Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

79050777_pokrov_gr

История праздника Покрова Божией Матери 

В воскресный день 14 октября в 910 году Влахернский храм г. Константинополя во время  всенощного бдения был переполнен. Перед вынесенной на солею подлинной ризой Пресвятой Богородицы молился народ. Многие плакали. Страх охватывал  всех без разбора: старых и  малых, именитых и безродных. На столицу надвигалась беда. Император Лев Мудрый, защищая границы государства, вел войну с мусульманским Арабским халифатом. Положение Византии было сложным. Недавний военный поход против Болгарии, многолетняя борьба с пиратскими флотилиями ослабили Империю до крайней степени. Надежда на победу была смехотворной. Враг стоял под стенами великого города. Народ во главе с Патриархом пребывали в молитвенном напряжении уже много часов. Тела изнемогали, но души бодрствовали, ибо каждый духовно трудился над защитой крепостных стен. Почти у самого входа среди молящихся, стоял славянин по роду, Андрей, Христа ради юродивый. Вместе с ним молился его ученик Епифаний. Сердца их разделяли тревогу городских жителей.  Вдруг в четвёртом часу ночи, блаженный Андрей, поднял глаза - купол храма раскрылся - и он увидел  идущую по небу Пресвятую Богородицу, озарённую Невечерним Светом и окружённую ангелами в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Свои стопы Она направляла  к алтарю. Ученик Епифаний тоже удостоился божественного Откровения. Матерь Божия, обиваясь великими слезами, стоя на воздухе, молилась почти до рассвета. По окончании молитвы она подошла к Престолу и сняла со своей главы молниевидное покрывало. Простоволосой Матерью она  стояла перед Сыном Своим, прося о заступничестве, о милости, о прощении грешных людей. Повернувшись лицом к народу, она торжественно вознесла свои пречистые руки  вверх и распростерла  божественный омофор над молящимися. Святые слезы Ее капали на сияющий плат. Слава Господня «неслитно, нераздельно» соединялась с материнскими слезами.

5513

Храм наполнился невидимым золотым светом. Не удержавшись, святой Андрей воскликнул: «Братья и сестры, Матерь Божия сейчас  молился вместе с нами!» Произошло второе чудо. Десятки людей увидели Пресвятую Богородицу, держащую над ними свой омофор. Сердца их заплакали от благодати. «Спасены! Спасены!» - передавали они друг другу радостную весть. Священный плат с каждой минутой тяжелел в  руках Божией Матери. Наконец Она, вместе с сонмом ангелов и святых, отошла от храмовых пределов. Дивное видение закончилось, но благодать, даровавшая народу мужество и радость, осталась в душе у каждого. Люди, ободренные божественным видением, еще долго молились в храме и благодарили Пресвятую Богородицу. Весть о Заступничестве Божией матери мгновенно распространилась по городским кварталам. Вскоре неприятельские войска под натиском византийской армии отступили. Город был спасен от разорения и сожжения. Народ ликовал. Колокола радостно гудели. Счастливые лица высовывались в открытые окна, поздравляя воинов во главе с императором Львом Мудрым с победой. И не только над сарацинами, но прежде всего над собственными страхами и сомнениями. Все успокоились, только блаженный Андрей, хотя и радовался вместе со всеми, но сердце его теснилось. Пречистые слезы Божией Матери прожги ему душу навсегда. «Уранетый» ее любовью, он постиг, что «цена»  Материнства Пресвятой Богородицы была крестная смерть Сына. Он вспоминал удивленные лица Крестителя и Иоанна Богослова. Даже для них, напоенных благодатью Святого Духа, явление  плачущей Богородицы оказалось непостижимым. Не над одной маленькой Влахернский церковью простерла Она божественный Покров, над всем миром на все земные века раскрыла его Божия Матерь, как свое сердце.

   28101.jpeg

Благовестие праздника 

До рождения нас покрывает своей живой плотью - мать, после появления на свет мы обретаем покров семейный, возрастая, нам становится доступным покров церковных благодатных Таинств. Земля окружена покровом небесным, ствол дерева покрыт корой, птица - перьями, дом - крышей, глава наша Господом покрыта «власами во еже не вреждатися преложеньми воздушными», сердце защищено крепкими ребрами, душа таинственно «прикрыта» телом. Во всей видимой вселенной духовному взору явственно открывается Божий принцип «Покрова». Покров – долгожданный праздник для всего мира, ибо без Покрова не может жить ни одна душа человеческая, ни одно Божье творение. Не чувствуя над собой защиты, не обретая Покрова, человеку в мире неуютно и страшно не потому что он трусоват и слаб от рождения. Здесь иное предначертание. Человек был сотворен и жил в Раю под неусыпным Божьим покровом. Любящая воля Господня хранила человека в его личностном становлении в «тепличных» райских условиях, оставляя место свободному произволению по всем жизненным векторам. Адам чувствовал этот Покров Божий и бесстрашно вперялся в самые глубины мироздания и тайны сверхприродного бытия. Не устояв в Любви Господней, человек своей рукой словно разорвал драгоценный хитон Божьего заступничества. Первое, что он самостоятельно сделал после грехопадения, это лиственный покров для своего тела, бедную рукотворную завесу между собой и буйствующим миром. На земле человек в полной мере ощутил отсутствие Божьего покрова подобного райскому; только «тени и подобия» бывшего стали окружать человека в новых мировых условиях жизни. Жертвенным густым дымом, приносимых в дар Богу животных, попытался человек застить над свой головой ледяную пустоту и мрак космических пространств. Но все усилия его были тщетны. Первые грозовые облака, собравшиеся над ним свинцовым покровом, принесли человеку ужасы вселенского потопа. Сердце его  словно оголенный провод, заискрилось мертвенными искрами страха. И не выжить бы человеку после потопа, если бы любящий Бог не даровал ему, когда схлынули воды, знамение Первого Завета – семицветную радугу в небе над его беззащитной головой, как символ Своего Заступничества и грядущий Обетований в Сыне Божьей, Который соединит небо и землю.

