Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

 

dscn2373_2554x1915

Протоиерей Андрей Дудин

Промыслом Божиим явлен был в  1383 на Вятской земле чудотворный  образ святителя Николая.

«Некоторый благоговейный муж из ближайшего к тому месту селения, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха   не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе исцелился крестьянин, который не мог ходить. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы, поскольку люди местных деревень узнав о творящихся чудесах от иконы захотели побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню.

На берегу реки Великой, вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся  у сосны где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града  Хлынова. «По времени же довольне града Хлынова начальствуемые от священного чина слышаху чудеса много бываху от от образа Николая Чудотворца, советовавше со всем освященным собором еже бы такое драгоценное богатство чудотворный образ принести во град Хлынов ради многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления.

Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход.

По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха  Макария, в 1554 году, Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской. Проезжая по городам и селам от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса. Великорецкий чудотворный образ прибыл в  первопрестольную столицу в праздник Петра и Павла. У Симонова монастыря встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми Московскими, у Яузкого моста собор духовенства, а у Флоровских ворот Кремля и митрополит Макарий. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где патриарх в присутствии царя и огромного стечения православного люда совершил молебствие. И на следующий день, - говорится в летописи, - в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы…. 

dscn2075_2554x1915

В те годы на Красной  площади  развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного.  По указу царя  один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Для  нового храма и царских вкладов  в российские обители митрополитом маканием были сделаны списки с чудотворного образа. Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось крестным ходом. В Хлынов вятская святыня возвратилась в 1557 году, богато одаренная государем. По возвращении образ продолжал творить множество чудес в вятском соборе.

С этого времени на Руси распространяется почитание Великорецкого чудотворного образа. «От образа же наипаче чудотворения с верою просящим преизобилуют, и много образов с него пишуще мерою и подобием, и ото всех чудотворения быша многим верным». В честь Великорецкой иконы основывались на Руси монастыри. 

В российскую столицу Великорецкая икона снова вернулась в 1614 году, когда Русь еще переживала последствия Великой Смуты. Только что избранный молодой государь Михаил Федорович призвал вятскую святыню в Москву дабы утешить православных горожан в их горе. Продолжавшаяся Смута, вести о сожжении Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем Патриарха сильно волновали русское народ.

В 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала только до начала XVIII столетия, потом ее незаслуженно забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы вновь зазвучали на берегах реки Великой.

Длительные пешеходные переходы в древности, особенно в Вятском крае, населенном языческими племенами, были не безопасны. Следует вспомнить, что Великорецкую икону перенесли в Хлынов собственно из-за частых набегов таких племен. На большое расстояние люди преимущественно передвигались по рекам. Изначально и Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой.. Это обстоятельство в 1778 году побудило Вятского епископа Лаврентия (Барановича) к изданию указа об учреждении сухопутного пути крестного хода. С этого времени маршрут больше не менялся.  И сейчас паломники направляются к месту явления чудотворного образа этим путем. Из Вятки паломники шли пешком заходя по пути в села и деревни и  в них совершая молебны. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское. Прохождение крестного хода через то или иное село было целым событием в жизни жителей села и окрестных деревень. Паломников встречали как трудников, несущих на себе подвиг молитвенного делания. Такое настроение создавало особую благоговейность перед участниками крестного хода.

В XIX веке свои впечатления о крестном ходе, будучи в Вятке, описал  писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. В рассказе «Общая картина» но пишет: «Соборная площадь кипит народом…, но вот раздался благовест соборного колокола; толпа вокруг заколыхалась и вся как один человек, встала….Духовная процессия с крестами и хоругвями медленно спускается с горы к реке; народ благоговейно снимает шапки и творит молитву….Через полчаса берег делается по-прежнему пустынным, и только зоркий глаз может различить вдали флотилию, уносящую пеструю толпу богомольцев».

DSC01961

В начале ХХ века в проводах иконы стал принимать участие военный оркестр. «после литургии, накопившаяся многотысячная масса богомольцев-пришельцев с горожанами, с преосвященным, градским клиром и образами всех церквей, с церковным пением и звуками военной музыки «Коль славен наш Господь» направляется к набережной реки», - рассказывает А. Вознесенский. Как видим,  крестный ход никого не оставил безучастным, здесь и духовенство, и чиновники, и военные, гимназисты и крестьяне.

