Храм Вятки с 300-летней историей

150011.p

Обычно мы не публикуем на нашем приходском сайте материалов общецерковного значения, для этих целей существует сайт Вятской Епархии: http://vyatskaya-eparhia.ru, но некоторые положения патриаршего доклада непосредственно относятся к приходской жизни, в частности к воскресным школам. С этой небольшой частью доклада мы и решили познакомить прихожан и посетителей нашего сайта.

Выдержка из ДОКЛАДА НА ЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ г. Москвы 20 декабря 2013 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвященная работе Воскресным школам.

Воскресные школы

"В декабре 2012 года Священный Синод принял ряд документов, касающихся организации воскресных школ и, в частности, стандартизация их программ. В 2013 году воскресные школы города Москва, как и всех других епархий Русской Православной Церкви, получили эти документы для практического использования. В связи с этим благочинный Богоявленского округа архимандрит Дионисий (Шишигин) сообщает, что одна из проблем школ «в том, что вводятся в срочном порядке унифицированные общеобязательные программы. Это угрожает разрушением специфики уже давно существующих, сложившихся школ, где в одном случае центр тяжести детского образования и воспитания – иконопись, в другом – пение, в третьем – спорт, и т.д. <…> Если за бортом школы окажется какой-нибудь выдающийся специалист, скажем, иконописец, которому в новой системе предложат заниматься какими-нибудь детскими “раскрасками”, это будет потеря для детей».

Между тем описанные проблемы связаны с неполным пониманием сути определения Священного Синода, в решении которого по этому поводу содержится следующее указание: «Синодальному отделу религиозного образования и катехизации опубликовать перечисленные документы в церковных средствах массовой информации и разослать их к исполнению в епархии Российской Федерации, подчеркнув их рамочный характер применительно к местным условиям». Более того, в принятом Священным Синодом Стандарте учебно-воспитательной деятельности различаются с одной стороны общеобязательные предметы, такие как изучение Священного Писания, Основ христианской нравственности и подобные, и с другой стороны — дополнительные предметы, каковыми могут быть, к примеру «хореография, рисование, драматический кружок, бисероплетение, рукоделие, рукопашный бой». О дополнительных предметах сказано, что их перечень «определяется педагогическим советом воскресной школы». Более того, так же, как в любом учебном заведении, образовательные программы разрабатываются педагогическим коллективом, на основании стандарта, который содержит основные темы по каждому предмету и ориентировочный учебный план. Таким образом, введенная Священным Синодом система является достаточно гибкой.

150349.p

Следует учесть и те затруднения, на которые указывает председатель епархиальной комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ иерей Андрей Алексеев, подчеркивая крайнюю перегруженность детей в общеобразовательной школе. «Попытки реализации в воскресных школах полноценного учебного процесса в его привычной форме оказываются малоэффективными, так как перегруженные учёбой в общеобразовательной школе дети с трудом и неохотой воспринимают материал, преподаваемый в традиционной форме урока. Зачастую нелюбимым предметом учащиеся называют Закон Божий (по той причине, что преподается он сухо, безжизненно и неинтересно). Это ставит перед руководителями и преподавателями воскресных школ важную задачу поиска иных форм подачи материала, позволяющих пробудить в учениках живой интерес к предмету».

Епархиальному отделу религиозного образования и катехизации надлежит вести работу по распространению Стандарта очень бережно, в постоянном диалоге с воскресными школами, с тем, чтобы с одной стороны не допустить полный разнобой в преподавании детям основ христианской веры и нравственности, богослужения и истории Церкви, а с другой — не утратить богатство разнообразия и имеющихся достижений. Отцов настоятелей прошу поддерживать усилия епархиального отдела и самим оказывать должное внимание развитию воскресных школ».

Отрадные и весомые слова сказал Святейший Патриарх Кирилл в поддержку педагогов Воскресных школ. В сегодняшнем  патриаршем докладе стоит особо выделить слова о «важной задаче поиска иных форм подачи материала, позволяющих пробудить в учениках живой интерес к предмету». Эта первейшая методологическая «задача» преподавания религиозного контекста для всех наших воскресных школ. Мы неоднократно писали на нашем сайте о серьезных недочетах информационно-поучительного подхода в преподавании Закона Божьего, поэтому вышеприведенная цитата из доклада Патриарха Кирилла звучит для нас значимо и  ободряюще .

150351.p