Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

 

kinopoisk.ru-Maugli-1150790

Об историческом влиянии

"Коммерческий прорыв группы «Мумий Тролль» в конце прошлого века стал, как писали музыкальные  журналы «эпохальным. В своём творчестве коллективу удалось стереть грань между рок и поп-музыкой. Для России 90-х это казалось невозможным. В 1996 году в Лондоне после нескольких лет перерыва группа записывает альбом "Морская", ставший впоследствии абсолютным лидером продаж на территории России и ближнего зарубежья. Первый хит с этого альбома «Утекай» занесен в список «40 песен, изменивших мир», составленный редакцией русскоязычной версии журнала «Rolling Stone»). В1999 году в столице "Мумий Тролль" выступал в рамках праздника "Московского комсомольца" на открытой площадке "Мегахауса". Группе в Лужниках рукоплескало 40 000  зрителей. Журнал «Сноб» пишет о Лагутенко: «Он — музыкант, сделавший мяукающий вокал, чуть глуповатую, но от того не менее точную поэзию и бесконечные палиндромы признаками хорошего тона. Ведомая им вот уже четверть века группа «Мумий Тролль» в конце 90-х перевернула всю русскую музыку с ног на голову, приватизировав термин «русский бритпоп» и доказав, что здесь музыку можно записывать и играть не хуже, а то и лучше, чем в Британии. Появление «Мумий Тролля» означало кардинальную смену парадигмы в русском роке. Группа «Мумий Тролль» вошла в учебник истории (под редакцией профессора МПГУ Данилова) как коллектив, оказавший наиболее сильное влияние на мировоззрение молодёжи 90-х годов ХХ века. 

Утекай. В подвоpотне нас ждёт маньяк,
Хочет нас посадить на крючок.
Kpaсавицы уже лишились своих чар,
Машины в парк, и все гангстеры спят.
Остались только мы на paстерзание-е -
Парочка простых и молодых pебят.
Утекай...
 
В новом веке он стал  гражданином мира: в Москве он проводит не больше времени, чем в Доминиканской Республике или в Лондоне, и неудивительно, что его, быть может, главная мечта — полететь в космос». Илья Лагутенко лауреат премии «Золотой граммофон» за песню «Это по любви», премии FUZZ за лучший альбом «Слияние и поглощение» и за вклад в рок-искусство, и множества других. В общем, как ни крути «пластинку», Лагутенко был и остается знаковой фигурой в российской истории шоу-бизнеса". 

Зачем  нужно сочинять критические заметки о современной поп - группе?  Все ее творчество не  воспитывает «внутреннего человека», а напротив, раздергивает его, мешает услышать тихую правду осеннего дождя, цветущей герани на окне, перевернутой лодки, оставленной на берегу, детского рисунка на асфальте, воробья, подбирающего хлебные крошки, и прочих милых повседневных  подробностей нашей, как писал Иван Ильин, «пасхально – трагической жизни». Это не сентиментальные  мелочи, а то из чего состоит реальная ежедневная жизнь каждого из нас. Зачем писать о вреде курения, когда и так все знают, что «одна капля никотина убивает лошадь»? Это скучно, бездарно. Обличительный пафос совершенно не уместен. Кто не пропускает в печати ругательные статьи, например, о фильмах ужасов? Нас занимает совсем иная сторона. Более того, собственно о самом  творчестве «Мумий Тролля»  мы и не собираюсь выносить каких либо нравственных оценок. Итак, вопрос: почему музыка этой поп - группы в одно время так часто звучала на бескрайних просторах нашей Родины? Что отзывалось, собственно и отзывается и сейчас – достаточно, например, набрать в поисковике социальной сети «Вконтаке» название группы как выпадают тысячи записей - в сердце  на голос солиста «Мумий Тролля»? В чем сила воздействия  музыкальной энергии его песен на душу человека «цифрового» века? Ответив на эти, вообщем-то незамысловатые вопросы, можно будет с достаточность точностью понять те могучие сдвиги, проходящие ныне в глубинах постсоветского общества. Увлеченность народа теми или иными формами и явлениями культуры дает ясное представление о тех силах (целях), которыми народ на данное время располагает. 

