Храм Вятки с 300-летней историей

8312

Читая жития равно, как древних, так и новых святых, нередко удивляешься, как это подвижники благочестия до самых преклонных лет смогли сохранить ясность ума, крепкую юношескую память и способность к глубоким умозаключениям? Почему-то маразматиков среди святых не бывает, а болезнь Альцгеймера обходит их стороной. Причина находится на поверхности. Она в образе жизни. Святые пребывают не в скоротечном посте, обусловленном церковным календарем, а в перманентном. Их покаянный труд, метанойя, продолжается  триста  шестьдесят пять дней в году, всю жизнь, какой бы ни была она длинной или короткой. Собственно, покаяние и переводится с греческого языка, как перемена образов (переосмысление фактов), владеющих умом. Что это за «образы ума»? Это система доминантных сигналов – вербальных и невербальных - полностью определяющих земное существование человека. Проще говоря, те привычки, правила поведения, сумма знаний о жизни, способы самореализации, социальные навыки, слепки увиденного, услышанного, прочувствованного - энграммы «мира сего», которые каждый из нас тащит за собой с самого детства до гробовой доски. Некоторые из них помогают человеку достичь евангельского идеала, но большинство, увы, только мешают духовному преображению «во образ Христов». Именно поэтому в наших мыслях царит информационный, подлинно греховный хаос!

 chaser2_thumb

И это не результат злого намерения родителей, педагогов, наставников, школ  и институтов, не сумевших оградить ум ребенка от губительного влияния «мирских образов», а следствие базовых условий самой земной жизни, да и бытия вселенной в целом, продолжающей свое движение после грехопадения, этого первобедственного акта в метаистории всего человечества. Как сказал апостол Иоанн: ««Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2.15-17). Другими словами «все, что есть в мире» - разобщено, раздроблено, смертно; осколки мира, «образы» мира, разлетаются по всей вселенной с начала грехопадения в разные стороны. Поэтому и сам «образ мира» в нашем сознании мозаичен, неполон, смят, искажен со страшной силой. Собрать его воедино и увидеть подлинную картину мира способно только покаяние – метод перемены образов, владеющих умом.  Не нужно думать, что этот умный процесс одномоментный, «одноразовый». Напротив, он интегральный, пожизненный. И благодатный! Покаяние – не однократная процедура, подобная  акту  «просветления», «самадхи»  в буддизме и индуизме, а  многоступенчатое, иерархически выверенное,  «умное делание», обнимающее весь путь христианской жизни. Об этом довольно ясно и говорится в процитированном апостольском послании.  Освобождение от мертвящих образов мира совершается последовательно - от внешнего к внутреннему; от  «похоти плоти, похоти очей»  к преодолению корня человеческого греха  - «гордости житейской». Но сегодня  наш разговор не о глубинах покаянной практики Святых Отцов, а об одном важном для современного человека косвенном, «прикладном»  значении покаяния, как  духовной самодисциплины. Оказывается, покаянный труд в системе поста не только приводит человека к вратам Царства Божьего, но и деятельно  способствует ясности и цельности рационального мышления, что в наш цифровой век, заточенный под  «кремневые» мозги, ценится большинством, как абсолютное «бинго», превосходство! Давайте, посмотрим, как же «работает» православный пост для увеличения нашего ментального потенциала.

 20070320lampen01

Вы слышали выражение «закостеневший ум», так вот - это ум не просто остановившийся, а плавно  отъезжающий «в страну невыученных уроков». Человеческий мозг никогда не стоит на месте. Он или движется вперед или катится вниз. Его деятельность похожа на движение по эскалатору, идущему вниз, тогда как мы по нему поднимается наверх. Стоит нам остановиться на мгновение, как мы тут же автоматически оказываемся на несколько ступеней ниже. Таким образом, чтобы подняться на другой этаж, нам нужно постоянно двигаться со скоростью выше эскалаторной. Может быть, кому-то не нравится такая «автоматическая» работа нашего мозга, но, что есть, то есть, другого нам не дано. 

Вы заметили, что чем старше вы становитесь, тем с меньшей охотой берётесь за ту работу, которая для вас непривычна или связана с большой концентрацией внимания и освоением незнакомых навыков? Здесь нет никакого секрета. Чтение любимых газет и журналов, в том числе и православных,  работа по хорошо знакомой специальности, использование родного языка и общение с друзьями, которые вас хорошо понимают, посещение излюбленных мест досуга, просмотр любимого фильма… — всё это, так всеми нами любимое, приводит к деградации мозга. Наш мозг — ленивый трутень, и поэтому стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путём создания своеобразных «макросов» — программ, которые вы выполняете по шаблонам. 