77483805_0_599c3_b48736c6_XL

Миновали тысячелетия, Радуга Первого Завета по-прежнему время от времени распростиралась в небесной вышине, но люди стали воспринимать ее просто как красивое природное явление, начисто запамятовав о его символическом значении. Однако, души их не забыли о великом райском попечении, и с каждым новым столетием они томились под чистым синим небом без единого намека на возвращение благодатного Божьего Покрова. Стенали и мучились все земные народы в преддверии последнего совлечения всех земных покровов – смерти. Она обнажала человека до конца, не давала никому  укрыться в мрачных пределах ада от  окончательных последствий райской Богооставленности.  Человечество жило лишь надеждой на Избавление. Пришло время, Бог простил человека и послал Сына Своего Единородного и утвердил с избранными людьми через Крест и Воскресение Иисуса Христа Новый Завет до конца земной истории. Вновь Покров Божий стал утверждаться над человеком и небесная Любовь животворить его сердце, но особым связующим узлом между Богом и человеком, красной нитью в ткани Великого Покрова Господня стала  Матерь Спасителя мира, безгрешная Дева Мария. Она по воле и дару Сына Своего раскинула дивный омофор над землей человеческой. Каждый купол храма или часовенки, каждая, пусть крашеная простой голубой краской церковная крыша сегодня, как некогда Радуга Завета является не только символом Божественной славы, сошедшей в тварные пределы, но и символом неусыпного материнского покрова Божией Матери над родом человеческим. Нет, ничего необычного в двуедином символизме. Большинство священных феноменом и событий Ветхого Завета таковыми и являлись, например, Неопалимая купина олицетворяла не только «несгораемость» еврейского народа в страданиях четырехсотлетнего египетского рабства, но и являла собой грядущий образ Девы Марии, ибо она, восприняв «огонь Божества» во время плодоношения, «горела и не сгорала» будучи немощной по своей человеческой природе.

31

Великий праздник Покрова. В этот день умилялся сердце над Милостью Божией, даровавшей нам в Матери Христовой  небесную защиту. Но мы, вспоминая об этом Покрове Матери Божией для себя, не совсем понимаем, чем он стал для Самой Девы Марии. Когда, будучи совсем юной, Матерь Божия согласилась в благовествовании Архангела Гавриила принять Бога и ответствовала ему - «Да будет мне по слову твоему» – разве Она помышляла о том, что придёт время, когда каждая душа человеческая станет Ей как родное дитя. Что Бог позвал Её не только родить Сына Божьего, но и в сердце своём родить любовь к каждому, кто родится на земле, хоть крещёному, хоть некрещёному. Как Бог пришёл спасти не только еврейский «Богоизбранный народ» - Он пришёл спасти всех - так и Матерь Божия всех любит по силе, дарованной ей в «избытке»  Господом Иисусом Христом. 

Когда Она стояла у Креста, то именно тогда, ни раньше, ни позже, в час ее величайшего смертного испытания, Ей было даровано Богом  впервые пережить в своем сердце материнскую любовь к людям ближним и дальним, к знаемым и незнаемым, к распинающим и распинаемым. Сказал с Креста Своего Господь Матери:  «Жено, се Сын Твой» и  указал главой на ученика Иоанна. Апостолу же Иоанну возвестил: «Се Матерь твоя». Так в апостоле Иоанне символически был усыновлен Матерью Божией весь род человеческий. Но ещё раз повторим вопрос: когда Она подъяла подвиг рождения Спасителя мира, то Господь спросил ли Ее, что Ты родишь Сына, но  не думаешь ли Ты, что на этом твой человеческий подвиг завершится?  Сказал ли ей Бог, Тебе придётся всех людей полюбить, готова ли Ты к этому? Ничего подобного Архангел Гавриил Деве Марии не возвестил. Но самим делом вступления на крестный путь Богорождения, согласием принять все «по слову» Архангела Гавриила, Она и взошла  на тот путь Крестоношения Любви, который не ведает земных ограничений. Если Ты рождаешь Бога, то Ты принимаешь на себя и всё дальнейшее, что последует в твоей жизни. Господь не остановится на том, чтобы ты вот этого полюбил, а вот этого отринул. Всех, так всех! Сегодняшний праздник учит многому. Когда мы впервые приходим в храм креститься  в зрелом возрасте, или даже более того, когда нас приносят будучи младенцами и крестят во имя Христа Иисуса, кто спрашивает этих младенцев, а хочешь ли ты полюбить всех людей? Никто не спрашивает. Но такова воля Божия, чтобы сердце каждого человека, в конце концов, откликнулось на стук сердец всех других людей. Для каждого христианина сегодня это остается христианской задачей. Идеальное исполнение этой великой крестной любви явлено нам в Матери Божией и в сегодняшнем празднике Покрова. Господь зовёт нас именно к такой широкой, свободной, не знающей никаких ограничений Любви. И то, что Он не спрашивает нас об этом, а берёт как Отец и словно за шкирку ведёт тебя к вратам Царства Божия, означает Его полное, подлинно «райское» доверие к человеку. Он потому-то и не спрашивает, что знает - душа человеческая «прежде творения мира» на это волеизъявление Божье согласна, как была согласна Дева Мария с благовествованием Архангела Гавриила. Мера любви, к которой зовёт Бог, безмерна и бесконечна. Помоги, Пресвятая Богородица, каждому, хотя бы в малой степени откликнуться на призыв Сына Твоего: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 12).

0_6379c_8f48f455_XL