Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

616905-R3L8T8D-650-the-moon-through-north-window-arches-national-park-utah-united-states

Преисподняя и Аваддон – ненасытимы, так ненасытимы и глаза человеческие. Мерзость пред Господом дерзко поднимающие глаза и неразумны невоздержанные языком. 

 

Притчи Соломона 27 гл. 20 ст. 

Придет время и люди создадут возможность квазиприродного пребывания, если пожелают, всеми  пятью  чувствами в любой части мира, как,  например, сейчас есть возможность через веб-камеры увидеть улицы множества городов, парков, культурных объектов и даже частную жизнь космонавтов на космической орбите: http://priroda.inc.ru/tv/web/web_kosmoc.html. Но сегодня визуальная виртуализация сознания только набирает обороты. 3D фильмы, стереотелевизоры это только начало. Почему?

 618905-R3L8T8D-650-self-portrait-in-space-aki-hoshide-earth-reflected-in-helmet

Что такое это сила видения? Муравьи не зрят звезды, цветовая кошачья гамма мира отличается от собачьей. И  такая разница в мировидении  существует не только у животных, но и у людей. Среди нас есть не только близорукие, но и дальтоники и тоники, люди видящие мир по частям, но не могущие собрать его целиком. Глаза можно обмануть. Все мы знаем такие обманные картинки, глаз может не  отличить восковое яблоко от настоящего. Иллюзию подстерегают нас повсюду.

еще цветная картинка  

Перед вами оптическая иллюзия. Пристально посмотрите на  черную точку в центре картинки.  Ниже вы будите видеть полосу времени, как только полоса достигнет  крайней точки,  негативная  картинка перейдет в черно-белую, но Вы на какое-то время будите видеть цветную картинку.

Перед вами оптическая иллюзия. Пристально посмотрите на  черную точку в центре картинки.  Ниже вы будите видеть полосу времени, как только полоса достигнет  крайней точки,  негативная  картинка перейдет в черно-белую, но Вы на какое-то время будите видеть цветную картинку.

Мы видим, например, стол с трех сторон, а невидимую для нас сторону достраиваем умной силой души. Поэтому эти и другие факты доказывают, что зрение это акт, сопряженный с интеллектом, это интеллектуально-чувствительное делание. Наше видение зависит от способностей нашего ума. Конечно, строение глаз у кошки или  собаки  отличается от человеческого физиологически, но главное отличие в другом -  в ментальной обработке входящих образов. Мозг, как призма через которую мы познаем мир. Для нас это очевидно! Не будет брать частности органического поражения зрения. Поэтому первый вопрос:  почему именно о зрении как ненастном аде и Авадоне, говорит премудрый Соломон? Почему он не говорит о его ненасытности как о Рае? 

Соломон утверждает ненастность глаза в приложении к воздержанию (дальше он говорит об удерживании языка), к нравственному закону. Для нас это  важно как отправная точка для размышления. Вспомните событие с гадаринским бесноватым. «Легион» бесов вмещала его природа. Природа, а не личность. Когда бесы вышли из него, то они погубили огромное свиное стадо. Но, если столько зла вмещалось в душе этого человека, не будучи для этого созданной, то, сколько же добра может вместить душа,  сотворенная Богом для любви и славы Христовой? Сколько ангелов на кончике души? Бесконечное число! Душа ненасытна и бездонна, как Бог, ибо создана по Его образу и подобию. Вот точно же можно и должно утверждать, что, если глаз человеческий «ненасытен» для зла, то, следовательно, тем более  он «ненасытен» и  для добра!  