Особой эпохой в истории Великорецкого крестного хода стал советский период. 23 января 1918 года Советским правительством был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В специальной инструкции к этому декрету говорилось: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». В первые годы советская власть воздерживалась от решительных действий. 3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев и запретить это не было никакой возможности. Но с 20-х годов ХХ столетия след величайшей святыни земли Российской теряется. Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно  исчезла, но вятский народ надеется на ее таинственное возвращение. Исчезновение иконы естественно послужило поводом к прекращению крестного хода. Нечего стало возвращать на берега реки Великой, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество. Официально крестный ход не был запрещен и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. Советская власть, тем временем, разворачивала свою машину атеистической пропаганды. Это  было началом жестоких гонений на Церковь. Многие благочестивые люди, совершавшие паломничество на реку великую претерпели в это время аресты, разные взыскания и мученическую смерть.

Начало Великой Отечественной войны в 1941 году остановило машину массовых репрессий, но не остановило паломничество к месту явления иконы. Новая волна «хрущевского» атеистического погрома накатилась на страну. Снова стали закрывать храмы, снова начались преследования верующих. В 1959 году впервые было опубликовано официальное  запрещение паломничества на реку Великую. Для  «борьбы» с паломниками установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозить как можно дальше от святого места. «В 1962 году, - говорит писатель Владимир Крупин, - шло всего тридцать человек». Остальные паломники в разное время пробирались по два – три человека лесными тропами, чтобы их не заметили. Считать число богомольцев приходивших к месту явления иконы в то время ни кому не приходило в голову.

В 1989 году архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. И власть пошла на уступки. Богослужение на берегу Великой  разрешили, но крестный ход – нет. Было предложено совершить крестный ход от ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого. 6 июня на берегу реки в походной церкви впервые, после многолетнего перерыва зазвучали песнопения Божественной литургии.

Уже  в 1992 году крестный ход пошел своим историческим путем. С каждым годом Великорецкий крестный ход становился многолюдней. «Крестный ход растет численно, - рассказывает Крупин, - старухи-трудники  боялись, и справедливо, что приход молодежи ослабит его молитвенность, строгость, аскетичность. Конечно, деточки на привалах затевают игры, конечно, и молодежи хочется иногда не молитвы, а шутки. Это естественно. Но крестный ход сам по себе подчиняет людей общей мысли, общему устремлению, общей цели».

Распорядок крестного хода трудный: три дня паломники идут к месту явления чудотворного образа и два дня обратно, ежедневно преодолевая более 30 километров пути. Дорога всегда разная: то полем, то лесом, то асфальтная трасса. «Верующий же человек понимает, на что решается: почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать-восемнадцать, ложиться в десять-одиннадцать, в час ночи вставать, в два выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!». Но идут люди, идут и кто побывал на Великой реке в дни празднования явления чудотворного образа у того навсегда останется в памяти этот яркий и одновременно тихий, смиренный, духовный праздник.

258_3226x2419

Ныне 6 июня на литургию, которую на берегу реки в деревянной часовне-алтаре совершает митрополит Марк с собором вятского духовенства, собираются тысячи и тысячи людей. Поет архиерейский хор. После службы водосвятие и крещение желающих. Многие паломники считают своим долгом окунуться в водах святого источника. Для них возле надкладезной часовни устроена удобная деревянная купальня. Этот новый обычай прочно вошел в традицию Великорецкого крестного хода.

Нередко разделить радость праздника в епархию приезжают высокие гости: иерархи русской церкви, губернатор, представитель Президента и министры Правительства России, иностранные гости. Все это говорит о растущем статусе праздника. Неслучайно нашему Великорецкому крестному ходу присвоен статус всероссийского. Значит, снова расцвела древняя Вятская традиция, значит, не забыли вятчане обетов предков, значит, снова сияет над Вятской землей покров и молитвенное заступничество великого угодника Божия  святителя и чудотворца Николая.