Храм Вятки с 300-летней историей

 PreobrazhenieIcon

Краткая история праздника 

Праздник отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других. Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 19 августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. 

 Зачем на Преображение освящают земные плоды? 

Со времен апостольских Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу с произнесением при этом особой молитвы. 

В начале все создания Божий были «добры зело», так как на них почивало Божие благословение. Но первозданный человек преступил заповедь Божью и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятье Божье нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3. 17). Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке - человеку вещественные средства к блаженству, - эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии стали враждебны человеку, покорившему их суете. Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. 

Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших желаний, не «в пищу тления и смерти», но в истинную радость возрожденного благодатью человека. Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды, даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил их жизнь в покое и достатке. 

f439

Общий смысл праздника 

Никаких сияющих полков серафимов и херувимов не было видно за человеческими плечами Сына Божьего. Он был один. Почти один. Среди сотен и сотен современников, прошедших мимо невидного человека из Назарета или временно пристроившихся за Ним в чаянии бесплатной еды и «знамений с небес», нашлась лишь малая  разрозненная и возрастом и образованием и положением в обществе часть людей, уверившихся в Его мессианском значении.  Сердца этих «чудных рыбарей» через  века фарисейский мудрости и предрассудков, «жестоковыйных» кривотолков Закона, преодолев все  соблазны царственного образа еврейского Мошиаха, распознали в уничиженном виде Христа обещанного Спасителя мира! После того, как апостол Петр исповедал Иисуса Христа перед всеми учениками Сыном Живого Бога, ему и еще двум ученикам, ради укрепления веры в грядущих испытаниях, было дано увидеть подлинную славу «Единородного от Отца»! 

«В те дни, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (Мк. 9, 2-8)

Христос взял с собой на гору  трех любимых учеников. Во время продолжительной ночной молитвы, утомившись, они задремали.   Благодать  разбудила их, и они увидели Учителя Преображенным. У Христа сияло не только лицо и тело молниевидным светом, но даже одежды его были наполнены  божественным сиянием. Они светились в ночной темноте подобно яркому солнцу. Он весь был объят белым огнем. Он был как неопалимая купина - «горел, но не сгорал». Вечность или мгновение миновало. «Внезапно» ученики пришли в себя и увидели своего Учителя, одиноко стоящим на вершине темной горы под ночным Галилейским небом в своем повседневном дорожном хитоне. И только звезды были похожи на искорки, на дальние всполохи  ушедшего Неведомого Света. Но радость, радость в сердцах апостолов осталась! И эту радость невозможно было отнять никому и никогда.  Они были свидетелями Божественного откровения! 

Transfiguration-fresco-Visoki-Decani-Monastery-Serbia

Нет никаких оснований сомневаться, что Божество Христа было хоть на краткий миг скрыто от ангелов.  Священное сияние Его Духа с рождественской колыбели до смертного часа на Кресте изливалось в мир дольний и горний непрерывно. Но земными глазами этот нетварный Фаворский  свет было увидеть невозможно. Поэтому, по сути, на горе Фавор в первую очередь «преобразились» сами апостолы, конечно, не своей человеческой силой, а по благодати. Бог «отверз» им очи и они увидели истинное положение вещей и место Христа во Вселенной зримой и незримой. Моисей и Илия беседовали с Ним. Величайший Вождь и Боговдохновенный Пророк склонили перед  Учителем свои головы. 

Христос скрывал  Свое Всемогущество и Славу, чтобы дать людям свободным небоязненным образом проявить к нему веру и любовь. Фаворский свет - это яркое «доказательство» Божественности Сына Человеческого. Но Господь таких «доказательств» веры не любит.  Поэтому, явившись апостолам Петру, Иакову и Иоанну, буквально - в Своем  естественном и вечном виде - он выразил свою  божественную и человеческую уверенность в их вере и крепости духа. Они идут за Ним не потому что  за Сыном Человеческим  полки грозных ангелов и вся мощь  Яхве,  способная во мгновение ока уничтожить всех врагов Израиля. Они любят Его, как Человека, как Учителя и Спасителя мира, принесшего в земной мир, полный боли и бесчувствия, милосердие и надежду, всепрощение «к падшим» и сострадание  к «врагам», «глаголы вечной жизни» и непреложное обещание победить Смерть, уничтожить природный разрыв между человеком и Богом! 