1367476388_bandarl

 

О "золотом" советском детстве

Многим людям сегодня не нравится их советское, «золотое» детство.  Говорят, что оно и пресное,  и линейное, « без Божества, без вдохновенья», одним словом – гипсовая эпоха! Но жили-были в те времена внимательные люди. Они умели за скучнейшими партийными репортажами расслышать спокойный голос правды; за «иконостасами» лиц  политической номенклатуры прозреть звериную тоску по простому «счастью быть человеком».  Именно они обратили тогда внимание на полный  таинственного значения эпизод из мультфильма про Маугли. В нем удав Ка, возле стен древнего разрушенного дворца, совершал гипнотический  танец перед  зачарованными  обезьянами-бандерлогами. Удав  трепетал праздничным транспарантом, складывался в олимпийские кольца, шептал: «Ближе! Еще ближе!», и осоловевшие от ужаса обезьяны, спускались со стен дворца, забывая об опасности. Мультяшные рисовальщики на этом завершали сценку, медведь Балу заботливо уводил «человеческого детеныша» подальше от кровавой расправы, но детская душа холодела от воображаемой картины будущего пира. « Смотри! Смотри мальчик!» - шептали умные дяди, - Вот так вот советских бандерлогов дурит и пожирает удав Советов! Не будь обезьяной!».  А кем же надо быть? «Становить мультипликатором!» - советовали мультипликаторы. Совет «не быть обезьяной» стоило запомнить  крепко! Теперь-то понятно – удав  и бандерлоги – «созданы друг для друга»!  Ужасный Ка завораживает, устрашает, наполняет сердце  неподдельным страхом, и тем самым придает смысл всей нашей глупой бандерложьей жизни. Он вырастает до уровня Мифа, и вот он уже не Каа, а «Древний Змей», « Волна Вечности», «Ваал-Фегор» и  « священная энергия лингама Шивы»!  Пусть  он  меня  проглотит  со  всеми потрохами,  главное, я  жил  не  напрасно! Я умер за пищеварение Ка! Какая прекрасная жизнь! 

Удав музыкальной индустрии тоже прилагает изрядные старания, чтобы подчинить себе внимание обитателей каменных джунглей Запада.  Он глушит их барабанами, электронными раскатами, лазерными цветопушками, псходелическими звуками и т.д.  и т.п. Там все идет как по трансформаторному маслу. Но, вползая  на бескрайние просторы России, он чует, что его отлаженная  гипнопрограмма здесь, в «краю долготерпенья», намертво зависает! Постепенно он начинает постигать, что с местными потребителями  работает грубовато! Задушевности ему не хватает! Куда  ему  до легендарного киплинговского змея! Тем более супротив загадочной русской души.  Она, по слову одного незабытого классика: «Слишком широка, сузить бы ее не мешало!».  Вся Европа со своей культурой провалится в эту «широту» и все равно ей «маловато будет». 

Русского обывателя тяжелым роком не возьмешь, рэпом и техно не усмиришь его «буслаевские» творческие порывы.  Нужно нечто такое, чтобы эту самую  «широту»  сердца постсоветского человека утомить, обмануть, очаровать и благополучно …съесть. Еще раз повторимся. Как бы ни смеялись  над  таинственностью русской души нынешние мудрецы,  ее  великое чудачество, а лучше сказать, неотмирность, есть очевидный факт нашей истории. Она везде и во всем, прежде всего, ищет вечных смыслов. Временный, «сникерсный» смысл событий  и явлений ее совершенно не устраивает.  «Мне скучно бес!» - вздыхает она и начинает фантазировать на полную катушку.  Отсюда и наше неодолимое богатырское пьянство, и вера в финансовые пирамиды типа «МММ»,  и некое подобие рыцарского братства среди «братков» на заре перестройки, и французские духи в самоваре, и «карлик в бархатном яйце», и бассейн на девятом этаже  обычной «хрущевки», и анекдоты про «новых русских»,   и  «борьба за трезвость» с рубкой вековых виноградников, и теплая лохань на месте  храма Христа-Спасителя, и поворот северных рек, и, конечно же, «первое место» в мире по числу хакеров и программистов.  Смотришь на русских мальчишек и видишь, сколько бы  они  не  прилагали  усилий в  подражании  бесполым  тинэйджерам  «общеевропейского  дома»,  им  никогда не обрести полноты их «образа и подобия». Сегодня они крутые парни,  геймеры,  и «новое поколение», а завтра в Чечне все эта шелуха спадает и они уже воины,  славные герои, сыны  своего Отечества!  Но вот тут-то и выходит, выползает демонстрируя свою гениальную способность к трансформации, на сцену Удав «Мировой Чепухи» в облике «Мумий - Тролля». Инсталлируйтесь, товарищи! Загружайтесь под самую кепку! 