Подумаем вот о чем. Уши нельзя захлопнуть наглухо, ноздри сплющить крыльями носа, кожей перестать чувствовать ветер, положить пищу в уста и обесчувствить нёбо, только глаза, акт видения,  мы может остановить личным усилием воли. И это не случайно.   Зрение самое важное среди прочих чувств. Когда Ева возжелала, то, прежде всего она увидела запретный плод! И Адам, только увидев  в первый раз Еву после создания, еще не осязав ее, не обоняв, еще не услышав ее прекрасный голос, сразу вскричал: «Это плоть от плоти моей!» Песнь любви в раю! Акт познания первый человек отождествил с актом видения! И не прогадал! Это было истинное, а не ложное познание. Даже о Боге сказано: « И увидел Бог, что это хорошо весьма».  Не услышал опять же, не обонял, как жертву хваления, а увидел! Внешний мир «видимый» Богом – был прекрасен! И ангелы видели этот мир и восхваляли Творца! Большинство как ветхозаветных и новозаветных пророчеств даны нам в образах, а не в звуках. Можно умножить факты о первостатейности зрения, но думаем, что и этих будет достаточно.

  слепой 4

Когда первые люди согрешили, они  утратили великий дар зрения-созерцания. Адам и Ева до грехопадения не прибегали к силе воображения. Она им была не нужна. Об этом пишут все богословы-аскеты. Они хотели и созерцали-видели любую точку как земной, так и духовной реальности в любой время, ибо не ведали ни сна, ни тревог. После же грехопадения у них эта сила отнялась и потому  они спрятались под куст, ограничили свой кругозор, и Бога не видели ходящим по раю, а только «услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3. 8).  Люди потеряли дерзновение духовного видения. 

Что же мы видим? Линии, точки, углы, изгибы, другими словами множество графических  форм и цветов. Когда Адам узрел Еву, то он не увидел свое облагороженное зеркально отражение, он теоретически не знал ни золотых пропорций, никаких внешних  критериев красоты. Откуда тогда эта радостная песнь любви? Дар Божий, как один из духовных элементов мышления-сознания. Примеры такого онтогенеза есть. Это ангелы. Уж про них никто не скажет, что они произошли, скажем, от звезд! Они духи не видели нового мира, но когда созерцали его творение, то воспевали хвалебную песнь. Это, конечно, не научный аргумент, но у науки свое ягодное поле. Собирая грибы в лесу, мы может обойтись без всякой науки, достаточно опыта бывало грибника.   Ангелы созерцали доселе небывшую материальную красоту. Это тоже Дар Божий, как совесть, например. Вспомним евангельского слепорожденного. Он не учился видеть после исцеления Христом, как ходить и красоте его тоже никто не учил, но он, освобожденный от тьмы, сразу стал прекрасно постигать формы красоты! Это работа души-сознания. Мозг больше занят обработкой  поступающих данных, как процессор. Следовательно, душа наша умеет из элементов мира – линий, точек, углов, видеть-собирать формы и обладает внутренним талантом постигать красоту этих форм. Другими словами Бог доверил именно зрению особенную совершенную силу для познания мира! Это средоточие, седалище, царственный трон для ума! Ангелы не ведают осязания, да и запахи им вчуже, у них нет тел, они во многом разнятся с нами в чувствах, но способность видения нас с ними роднит. Итак,  если зрение так важно, то скорей всего не само по себе, не сами акты зрения, ибо  хотя земляной червь не имеет глаз, но у него есть чувствительные клетки на поверхности тела. Это дает ему возможность отличать свет от темноты.   

Итак, зрение очень важно, но не по устройству глаз, а по устроению души человека.  Чудо видения Бог тотально, непосредственно и преднамеренно связал, скрестил с глубиной души!  Именно в зрении Он даровал человеку, говоря техническим языком, «толстый канал связи»  души с миром, а раз так, то значит выражение «глаза – зеркало души» не просто красивая фраза, а онтологически точная формулировка  душеустроения. Не говорят же, нос - зеркало души!

 sovietgeniuses33

Слух можно насытить, обоняние утолить (долго ли вы пробудите в парфюмерном отделе?). Долго ли человек может оглаживать деревья, пропускать сквозь пальцы песок, погружаться в ощущения, связанные с водной стихией? Это все добавочные «каналы» познания. Второстепенные. Они не связаны непосредственно с душой, так как зрение. Бог устроил такой порядок. Вопрос хороший - зачем? Ответ очевиден. Если что-то важно, значит этим что-то, мы должны нечто важное воспринять. Значит в нашем мире самое важное это его образ! Возможно, в нем есть нечто такое, что влечет к вечности. Сказал апостол: «проходит образ мира сего», образ, а не запах. Явится, значит,  другой образ.  Это не отсутствие образного строя.  Все чувства обрабатываются мозгом. Об этом ярко свидетельствует пример человека утратившего обоняние, но «чувствующего» запах кофе, шоколада. Это фантомы ментальных  воспоминаний. Но еще раз спросим, что же тогда значит эта  ненасытность зрения? 

