О трусости и отваге
Преподобномученик Вадим родился в IV веке в персидском городе Вифлапате. Он происходил из богатой и знатной семьи. В молодых годах Вадим был просвещен христианским учением. Святой раздал часть имения и ушел в пустыню. где на свои средства основал небольшой монастырь. Для уединенной молитвы он уходил на гору и однажды удостоился видеть Славу Божию.
В то время персидский царь Сапор начал преследовать христиан. Святого Вадима взяли вместе с семью учениками и ежедневно истязали в темнице, добиваясь, чтобы они отреклись от Христа и поклонились солнцу и огню. Но преподобный Вадим и его ученики твердо держались христианской веры. Четыре месяца пробыли исповедники в тюрьме. Все это время святой Вадим был духовным вождем и опорой для христиан, живших в Персии.
Один из царских приближенных по имени Нирсан, исповедовавший христианство и даже перенесший за это заключение в темницу, не выдержал испытания и отрекся от Христа. Он обещал выполнить любое повеление царя. Сапор потребовал от Нирсана, чтобы он собственноручно отсек голову святому Вадиму. За это он обещал ему прощение и награду. Нирсан не смог побороть в себе страха новых мучений и согласился ступить на предательский путь Иуды.
Когда к нему привели святого Вадима, он взял меч и направился к нему, но, обличаемый совестью, Нирсан вдруг затрепетал и как бы окаменел. Святой Вадим сказал ему: «Неужели твоя злоба, Нирсан, дошла до того, что ты не только от Бога отрекся, но и рабов Его начинаешь убивать? Я с радостью скончаюсь в мучении за Христа, но не хотел бы принять смерть от твоей руки». Ожесточившись, Нирсан ударил мечом. Но руки его дрожали, и он не смог сразу отсечь голову святому, так что огнепоклонники персы стали называть его трусом. Преподобномученик Вадим стоял неподвижно, перенося страшные удары, пока убийце не удалось, наконец, отрубить ему.
Назидание
Согласно житию, стойкость святого произвела впечатление на язычников, и, хоть Нирсану и заплатили обещанное, радости это ему не принесло — мучимый совестью, он вскоре покончил с собой, пронзив себя мечом. На тот раз он не промахнулся. А для нас эта история знаменует простую истину: трус он везде и всюду трус и в темнице, и на судилищном помосте, и с мечом в руках, и наедине с самим с собой. Судьба труса – судьба самоубийцы. Даже благородному мученику Вадиму было зазорно принимать смерть от его дрожащей, слабой руки.
Сила Божия
Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249–251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам. Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя.
Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями — Африканом, Максимом и Помпием. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Господь укрепил их нравственные силы духовным видением. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких других смертоносных насекомых. Днем тюремщики через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Фортунатиан приказал заклинателям забрать всех гадов и аспидов.
Когда заклинатели пришли к темнице и стали говорить обычные свои заклинания, змеи и насекомые не послушали их, но с великою яростью все устремились из открытых дверей на своих заклинателей и поразили их до смерти, а также и всех любопытных. После сего святые были приведены в судилище, и правитель, увидев их невредимыми, пришел в ярость и приговорил их к усечению мечем.
Назидание
Вот уж верно! Какой бы могучей силой не обладали почитатели нечистых духов, сила Божия «совершает в немощи человеческой» великие чудеса и побеждает всякую неправду. Зло ограничено пространством и временем, а Добро бесконечно и вечно. Пожалуй, этот отвлеченный богословский довод в пользу Добра на примере победы мученика Терентия может стать весьма весомым для современного человека, боящегося не продешевить в своем выборе земного пути.
Голос правды
Священномученик Антипа – ученик святого апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54 – 68). В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.
- «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2:12 – 13).
Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам. Антипа ответил отказом.
Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Слыша его молящийся голос, жрецы пришло в еще большее неистовство. Была бы их воля и возможность, они бы вытащили святого из огня и растерзали бы голыми руками.
Вскоре, заключенный в бычье раскаленное чрево, епископ Антипа отошел ко Господу. Ночью христиане взяли не тронутое огнем его тело и с честью похоронили в Пергаме.
Назидание
Злоба человеческая редко удовлетворяется страданиями тех, претерпевает за правду. Людям хочется, чтобы этот человек, вставший на их неправедном пути, был полностью уничтожен, сожжен, вычеркнут из жизни навсегда. Ибо, даже устроив для святого страдальца самые невыносимые условия для жизни, например, бросив его в раскаленную печь медного быка или в топку паровоза, как это делали чекисты, они, мучители, страдали от самого голоса мученика, горящего в огне. Словно этот голос выжигал их мозг раскаленным железом. Так неправде во все времена невыносимо слышать голос Истины.