105533.b

Благовестие праздника 

Незадолго перед Своим арестом и казнью Господь Иисус Христос взял трех апостолов Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Когда они поднялись на гору, то Христос поднялся на горный склон чуть выше для молитвы, апостолы же отягченные ночным переходом, уснули, но вскоре внезапно пробудились от яркого молниевидного света, исходящего от Учителя. Он преобразился перед ними весь, так, что заблистало не только лицо Сына Божьего, но и его белоснежный хитон  ослепил глаза апостолов небесным сиянием. 

Православное богословие осмысливает фаворское событие однозначно: в последние времена, когда Бог придет на землю, Он преобразит всякую плоть, всякое существо, способное откликнуться на Его любовь и войти во Славу Божию. Не только человеческое сердце будет гореть как терновый куст, но и всякая тварь, как второе человеческое сердце, будет пребывать в этой светоносной Божественной Славе. 

Во время Преображения апостолы созерцали не только внешние блестящие ризы Христа. Им было даровано воспринять благодатный свет всем человеческим существом. Вспомните о преображении зимой посреди леса всероссийского старца Серафима Саровского, о котором писал Мотовилов. Преподобный Серафим преобразился подобно Христу и Мотовилов, друг святого, не мог разглядеть его сияющего светом лица, как некогда апостолы не могли увидеть лица Сына Божьего. Мы знаем записанной  беседы, что Мотовилов пребывал в духовном восхищении. Он говорил о сердечной сладости, о необыкновенном неизреченном  запахе, который обоняли его ноздри. То, что произошло в русском лесу зимой в России в 19 веке, происходило и на Горе Преображения и апостолам было дано пережить этот внутренний праздник Преображения. Именно поэтому апостол Петр от такой необыкновенной радости, которая истончает сердце, так что человек, пребывая в таком счастье, не знает, что же ему делать, как ему дальше жить, к чему устремиться, и он говорит первые слова, приходящие на ум: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать» (Мк. 9. 4-5). Петр совершенно забывает о себе, о своей самости, о своем счастье, обо всем, видя только перед собой победную Славу Преображения. 

Фаворское  событие относится не только к тому, что произошло при земной жизни Спасителя. В грядущих эсхатологических временах  произойдет подобное событие, только уже не локального, а космического масштаба. Из «Откровения Иоанна Богослова» и некоторых слов из посланий апостола Павла о всепреображающих  небо и землю событиях известно немного. Настанет час, когда души человеческие и весь мир земной, будут «пояты» Господом Иисусом Христом и возведены на  вселенскую Гору Преображения. И мы, будучи «отягчены сном», не привычным сном, а таким состоянием, когда душа словно  спит, пробудимся и станем причастниками  Славы Божией.  

Духовным языком праздника Преображения Церковь нас наставляет и утешает: когда Господь вел апостолов на Фавор, Он не ждал от них чрезмерных духовных подвигов, Он не предписал, чтобы они для грядущего события построили прекрасный храм на вершине горе.  Он ничего от них не потребовал, только сказал:  «Пойдемте со мной, помолитесь, сколько сможете». Другими словами, он возвестил: «Будьте со мной в любви, будьте свободными, если можете, беседуйте с Моим Отцом, беседуйте с Богом». 

3876203_large

Вечное Преображение, неизреченная Слава Божия будет дарована людям не как конечный результат титанических усилий человеческого духа. Она по изъяснению Святых Отцов  станет  бесконечным даром Любви и Благодати Святой Троицы что никакой человеческий труд,  пусть это будет подвиг столпников или Иринарха Ростовского, носившего в течение всей свой подвижнической жизни 144 медных креста, весивших больше пуда. Никакое человеческое действие, если даже мы все наши молитвы сольем в одно море, все наши подвиги, все наши вериги соединим  во едино - все это будет ничто перед даром, уготованным для людей Богом на Горе Вселенского Преображения. От нас Он ждет только одного, чтобы возрастали в любви к Нему и друг к другу, чтобы мы как дети шли за Ним «ночной темноте» бытия, не размышляя о предстоящем Преображении, но принимая участие в жизни Христовой.  

Божественному Свету не дано исчезнуть из мира среди насмешек толпы, поношения разбойников, жестокой радости старейшин под равнодушным солнцем Иерусалима. И он не исчез, и воссиял из трехдневного гроба. Воскресения свет, еще тайный, еще еле видимый сквозь гробовые щели мы празднует в сегодняшний праздник Преображения.  Именно этот Фаворский свет каждый год в подтверждении победы над смертью в Великую субботу зажигает  белые пучки свеч патриарха  и яркими электрическими всполохами играет под куполом храма гроба Господня. Не всегда темное небо будет властвовать над землей. Пасха грядет!

565161