Ненасытна сама душа человеческая!  В этой смотрительной ненасытности очень ярко проявляется ее богоподобное свойство. А это в свою очередь значит, что образы мира (а образы мира, созданные Богом - суть овеществленная любовь Божия, личностная  опосредованная энергия Творца) несут душе огромное блаженство! Смотреть, видеть, созерцать - это дух захватывает! Так вот энергия этих образов не может насытить душу не только потому, что сама душа ненасытная, но и потому что образами даже временного падшего мира невозможно насытиться, ибо они не имеют предела в своей тварности.  Хочется снова и снова видеть, смотреть и созерцать этот Божий мир! Горы и холмы, моря и звезды, дожди и грозы! Весь мир в подробных мелочах и целости необозримой! И фильмы, и спектакли, и полки ангелов и лица любимых, и нетварный свет, и третье небо, все духовные «восхищения» связаны с актами видения! Ибо «видит» сама душа! Вспомните Матрону московскую. Она была слепая, но видела этот мир духовными очами, зраками души! Вспомните сотни случаем видения святыми того, что происходило за сотни и тысячи километров. Это тоже все примеры душевидения. Есть примеры того как святые видят в полной темноте подобно кошкам и зорко подобно орлам даже обычными физическими актами. Видят далекое прошлое  и созерцают будущее! Будущее не только нашего мира, а даже и грядущего Царства Небесного: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.  И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21. 1-4).

  слепой 2

Итак, рассмотрим подробней, чем же душа не может насытиться и почему? Разве образами этого тварного мира? Нет,  это не просто сила образов, а сила их логосов-идей, неистощимая и сопряженная «неслитно и нераздельно, неразлучно и неизменно»  с божественной волей-энергией, с благодатью Троицы Святой. Они сами по себе бездонны! Бог стал человеком. Божество «соединилось» с материей. Это не пантеизм, ибо не Сущностью, а через свою волевую нетварную энергию Господь вочеловечился на земле.  Акты константинопольского собора, принятые вселенской церковью, как вероучительные, свидетельствует нам об этом. Церковь говорит об этом чуде  образно-символическим языком поэзии. Пещера - вместила Сына Божия, атом - насытился Божеством. Так только и можно или поэтически или антиномически говорить о тайне Боговоплощения. Материя, как и человек, создана с потенциальной возможностью Преображения, к Феозису, это одна из самых чудных страниц Домостроительства Божия. Праздник Преображения Господня тоже  возвещает об этой истине. 

Потенциал зрения огромен и нами в земных условиях  использован минимально. Например, Оливер Сакс, американский известный невропатолог, рассказывает о близнецах-аутистах, способных мгновенно «увидеть» количество упавших спичек. Близнецы не умели совершать абсолютно никаких арифметических действий, были не способны фантазировать!  Но он могли назвать точное число упавших спичек из коробка. Как?  Все числа они просто видели! И количество спичек они не считали, а видели их как лицо 117, которое не спутаешь, скажем, с лицом 287. Для нас это - чудно, а для них – обыкновенно, как для нас невозможно спутать лица знакомых людей. Они играли в игру с простыми числами. Словно узнавали родные лица, родные образы  цифровых душ. Сейчас не место подробно об этом говорить, мы приводим этот факт только, как пример, что близнецы были не святыми аскетами, что они в социальном плане были неполноценны, считались умственно отсталыми.  Это всего лишь частный пример  совершенно иного способа видения земного  мира. Самое любопытное, что игра в назывании простых чисел доставляла братьям огромное наслаждение и понять это наслаждение можно только тогда, если считать, что само видение этой цифровой реальности их восхищало, что эта реальность  была прекрасной! 

