связаны с электроникой.

thumbnail

Татьяна Алексеева, врач-педиатор, делится размышлениями

Сторонники планшетов считают

Планшет должен стать грудничкам главной забавой чуть ли не с первых дней рождения. По мнению авторов этого открытия из Лондонского университета, всевозможные движущиеся объекты тренируют у детей зрительную память. И поэтому гаджеты гораздо более полезны, чем обычные игрушки и классические книги. Трудно согласиться с таким мнением британских ученых. Но они жутко уверены, что планшет должен быть в обиходе детей с первых дней их жизни. И не беда, что груднички не сразу сообразят, что делать с iPad и будут поначалу пытаться их пробовать на вкус, бросать на пол и т. д. Очень быстро они освоят «игрушку» и научатся ею пользоваться. Единственную опасность, которую видят ученые, что планшет может не лучшим образом сказаться на зрении, а потому время пользования им у самых маленьких лучше ограничить.

Такое заявление ученых сегодня даже не выглядит чем-то неожиданным. Приходилось видеть малыша, который пальчиками пытался увеличить картинку в книжке и сильно огорчался, что у него это не получается. Современное чадо не догадывалось, что бумага такими опциями не обладает.

Что и говорить, ребятня сейчас очень быстро осваивают все технические новинки и приобщаются к ним куда быстрее взрослых. Американские ученые недавно выяснили, что маленькие дети начинают массово пользоваться планшетами куда раньше, чем ходить и говорить. Вот какие данные приводились на конгрессе Научных обществ педиатрии США в Сан-Диего.

Родителям, у которых есть дети от полугода до четырех лет раздали опросник с 20 вопросами, среди которых в том числе были о том, какая электронная техника есть в семье и с какого возраста дети начинают ею пользоваться. У 83% в доме есть планшеты, почти у стольких же семей — смартфоны, у 59% - домашний интернет. 52% малышей в возрасте до года смотрят телевизор, 36% знает что такое тачскрины, 24% легко разбираются в смартфонах, 12% играют в видеоигры. Напомним, речь идет о детях, которым не исполнилось и года. При этом 73% родителей дают гаджеты детям, чтобы отвлечь их, когда взрослые заняты, к примеру, уборкой, 65% детей успокаиваются, играя, 29% получают устройства для успокоения. Как потом такого ребенка с шибко развитой только «зрительной памятью»  затащить в храм, научить сердечной молитве, британские ученые, конечно, ничего не пишут. И не дождемся. Об этом пишут наши православные аскеты и отцы Церкви. Они подробно разбирают, какие такой вот зрительный гомункул испытывает огорчения от своих мощно развитых глазных мышц, к чему он становится легко способен, а к чему - совершенно бесчувственен. Совсем несложно догадаться, что бесчувственен он становится как раз к вещам, которые требуют напряженного внимания, собранности, глубины постижения, сердечной отзывчивости, то есть опять же вся православная аскета, опыт простых азов духовной жизни, со свистом пролетает мимо сознания такого сообразительного ребенка. Не удержать! Поэтому ученые пусть пишут, что хотят, а православным родителям и свою голову на плечах нужно иметь.

5176c2c7cb2a3cad26000017

 

Это просто детский горшок с  планшетом, видимо, чтобы чадо никогда не скучало 

Автор исследования Хильда Кабали призналась, что не ожидала таких результатов. Но эти результаты подтверждает другое, самое последнее исследование. Оно проведено экспертами проекта Hi-Tech.Mail.Ru. Его результаты говорят о том, что современные дети, а их 69%, начинают осваивать смартфоны и планшеты в возрасте до трех лет. Участниками исследования стали порядка 5 тысяч родителей.

46% участников опроса утверждают, что их дети впервые пытаются осваивать гаджеты, начиная с одного года и до трех лет. Только 47% юных вундеркиндов берут в руки специальные «детские» устройства. 85% родители не боятся давать малышам обычные — «взрослые» электронные устройства.

Что говорят противники раннего планшетного развития

Американская педиатрическая академия заявляет, что дети младше 2-х лет все же не должны проводить время перед каким-либо сенсорным экраном. Много времени, проведенного перед планшетом, неблагоприятно влияет на развитие ребенка, его психику.

А как же тогда заявления англичан? Вот к примеру американский врач Линдси Марзоли выступила с заявлением, что использование устройств с сенсорными экранами может привести к нарушению правильной функциональности рук и пальцев у детей из-за неправильного развития мышечных тканей. У ребенка, который с раннего детства пользуется сенсорным экраном, могут неправильно формироваться мышцы, которые отвечают за возможность человека писать. Так что врачи настоятельно рекомендуют не увлекаться планшетами, в том числе графическими, электронными книгами, а пользоваться традиционными альбомами для рисования, фломастерами и красками, а книги предпочтительнее начинать читать бумажные. Это по большей части касается более младших ребят, но и старшим советуют не просиживать у экрана более двух часов в день. Если вы конечно хотите, чтобы ваш ребенок полноценно развивался.

baby-with-ipad

Знаю по собственному сыну подростку, который даже в любом путешествии гораздо с большим удовольствием вглядывается в экран планшета, чем смотрит по сторонам, изучая новые места и разные достопримечательности. Такое впечатление, что современным детям в виртуальном мире вообще живется гораздо комфортнее, чем в реальном. Даже летом, отправляя детей в лагеря, на отдых на море, взрослые сталкиваются с тем, что их дети предпочитают сидеть в смартфонах, если воспитатели не вводят строгий режим на пользование ими.

