Храм Вятки с 300-летней историей

благовещение 1

Евангельское повествование от апостола Луки 

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 26-38). 

благовещение 3

Общий смысл праздника Благовещения 

Слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3,16), теперь эту болезнь разрешает радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты». 

Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства) Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елисаветы. 

Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Николай Кавасила так комментирует эти слова: 

«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле». 

Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет».

благовещение 5  

Краткая история праздника Благовещения 

Праздник Благовещения, посвящёный воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии (Лк. 1, 26-38), у древних христиан носил различные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещение Ангела Марии», — и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование «Благовещения Пресвятыя Богородицы». 

Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Св. Афанасий (IV века) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей. В V и VI веках по причине ересей, унижавших лице Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника, за это время торжество праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения сына Божия и величие Богоматери. Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта. 

птичка на волю

В дореволюционной России существовал трогательный обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру от греха и смерти, выпускать из клеток птиц на волю. 

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
 
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать! 

                    А.С. Пушкин 

 

птичек на волю

Благовестие праздника 

Многие  обращали внимание на время празднование Благовещения. Мы празднуем Благовещение на страстной седмице, мы празднуем его в любой другое время великого поста, порой бывает, что день праздника выпадает, даже на светлую седмицу. Литургическое Евангелие сообразно с выпавшим днем читается каждый раз особенное, уставное. В одном Евангелии радость о спасении мира, надежда, в другом евангельском  отрывке смерть, слёзы Христовы над гробом Лазаря, в третьем благовествование о спасении. Соотнеся праздник Благовещения с другими двунадесятыми праздниками годового церковного круга, мы ясно увидим, что наш церковный календарь не вмещает Чудо, вошедшее в человеческую историю более  двух тысяч лет назад. Не вмещает не только календарь, блюдущий  наше «временное время», не вмещает ни земное пространство, «ни высота, ни глубина» века сего,  не вмещает наша душа, не охватывает наше сердце.  Ибо, то, что произошло не по  законам тварного мира, а по милости Божией, по любви Божией не может  уместиться в железных тисках нашего мира. Благовещение или иначе Пресвятое Зачатие Сына Божьего от Девы Марии и Духа Святого случилось не как Пятидесятница при громах и молниях, оно произошло сокровенно, « в веянии Духа хлада тонка»,  тихо, кротко, как будто рождался, зачинался на земле не Бог, а самый обычный человек. Апостол Павел говорит, что «кто во Христе, тот новое творение». Не просто говорит, что Бог Духом Своим усовершенствовал человека, модифицировал его благодатью.  Нет, учит «апостол языков» не преобразовал энергией Святого Духа, «не отремонтировал» человека, как живую куклу, а даровал возможность стать «во Христе новым Божьим творением». Действительно, как можно утверждать, что Господь всего лишь нас нравственно-физически улучшил, если в Таинствах Церкви Бог нам дал Самого Себя? 

благовещение 2

По человеческим представлениям мы можем себе внушать, что с каждым столетием человечество становится всё лучше и лучше, все образованней и «морально устойчивей». Но это иллюзия. Кровавый 20 век, унесший в войнах и бедствиях десятки миллионов жизней, тому свидетельство. Мы не можем изменить самих себя, не можем сделать себя золотыми и бессмертными из земных материалов. Природа мира навсегда приковала человека к земле, в конце концов, даже вбила человека в земляную яму и придавила сверху каменной плитой. Если дерево будет расти вверх сотни, тысячи лет, и ствол его станет толщиной со стадион, оно и тогда не распустит свои листья и не даст плодов в Царстве Божием. Все плоды, которые оно произрастит, будут падать только на землю. Так и человек. Каким бы он совершенным не был, какие бы великие подвиги не предпринимал, он всё равно умрёт, как умер Лазарь, друг Христов.  Какие бы огромные жертвы не приносил человек, ему не дано самостоятельно  прорваться  через  земные преграды греха и смертные пропасти  к Божественной Славе!  Сам, без помощи Божией, человек может  подпрыгнуть  только до  верхушки церковной ограды. 

Благовещение 6.jpeg

Господь пришёл спасти человека. Но спасти человека без того, чтобы спасти мир невозможно, ибо человек есть средоточие этого мира. Его нельзя одного вырвать из мировых пределов, как нельзя вырвать сердце из груди. Безжизненный труп Богу не нужен! В день Благовещения мир изменился. «Кто во Христе, тот новое творение»,  мы во Христе,  мы живём в мире, мы новое Божье творение, закваска, которая преобразит его  в Райский Сад. История  в благовещенский день стала Христоцентричной. Мир приобрел сущностную потенцию к вечному экзистенциональному  преображению в Боге!