Образы Рая нам тоже даны через видения, а основная характеристика будущего Царства Небесного это уже не сад, а город, нечто само по себе завершенное, очерченное. Город прекрасный сходящий свыше! Все это, разумеется, только «тени и подобия», но в них есть одно  важное свидетельство: будущий мир будет не только не лишен  своих предметных  форм и цветового множества, но они будут в нем еще более разнообразны, чем в нашем. Мир останется материальным. Мы не будем в Царстве Света, как одно бесконечное сияющее облако психическо-духовной самосознающей себя энергии, плавающее в золотой бездне Божественной Любви и Славы. Образ «города»  - «новой земли и нового неба» говорит нам, что в новом мире будет не только форма и цвет, но и  новая пространственная протяженность, и некая длительность; не время и не вечность, ибо вечность по определению  это только принадлежность Бога. То, что имеет начало, как Царство Божие, не может именоваться вечностью. В новом мире будет своя новая система координат, отличная от нашей трехмерной, (да и трехмерной ли?). Она будет существовать, как материальная среда жизни и деятельности, как вещественная носительница благодати! Это и понятно, иначе и не имело смысла его  - «Иерусалим, сходящий свыше» - создавать, чтобы потом оставить только одни людские души, стоящие лицом к лицу с веселящимися в духовном эфире полками ангелов!

 Спас ярое око

Спас Ярое око

Из всех этих теоретических положений мы может сделать один чрезвычайно важный вывод: если зрение так кратко и могуче связано с душой, то через образы (а покаяние – метанойя - переводится с греческого, как перемена образов владеющих умом) можно проникать в Святая Святых человеческой души! Именно поэтому в  православной аскетике одно из главных духовных упражнений было «хранение очей», как телесных, так и умных. Что такое  трезвение?  Взор обращенный внутрь себя самого. Вывод, из всего выше сказанного, может показаться банальным, но обоснование его будет уже не на уровне «хорошо или плохо». Интуитивно художники (в самом широком смысле) ведали значимость, ответственность этого вывода. Киноиндустрия, масс-медиа широко утверждают эту правду в каждом эпизоде фильма и рекламном клипе:  через образы мы касаемся самого животрепещущего душевного центра человека. 

Божий  дар видения скрывает в себе множество тайн, перед которыми меркнут все трехмерные плазменные экраны, расширенная  реальность при помощи сервисов Google,   виртуальные интерактивные  очки,  наделяющие способностью видеть в них объекты как  в микроскоп или напротив, смотреть как в подзорную трубу, фрактальное образное мыслетворчество,   визуализации абстрактного мышления.  Это просто детские забавы!  Первые шаги на пути синтеза техники и  силы зрения! Человечество будет находить все новые и новые способы видения реальности, основанные на новых душевных связях с сознанием! Что это будет – тема другой статьи. Ясно одно:  восприятие нами мира станет еще ярче, глубже, уникальней, ответственней и в творческом отношении таким же плодоносным, как и сейчас, ибо через образы мы касаемся глубины самой  души, и душа чувствует это! Какой же простой привычный инструмент дал нам Бог, но какой же он великий и священно-таинственный!

 слепой 5

Евангельское повествование об исцелении слепорожденного учит нас многому. Мир в подлинных своих основаниях познается только целостно, плиролистично, необходимо духовно, «свыше» прозреть, чтобы  «увидеть» мировые взаимосвязи, правильную иерархичность земных форм, явлений и обстоятельств, сердце свое и самое главное – собственный спасительный путь в Царство Небесное.  Познание мира и себя неотделимо от познания Бога. Оно осуществляется через Сына посредством  пятидесятнических даров Святого Духа. Подлинное познание совершается не одиноким «плотяным» интеллектом, а верой, основанной на личной встрече со Христом, как это произошло со слепорожденным. Царство Божие – это Царство зрячих людей. Все  духовные таланты святых – прозорливость, чудотворения, сверхъестественная эмпатия, целительство, непобедимая радость, надмирная мудрость, суть подлинного видения мира-вселенной во Христе. Везде и во всем святым виделась зиждительная и животворящая сила Сына Божьего.