Биолог Ричард Симон в начале позапрошлого века назвал эти программы «энграммами» — физической привычкой или следом памяти, оставленным повторным воздействием раздражителя. Энграммы можно представить в виде тропинок, которые нейроны «протаптывают» в нашем мозгу, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг. Иногда эти тропинки превращаются в дороги, а затем и вовсе в автобаны, как например, у некоторых умельцев, собирающих кубик Рубика со скоростью пулемета. 

С одной стороны, это отличная способность — действительно, зачем тратить лишнюю энергию для осуществления однотипных действий? Однако обратная сторона этой способности — снижение гибкости нашего мозга. Дело в том, что чем дольше мы пользуемся энграммами, тем меньше работают базальные ганглии в нашем мозгу. Базальные ганглии  — комплекс подкорковых нейронных узлов, расположенных в центральном белом веществе полушарий большого мозга. Они  участвуют в процессах интегрирования чувств и мыслей, а также в регулировании двигательной функции. Их основное значение - вырабатывать нейромедиатор ацетилхолин, помогающий нейронам «прорубать» новые тропинки среди информационного шума нашего мозга. Они одинаково работают у всех людей, что у святых, что у нас, грешников.

 44439637

Вспомните свою дорогу на работу, в школе или в любимый храм. Если вы ездите по одному и тому же маршруту больше полугода, то ваши действия становятся настолько автоматическими, что параллельно вы можете выполнять и другие действия — читать, набирать смски по телефону, отвечать на почту. В любимом месте вам не придётся выжимать из себя ацетилхолин и думать над тем, что вам делать и куда пойти, вы уже знаете наизусть всё пути и выходы. За фальшивой улыбкой друга вы сразу же узнаете тревогу, и вам не нужно будет напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы. 

Казалось бы, зачем всё это менять? А затем, что наша жизнь — непрерывный источник изменений, не поддающихся нашему контролю. К большей части из них нам приходится приспосабливаться, и в этой «гонке» выживает тот, кто быстрее остальных приспособиться к изменившимся условиям. 

Гражданина могут сократить на работе; задачи предприятия, на котором он работает, могут измениться и от него потребуется овладеть новыми навыками (и если он не справитесь, его, опять же, сократят); он может поехать в другую страну и ему придется выучить  язык ее жителей. Причин,  изменяющих нашу жизнь, может быть миллион! 

Поэтому пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать. Представьте, что мозг — это бетон, который через какое-то время застынет. Образ «затвердевших» мозгов станет понятней, если вы посмотрите на многих 70-летних стариков, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки всё новое, выполняющих годами однотипные действия (или воспроизводя шаблоны мышления). Эти «тропинки» в их головах превратились в норы и тоннели в скальных породах, и «прорыть» проход в соседнюю пещеру практически невозможно.

 balancing-rocks-068

Поэтому наша  задача — постоянно перемешивать эту «мыслительную смесь», не дать ей затвердеть. Как только мы расслабляемся и начинаем использовать энграммы, какая-то часть нашего мозга затвердевает, и мы даже не замечаем этого. 

Что делать для того, чтобы остановить «эскалаторную»  деградацию нашего мозга? Психологи и нейроученые, кроме действительно эффективных способов, таких, например, как творчество, изучение иностранных языков, напряженная умственная деятельность,  предлагают множество «смешных» приемов против ментальной деградации: не перечитывать любимые книги, не смотреть фильмы повторно, добираться до работы разными маршрутами, путешествовать по свету, не посещать одни и те же места отдыха, искать новых друзей и знакомых, завести собаку или хотя бы африканскую улитку. Мы называем их «смешными» потому, что они, может быть, и помогают в юном возрасте держать ум вертикально, но в зрелых годах и старше, эти способы, что мертвому припарки. 

Впрочем, ученые,  справедливо отмечают, что настрой на постоянное критиканство, всегда готовое сорваться осуждение, это тоже ничто иное, как свидетельство начавшегося снижения умственной вертикали. Вам это надо? Нужно перестать критиковать. «Какой неудобный стул!», «Какая отвратительная афиша!», «Какой медленный лифт в этом доме!», «Какой неприятный шрифт в молитвослове!», «Какой сегодня день мерзкий!», «Какой пост петропавловский в этом году долгий!», «Какой сахар нынче несладкий!» - эти и тысячи других восклицаний на  страницах социальных сетей, из уст знакомых и наших собственных являются индикаторами сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни. Изменениям, которые, чаще всего, мы не  можем изменить никогда.  Гораздо полезнее, благоприятнее для нашего собственного духовного развития будет принять эти жизненные изменения и мотивировать ум продолжить жить в новой реальности. Вспомним, Господь в Откровении говорит: «Се, творю все новое!» (Откр. 21.5). Готовы ли мы будем принять эту новую реальность Царства Божия, когда увидим «новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21.1), если всю жизнь только и делали, что противились любым жизненным, природным или бытовым переменам?