Сегодня и завтра одни  люди пойдут в храм на праздничную Благовещенскую службу, другие будут заниматься привычными повседневными делами, третьи готовиться к спортивным подвигам, иные к свадьбе, прочие к чему-нибудь еще - дела на земле всегда найдутся! - не постигая того, что произошло! Мир во главе с человеком  устремился навстречу с Богом! Сегодня, благодаря подвигу Девы Марии, ответившей Богу «да» за все человечество, мы спасены! Ибо нет ныне в смерти преграды для соединения с Богом.

Если мы посмотрим на мир до праздника Благовещения, то по большому счёту в нем невозможно было жить, не  жить счастливо и беспечно, а просто жить, бытийствовать. Даже самые счастливые люди, самые богатые люди, самые мудрые люди, обладавшие великим «нарядным» сердцем и гениальным, прозревающим через столетия,  умом, они утверждали, что на земле – «всё суета», и богатство «суета», и любовь между двумя людьми – «суета», и семья -  «суета», и здоровье – «суета», и ничего нет под небесами, что не было бы «суетой», ибо, в конце концов, человек – умирал. Каждый умирал один, сам по себе и без возврата. 

После Благовещения религиозное колесо земной истории не просто повернулось вспять. Оно  начало пробуксовывать. Смерть  больше не могла сдвинуть  его с места. Собственно в этом и заключается смысл «последних времен», о которых писали апостолы Петр и Павел. В подтверждении приведет две известные цитаты: Христос – Агнец «предназначенный еще прежде создания мира, но явившийся в последние времена для вас» (1Пет. 1,20), «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр.1, 2). «Последние времена» не потому «последние», что скоро придет конец миру и «небеса возгорятся». Это выражение следует понимать в значении «исполнении времен и обетований Божиих», как и Христос о Себе возвещал Церкви: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 1,10). 

Христос во славе

«Воскресением своим Богочеловек Иисус Христос одолел смерть, вырвал у нее  жестокоразящее «жало». Разве это не завершение многовековой схватки человечества со смертью? «Последние времена» пришли, как конец активного Домостроительства Божьего. Бог сотворил все, что предопределил от вечности: родился от Девы, воспринял полноту человеческой природы, возрос, собрал апостолов, проповедовал приближение Царствия Божьего, пострадал, принял крестную смерть, Воскрес, устроил на земле Церковь, как Свое Богочеловеческое Тело, Вознесся «Одесную Бога Отца», «многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ион. 21, 25).  Пришло «время» человеческого действования во Христе Иисусе в синергии со Святым Духом. 

благовещение 4

В дни великого поста на церковных службах видишь  многие скорбные лица, но эта скорбь чаще всего «высокая», не о себе любимом; чувствуешь, что пробудившееся сердце каждого глубоко молящегося человека жаждет полноты бытия, неземного (буквально!) счастья не для себя только, а для всех живущих на земле. И такое сердце плачет,  плавится как воск, от видения и слышания   «бездны морской» человеческих страданий.

Но разве Бог не ведает об этом? Разве Церковь не молится «о мире всего мира»,  не взывает об избавлении «нас от всякия скорби, гнева и нужды»? Каждым праздником Церковь говорит своим детям: «Мы счастливые люди, ибо у нас есть главное - Воскресение, у нас есть Церковь, и все Таинства, благодаря которым Христос вновь и вновь возвращается в наше сердце. Снова и снова  говорит нашему омертвевшему сердцу: «Лазаре, гряди вон!». Живи, живи, человече, светло празднуй, веселись о Духе Святом, прощай других и будь мужественным!» Православная церковь воспитывает в каждом из нас душу, смотрящую поверх барьеров собственной жизни. Один из русских писателей в дневниках исповедовался: «Я лучше соглашусь стоять на одной ноге на самой верхотуре маленького пятачка высоченной скалы в полном одиночестве и забвении от всех и вся, чем быть мёртвым». Сегодняшний праздник зовет нас: лучше на земле быть последним рабом у жестокого правителя, но быть причастным Церкви и Воскресению Христа, чем жить первым царём на земле до Благовещения! Каждый из нас пусть войдёт в этот светлый праздник, в эти священные дни начала нового мира, новой истории и соединиться в общем хранении и приумножении  "Виноградника Господня".