А еще американские доктора перечисляя всевозможные опасности, которые подстерегают детишек много и часто пользуясь всевозможными гаджетами, забыли об одной и самой большой.

Чего бояться родителям?

Я разговариваю с врачом-наркологом Лидий Борисовной Рыбальченко, которой приходится лечить детей подростков от настоящей игровой зависимости. Ведь именно долгое просиживание за компьютером, ноутбуком, планшетом, подталкивает наших детей к серьезным проблемам.

Все с радостью заявляют о преимуществах современной техники, вот уже и российская система образования готова полностью отказаться от обычных учебников и перейти на планшеты. И значит возможностей уберечь детей от компьютерной зависимости станет еще меньше?

— При всех благах, которые мы получили от компьютеров, планшетов, при возможности быстро получать информацию в разных ее проявлениях — видео, аудио, текстах, а еще общаться, проводить всевозможные интерактивные сеансы, есть подводные камни, про которые почти все знают, но стараются много не говорить. Речь идет о такой болезни, как игромания. И чем больше ваше чадо сидит с гаджетом, телефоном, планшетом и т. д., тем больше у него возможности полностью погрузиться во всевозможные стрелялки, гонки, войны и т. д. И нужно понимать, что не планшет страшен сам по себе, а именно эта зависимость от игр. Вы просто не всегда будете иметь возможность проверить, чем именно ребенок занят, просиживая перед экраном, — говорит Лидия Рыбальченко. — Плюс ко всему и неврологи тоже выступают противниками того, что детей учат читать не по обычным букварям, и красочным детским книгам, а по планшетам. Это действительно сказывается на развитии психики, памяти и т. д. Единственный выход — соблюдать во всем чувство меры. Я не посоветую, конечно, запрещать детям пользоваться планшетами, компьютерами и т. д. Но во-первых понаблюдать чем именно ваш ребенок занят в планшете. Если он играет пятый час подряд, то ничего хорошего в этом нет. Поинтересуйтесь в какие группы он вступает в соцсетях и о чем ведет переписку. Из этого вы тоже можете сделать для себя неожиданные открытия. Кстати, можно вспомнить пример Стива Джобса, который во многих своих интервью говорил, что не разрешает детям пользоваться iPad, и iPhone, хотя большинство из нас было просто уверено, что основатель умных гаджетов, своих отпрысков снабдил современной техникой по полной программе. Но именно Стив Джобс заявлял, что ничто не отменяет живое общение, что он старается как можно больше с ними говорить, обсуждать интересные книги. И когда он говорит со своими детьми, ни у кого из них не возникает мысли достать iPad.

1ae9be946675e0c

-И первое правило, чтобы ваши дети не страдали никакими зависимостями — находить для них интересные занятия. Чтение, рисование, спорт, совместные походы в театры, выставки, поездки по интересным местам, — уверена врач-нарколог.

В этом смысле трудно не согласиться со специалистами и со Стивом Джобсом. Чаще всего родителям просто самим удобнее всучить ребенку планшет, чтобы он долго не требовал к себе внимания. И любая зависимость, в том, числе игровая, появляется у детей именно от недостатка родительского внимания.

В Краснодарском крае недавно произошел страшный случай. Мальчик-первоклассник покончил с собой, потому что ему не дали поиграть в компьютер. Вот в таком нежном возрасте ребенок уже приобрел сильнейшую игровую зависимость. И чем раньше ваши дети приобщатся к всевозможным гаджетам, тем раньше может появиться такая болезнь. Единственная возможность спасти детей от этого — разнообразить его свободное время. Летние каникулы — лучшая возможность для этого. Давайте, не упустим эту возможность.

Гаджеты прочно вошли в наш обиход. Произошло это естественным путем и дети наряду со взрослыми стали активными пользователями даров технического прогресса.

В заключение статьи предлагаем еще несколько  практических советов от детского психолога Юлии Донец. Кому-то они, может быть,  покажутся через чур строгими, но они продиктованы главным требованием  – заботой о  здоровом душевном мире ребенка.

Как воспринимает младенец самый простой гаджет - мобильный?

Сейчас новорожденный воспринимает телефон как продолжение мамы. Ведь мама все время с телефоном. Поэтому телефон для младенца – это живой объект, который встроен в систему «ребенок→ мама». И эта система теперь выглядит, как «ребенок→ гаджет→ мама».

В каком возрасте, на ваш взгляд, стоит приучать ребенка пользоваться гаджетами?

До трех лет нельзя пользоваться ничем – ни компьютером, ни телевизором. Это связано с психологическим и физиологическим развитием малыша. После трех лет гаджеты стоит вводить в жизнь ребенка по мере необходимости. Я согласна, к примеру, с МОЗ, а они рекомендуют дошкольнику проводить у компьютера или телевизора по 10-15 минут в день три раза в неделю.

