У нас есть приятель — художник Николай Козлов. Однажды он стоял с кем-то на бульваре — разговаривал, разговаривал, в конце концов — взял и упал навзничь, «чтобы у всех от этой тусклой беседы, — как он объяснил потом, — осталось хоть какое-то интересное воспоминание…». Это, конечно, юродивый способ, сделать жизнь интересней, но, действительно, запоминающийся.
* * *
В автобусе — бабушки:
— Какое мы с тобой дело большое сделали: дядю Колю навестили! Дядю Васю навестили! Дядю Петю навестили!..
— Надо Ване моему ограду поставить. Он что — не достоин? Он что — не достоин?
— Ну, тихо, тихо, не надо, горячку не пори, успеется…
* * *
Папа, с нежностью глядя на своего восьмилетнего сына:
— Хороший у нас парень — не курит, не пьет…
* * *
— Ешь, пока не околеешь! — потчует нас тетя Катя. — Чтоб потом сказали: «У тети Кати досыта пирогов наелись!» Вот эти сладкие — с конфетами, а несладкие — с солеными грибами и картошкой.
— Я лопну, — говорю, — и так уже четыре куска съела.
— Нипочем не поверю, — сказала тетя Катя.
А ее внук Вовка уверил:
— Правда! Я считал!..
* * *
— В одной школе, — рассказывал мне писатель Леонид Юзефович, — был такой музей — ну там фашистские гильзы, еще что-то. И большой самовар. Я все думал: что это за самовар? А оказывается, это самовар человека, который видел Ленина. Вот он отдал в музей свой самовар.
— У меня тоже есть такой самовар — человека, который видел Ленина, — говорю. — Это самовар моего деда Степана. Да вообще таких самоваров в России пруд пруди. Нет пределов человеческому осуечению!
* * *
Однажды художник Чижиков оставил где-то папку со своими рисунками. Он позвонил в милицию, туда, сюда, к счастью, папку успели подхватить. В милиции сказали, что папка находится у некоего директора школы. Сообщили адрес.
Чижиков нашел дом директора, звонит — ему открывают, а там в прихожей висит кукла — очень натуральная. Название у куклы - «повешенный партизан».
Директор говорит:
— Раздевайтесь.
Художник снимает куртку, а вешалка сделана в виде кисти руки человеческой.
«И вот я вхожу, — рассказывает Чижиков, — на буфете — большой, склеенный из папье-маше макет кладбища. А директор уже пепельницу несет в виде человеческого черепа. Я не выдержал и спрашиваю:
— А почему такая загробная тематика?
Он отвечает:
— А потому. Вот вы, Виктор, боитесь смерти?
— Да, — говорю.
— А я нет! — гордо сказал он. — И таким образом приучаю себя к ее неизбежности.
— Ха-ха-ха, — раздался из кухни смех его жены.
Она варила варенье, как раз внесла и поставила вазочку на стол.
— Это он-то не боится? Вчера у него пятка заболела, видели бы вы, как он бросился со всех ног в поликлинику! Видали мы таких смельчаков!» Разве спасешься от страха смерти бумажными загробными поделками на клею? От него основным «лекарством» всегда был Страх Божий.
* * *
— Ты счастлив? — спрашиваю я у одного писателя.
— Да — в общем и целом, — он отвечает. — …А куда деваться-то?
* * *
В красноярском зоопарке в клетке сидит большой черный ворон. Табличка гласит, что его охраняет и спонсирует бюро ритуальных услуг.
* * *
Я — маленькому сыну:
— Лучший в мире философ Сократ сказал: «Единственное, что я знаю, — что я ничего не знаю».
— Нет, лучший в мире философ — один японец Ямаса.
— А что он говорил?
— Он? Ничего не говорил. Он все время молчал.
— Может, он просто-напросто немой? Какое у него основополагающее изречение?
Сын, наморщив лоб, будто припоминая давно забытое:
— Он что-то сказал перед смертью, какое-то важное слово, сейчас-сейчас, мне говорили, но я забыл. А! Вспомнил. Он сказал: «Луковица».
* * *
Старый писатель кому-то по телефону:
— Ну, что ты унываешь — того не стало, другого. Пойми, мы уже в таком возрасте, нам надо только радоваться всему: ты жив, видишь солнце! Надо больше пить чай, разговаривать с детьми, вразумлять внуков. Как только подумаешь: я разменял девятый десяток, много это или мало? Не мало, но и не много! У нас еще масса возможностей! Жить, смотреть на деревья, ценить каждое мгновение! Если ты дожил до этого возраста — все, теперь уже не скоро.
Он делает эффектную паузу и добавляет:
— …Или в любую минуту.
* * *
Один писатель на встрече с нами, своими учениками, сказал, что главным учителем считает свою бабушку.
— Если у меня что-то отбирали в детстве или я терял свои игрушки, она говорила мне: «Сядь, мальчик мой, успокойся, закрой глаза, что ты видишь?» «Ничего», — отвечал я. «Это единственное, — говорила она, — что тебе принадлежит…» Это азы апофатического богословия: «Бог соделал тьму своим покровом». «Ничего» - это возвращение в «точку духовной сборки», к началу подлинного восхождения в глубины Божьи, когда ты постигаешь, что ничем не обладаешь на земле, кроме самого себя перед вечностью.
* * *
Мальчик входит в троллейбус, окидывает пассажиров гневным взором и громко произносит:
— Ну и ну! Старики уселись, а маленькие — стоят!
* * *
Один художник нашел у мусорных бачков зеркало. «Абсолютно туманное, — рассказывает он. — Ходит в нем кто-то — из глубины видно, двигается. Вглядишься — а это ты сам…»
Да, и самих себя в этой жизни мы постигаем, по слову апостола, «гадательно, как сквозь тусклое стекло». Что же сказать о других людях? Мы, пожалуй, их совсем не знаем.
* * *
— …А еще дай Боже здоровья… этому… ну, с нашей улицы… как его зовут… Ну, ты его знаешь… Господи…
* * *
По телевизору показали сюжет об одной учительнице из Красноярска — зарплата копеечная, одна, без мужа, сына вырастила, он уже учится в институте, удочерила девочку — та учится во втором классе, пятью хлебами всех накормила, теперь хочет усыновить негритенка.
Ее все спрашивают:
— Зачем?
— Да как представлю — зима, Красноярск, деревня, снега — и негритенок идет. Это так красиво…
И ведь на самом деле красиво было бы!
* * *
В пасхальную ночь в Питер прибыл священный огонь из Иерусалима. По телевизору шла трансляция. Батюшка, празднично облаченный, тщетно пытался вскрыть сосуд с огнем. И вдруг — в тишине — в сердцах воскликнул:
— Ч-черт!
Пауза.
Комментатор:
— …Да, дьявол, он вездесущ. Но на то мы и пришли на эту Землю, чтобы его побеждать!
* * *
Поэт Яков Аким, написавший множество замечательных детских стихов, рассказывал:
— Один человек в Литфонде, ему было девяносто с хвостиком, занимался похоронами писателей. А начинал он не с кого-нибудь, а со Льва Толстого. Он всех похоронил, кого мог, и ему уже неловко было в таком возрасте этим заниматься. Этого старого человека звали Арий Давыдович. Он всегда ходил, даже летом, в черных перчатках. Назначили кого-то другого. Тот не очень справлялся. Арий про него говорил: «Ну, еще молодой, конечно! Ничего, втянется, увлечется…»