Храм Вятки с 300-летней историей

541122203_7.jpg

О земных днях и подвигах преподобного

Святой Трифон родился в 1546 году. В семье крестьян Подвизаемых в Архангельской губернии. В семье он был младшим сыном. До монашества его имя было Трофим. Был постриженником Пермского Песковского монастыря, знаменитым просветителем остяков и вогулов. В 1580 г. он по Промыслу Божьему пришел в город Хлынов, как тогда называлась Вятка и усердно принялся за создание монастыря. По грамоте царя Ивана Грозного преподобный Трифон основал в городе обитель во имя Успения Божией Матери. Вскоре количество иноков в обители увеличилось настолько, что материальных средств для ее содержания стало недостаточно. Поэтому преподобный Трифон был вынужден отправиться в Москву и обратиться к царю Федору Иоанновичу с просьбой о помощи. Преподобный был милостиво принят в Москве и щедро одарен благочестивым царем и другими именитыми людьми. Патриарх Иов возвел его в сан архимандрита. Возвратившись в обитель с богатыми дарами, преподобный Трифон продолжал трудиться для процветания созданной им обители. До него на Вятке не было ни одного монастыря. Для братии он ввёл строгий общежительный устав. В молитве, посте и трудах был примером для монахов и приходивших в обитель вятчан. Однако среди старшей братии, которая состояла в основном из людей богатых и знатных, возникло недовольство строгим уставом и они изгнали своего настоятеля. Лишь в 1612 году, после долгих лет скитаний, преподобный смог вернуться в родной монастырь, где скончался 8 октября того же года. Был погребен в созданном им Успенском монастыре. 

________________20120506_1036007193.jpg

После смерти Трифона началось его прославление как святого. Уже во времена архимандрита Ионы Баранова, был написан образ «Трифона Вятского». Тогда же преподобный Трифон Вятский был канонизирован. По заказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы Баранова 26 мая 1684 г. был заложен каменный Успенский собор. Через 5 лет собор был освящен. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого Трифона и над могилой установлено богатое надгробие – серебряная рака. Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги святого заступника за Вятскую землю и ее людей.               

Праздничное назидание

Думаем, что празднование памяти Трифона Вятского так же знаменательно для Вятской земли, как и рассказ о Деяниях Апостольских, как повествование о победе на Куликовом поле, о великих сражениях, которые вели Суворов и Кутузов за русскую землю. Представьте себе, что мы об этом ничего не знали. Мы постигали бы свою историю не только иначе, но мы бы сами уже были другими. Так и то, что мы мало вдумываемся в Живую икону земли Вятской – образ преподобного Трифона,  не только нам не добавляет чести, но не созидает нас как духовных богатырей Вятской земли. 

Вспоминается праздник еврейской Пасхи, когда патриарх семьи, глава рода, за пиршественным столом разделял жертвенного агнца, запеченного целиком в горьких травах. И вот, один из младших членов семейства вопрошал отца: почему же этот агнец такой горький и не вкусный? Почему он испечен с такими приправами? И тогда патриарх семьи откладывал в сторону пищу и питие и начинал повествование о Божественных деяниях, о том как Сам Творец мира вывел еврейского племя рабов из Египта; о том как Бог даровал этому разрозненной «туче» единоплеменников Закон не только Божественный, но и закон общественный; как Бог созидал своей волей и любовью единое народное тело еврейского народа. И в этом рассказе было воспоминание не только о выстраивании религиозно - духовной вертикали этого народа, но и созидании его душевно – горизонтального устроения. Каждый из членов еврейского народа Божьего в этот день, слыша повествование об этих чудных делах, говорил так: это было с моим отцом, это было с моим праотцом, это было с моими ближними и это будет со мной! Не может так случится, чтобы прервалась Божественная струя милости Божьей, изливающейся на мой народ. И я буду жить так, как жили мои прадеды и деды, как жил Иисус Навин, как жили братья Маккавейские, как жили Пророки.

рака 3.jpg

Этот Пасхальный рассказ главы рода за праздничном трапезой, передававшийся многими поколениями из уст в уста, имел великий спасительный смысл  для «Богоизбранного» народа, для нас же, Вятских людей подобное значение открывается в наших «местночтимых»  духовных героях, в праздновании их светлой памяти. Благодаря высокому нравственному подвигу преподобного Трифона  мы  можем опираться в своем сознании на его прообразовательное святое делание и выстраивать духовное тело вятского народа в «духе и силе» Божьего угодника. Именно через образы святых богатырей каждый народ актуализирует свое самосознание, расширяется  и творит историю своей земли. Этот праздник  как раз о том, где зарыто наше сокровище: оно на Небесах! Значит, и наша духовная жизнь, и душевная жизнь, отражаясь от Небес, будет осуществлять именно эти Небесные смыслы. Наше праздничное делание – ежегодное общенародное творение памяти преподобного Трифона дороже многих других по своему значимых культурно-общественных событий родного края. Дороже, потому что в праздновании дня Преподобного нам открываются духовные вершины исторической жизни Вятской земли. Наше делание в утверждении памяти Христова сотаиника Трифона, должно заключаться в том, чтобы не только сохранять знание о днях его земных и небесных чудесах, но и постараться в своей жизни воплотить деятельный образ Угодника Божьего и дальше нести эту Святую Вятскую весть своим ближним, своим детям и внукам, всему миру. Преподобный Трифон не покинул нас своим благодатным попечением и молитвенной заботой и всей своей духовной мощью призывает и сегодня  творить святое бытие Вятской земли.