- Когда следует покупать ребенку телефон или компьютер?

1051034 

Если ребенок в пять лет готов звонить бабушке и для него это важно, то в этом случае можно купить ему телефон. Но если вы собираетесь покупать мобильный или компьютер шестилетнему ребенку для того, чтобы он на нем играл, то лучше пусть он это пока делает на родительском телефоне или ноутбуке.

Компьютер можно приобретать тогда, когда он будет ребенку необходим для работы в школе. При этом родителям следует отдавать себе отчет, что контролировать его собственный гаджет уже не стоит. Контролируя гаджет, вы контролируете и жизнь ребенка, а контроль не является хорошей техникой воспитания. Важно ребенка самого научить контролировать свое пользование гаджетом до того, как вы ему его купите. А затем просто обращать его внимание на взаимодействия с техникой, конечно, не забывая о личном примере.

Но ведь так велико искушение контролировать поведение ребенка с помощью гаджета?

Да, искушение велико. И это является основной ошибкой в выстраивании отношений родителей с малышом через гаджет. Папа с мамой не учатся договариваться с ребенком, не дают ему возможности проявлять различные эмоции, а подстраивают его под себя, делая удобным и управляемым.

Как иначе могут поступать родителям? Возьмем конкретный случай – ребенок отказывается кушать, а мама говорит ему: «Сядь, поешь, а я тебе дам iPad».

Это хороший пример того, как быть не должно. В нашей культуре с советским прошлым и так накоплено множество задач с неумением выражать агрессию или принимать собственные чувства и чувства другого человека. Здесь же получается, что ребенок выражает свои чувства родителю – отказ от еды – и мама отсылает его к гаджету, а не помогает ему научиться справляться со своими чувствами.

Что же  делать с детской агрессией?

В данном случае маме лучше выдержать злость ребенка и сказать ему: «iPada не будет и ты будешь кушать». Или «Если ты не будешь кушать, то будешь ждать обеда». Важно, чтобы это не звучало как наказание, и у ребенка был выбор, к примеру: «Выбирай – кушать или нет, но через 15 минут мы должны выходить из дому». Если же вы торгуетесь с ребенком, как в приведенном в вопросе примере, то у него выстраивается логическая цепочка: «Я злюсь, а мне за это конфету. Класс! Буду все время так делать».

Но ведь вообще не давать гаджет глупо?

Важно не манипулировать ребенком с помощью гаджета. К примеру, вы дали ребенку компьютер для игры на 30 минут. Если он заигрался, а мама забирает компьютер и говорит при этом «Все. Больше не дам!», то истерика будет нормальной реакцией ребенка. Если вы даете ребенку гаджет – учите его им пользоваться. Объясните ему: «Твое время закончилось. Прошло уже полчаса. Закрывай игру». Если же вы «просто даете» и «просто забираете» – то манипулируете малышом.

Какие негативные случаи влияния гаджета на ребенка известны?

Точных статистических данный пока нет – так как поколение, воспитанное на гаджетах еще не выросло. Но если судить по своей частной практике, то практически все обращения к психологу с детьми-аутистами – это следствие того, что в семье родители активно используют гаджеты, а ребенок копирует модель поведения родителей. Для аутиста общение с компьютером – это самый удобный способ сбежать от реальности в иллюзорный мир. Их же наоборот следует учить взаимодействию с реальностью.

Часты случаи, когда дети-аутисты говорят рекламными слоганами. Не осмысленно, а просто как попугайчики. Поэтому семье стоит обращать внимание на то, когда и почему у вас включен телевизор, нужен ли он сейчас и т.д. Родители должны понимать, что детям вообще нельзя смотреть рекламу. Вещи, которые рекламируются, не являются жизненно необходимыми, а образы, которые их рекламируют, чаще всего неестественны и далеки от реальности – они не учат ребенка видеть реальную жизнь, не формируют в нем личность, не дают услышать собственные желания.

Может тогда родителям стоит вообще отказаться от мобильного и ноутбука?

Это уже крайности. Глупо игнорировать телефон, интернет и компьютер. Отказ от техники и «уход в лес» лишает ребенка возможности развиваться в мире новых технологий, а, следовательно, делает его неконкурентноспособным в обществе.

Какие советы вы бы дали родителям?

Я бы советовала родителям насколько это возможно пользоваться гаджетами и вырабатывать культуру общения с техникой. Самим родителям обратить внимание на то, чтобы гаджет не занимал основное место в их жизни, не был целью, а служил инструментом, который помогает сделать что-то лучше и быстрее. Взаимодействие с гаджетом не должно вычеркивать все остальные вещи, как в вашей жизни, так и в жизни ребенка: прогулка, рисование, занятие спортом, чтение книги с мамой и т.д.  Показывайте малышу, что связаться со своими родными он может независимо от того, есть ли у него мобильный телефон или нет. Что любую жизненную задачу, он может решить сам, не прибегая к технике, а общаясь с живыми людьми.