 98696262_large_2VSN_0732

И нужно перестать, а в пост особенно,  вешать на людей «ярлыки». Это очень удобно — вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил — поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному грешному типу. Плохо постует? Разгильдяй! Выпивает с друзьями? Алкоголик! Смотрит телевизор? Бездельник! Не ходит  в храм? Безбожник! Каждый из нас находится под действием, может быть, ещё большего давления жизненных обстоятельств, чем тот же Родион Раскольников, однако многие находят его размышления, описанные Достоевским, интересными, а соседская, разведенная женщина, воспитывающая двух детей, - чем-то пошлым и не заслуживающим внимания.

Но самым действенным, прямо таки «волшебно-могучим», способом постоянно тянуть свой ум вверх, не опускать ментальную планку, является покаяние, ментально-духовная работа по гармоничному структурированию образов, владеющих нашим умом. Или говоря по- гречески – духом, ибо по гречески «дух» или «ум» это одно слово – «нус». Покаяние или перемена образов, владеющих умом, это не метод вычеркивания прошлого жизненного опыта, сжигания на огне слезной молитвы грешных картин юности, уничтожения части своей памяти, а значит, и своей личности.  Это освобождение с помощью «поста и молитвы», созерцания и духовных упражнений, исполнения закона Божьего и нравственных правил, долженствующих перейти в добрые привычки, от  тяжелого диктата грешных энграмм, деструктивных следов в памяти.

Как же «работает» покаяние на благо разума? Приведем аналогию из компьютерной области. Реестр – это основа любой операционной системы. По мере работы в реестре появляются записи – в нашем случае это и есть те самые «образы, владеющие умом» - о новых установленных программах, устройствах, настройках. Здесь же сохраняется информация и об удаленных программах, которые оставляют за собой многочисленные хвосты.  С течением времени в реестре появляется все больше и больше мусора. Неудивительно, что со временем операционная система начинает выдавать все больше и больше ошибок. Она становится крайне нестабильной, «синий экран смерти»  появляется все чаще. Для предотвращения этих системных ошибок требуется проводить регулярную чистку реестра или его оптимизацию. Этот процесс выправляет логическую структуру реестра, а значит, приводит к устойчивой работе всей операционной системы. Покаянный труд это и есть путь «оптимизации» нашей умной «операционной системы». В процессе покаяния от греховного «мусора» и «вредоносных программ-вирусов», то есть деструктивных образов,  очищается не только дух, но и физический носитель ума – мозг человека. Он, освобожденный от жизненного шлака и приведенный в порядок духовной «дефрагментацией», то есть постом и молитвой, начинает показывать высокую работоспособность до самой глубокой старости, не снижая качества памяти и глубины дискурса. Можно привести и другой, более простой пример, пусть он и грешит чрезмерным упрощением. Для нас сейчас это не так важно. Когда мы наводим порядок в кладовке, расставляя все предметы на полках по своим местам, то мы ясно видим, что у нас есть, чего катастрофически не хватает в нашем хозяйстве, а  что можно и просто выкинуть на свалку, тем самым структурируя пространство кладовки для более удобного и быстрого пользования и освобождая место для новых вещей.  Подобные положительные перемены происходят и в нашем уме, не только в духовной, но и в рациональной его части, направленной на постижение реальности, когда мы вступаем на путь покаяния или, говоря иначе, начинаем овладевать методом духовно-логического структурирования «образов» - земных феноменов, «владеющих умом», накопленных мозгом  за всю нашу сознательную и бессознательную жизнь. Благодаря процессу покаяния, пусть не смущает наших читателей это слово «процесс», мы осуществляем, актуализируем свою жизнь наиболее созидательно, полноценно, творчески, многоцветно; действуем в пространстве видимого мира намного успешней и спасительней для ума и сердца. Наследовать Царство Небесное – это прекрасно! Это главная цель человеческой жизни, но еще прекрасней и «умней», чтобы жить не только кроткой надежной на загробное воздание, но уже здесь на земле познать, почувствовать и воплощать по мере сил  тихие отсвете  грядущего Града Господня – Небесного Иерусалима. Это, собственно, и есть цель всего покаянного процесса.

О покаянии написаны тысячи книг и статей, откроем же, хотя бы одну из них, например, вот эту – Авва Дорофей «Душеполезные поучения». Книгу можно скачать тут: http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htm

____20130304_1081687206