Почему от «мумишной» музыки начинают дрожать нервные струны, даже у взрослых дяденек и тетенек?  Тексты у «Мумий – Тролля» созданы для невзыскательной публики. В  них много чего входит: немножко метафоричного «прикида», малость молодежной лексики, в меру юношеской нагловатости. Словом, ничего особенного. Может быть «погоду» делает музыка? Хм, о музыке «Мумий-Тролля» можно сказать, пожалуй, только одно. Она органично связана с текстом, помогает прочувствовать всю его  деструктивную логику и при этом дает возможность самозабвенно потопать ногами на какой-нибудь портвейной  дискотеке. Голосок у  солиста дворовый,  разумеется, «поставленный», но поставленный, словно табуретка. 

pic1248539118[1]

 

О темной музе

Итак, «где у него кнопка!?». Она в самом артистическом облике главного  «мумишника» и его  мяукающей, тягучей,  как «Стиморол» манере исполнения.  Весь сценический образ Лагутенко и есть тот самый удав Ка, для всех двуногих «бандерлогов», подрастерявших на просторах Родины смысл собственного существования. Вся разница, между киплинговскими бандерлогами и нынешними, только в том, что  последние сами хотят быть «скушанными», сами желают раствориться в рекламно-технократической нирване.  Современный человек по самую макушку погружен  в  плотный слой сериалов и рекламных девизов. Вся его жизнь крутится  в пределах: работа, «твикс», дом и « просто Мария» (не забыли  о такой?). От Неба нас непроницаемой стеной закрыли телеящики «с абсолютно плоским экраном», неистребимые «Фэри»,  всевозможные «Орбиты», с сахаром и без сахара, и прочие подарки «мировой закулисы». Но душа человека – не кусок жевательной резины. Рано или поздно ей до тошноты надоедают все эти слащаво-прыщавые песенки о «Лехе», без которого «так плохо»,  о «крошке»,  по которой «скучают,  о  «Диме, Диме  -  крылатой машине!», и даже о том, что «нельзя быть на свете красивой такой» и  «как хороши у нас в России вечера!». 

Итак, «где у него кнопка!?». Она в самом артистическом облике главного  «мумишника» и его  мяукающей, тягучей,  как «Стиморол» манере исполнения.  Весь сценический образ Лагутенко и есть тот самый удав Ка, для всех двуногих «бандерлогов», подрастерявших на просторах Родины смысл собственного существования. Вся разница, между киплинговскими бандерлогами и нынешними, только в том, что  последние сами хотят быть «скушанными», сами желают раствориться в рекламно-технократической нирване.  Современный человек по самую макушку погружен  в  плотный слой сериалов и рекламных девизов. Вся его жизнь крутится  в пределах: работа, «твикс», дом и « просто Мария» (не забыли  о такой?). От Неба нас непроницаемой стеной закрыли телеящики «с абсолютно плоским экраном», неистребимые «Фэри»,  всевозможные «Орбиты», с сахаром и без сахара, и прочие подарки «мировой закулисы». Но душа человека – не кусок жевательной резины. Рано или поздно ей до тошноты надоедают все эти слащаво-прыщавые песенки о «Лехе», без которого «так плохо»,  о «крошке»,  по которой «скучают,  о  «Диме, Диме  -  крылатой машине!», и даже о том, что «нельзя быть на свете красивой такой» и  «как хороши у нас в России вечера!». 

Хочется  настоящего,  пусть не до конца понятного, но все же серьезного и саднящего, пусть не духовного, но  хотя   бы « с душком». А где взять? Хочется  необычного, резкого, как запах нашатырного спирта, чего-то такого, что приподнимает над суетой и без душевного напряжения, даст пережить некий таинственный опыт вхождения в иные нерациональные области жизни, туда, «где много диких обезьян».  А там … «ешьте на здоровье!»  Без шуток. Серьезно. Музыка «Мумий Тролля» несет в себе энергию инфернальных тупиков. Лагутенко никому не подражает. Вернее подражает, но только не земным исполнителям. Первообразы, которые питают его творчество, имеют темные корни. Меньше всего хочется кого-то пугать и морализировать на тему,  «какая плохая современная эстрада». Следует как раз  серьезно и последовательно отнестись к тому, что создает на сцене «Мумий Тролль». Даром что ли он свои альбомы втридорога записывает в Лондоне?  Почему мы не доверяем его реальному опыту общения  с Темной Музой? Ведь он же сам этого хочет! Почему,  за Моцартом мы утверждаем  способность воспринимать  и записывать «музыку сфер», а за современными музыкантами не признаем права на передачу иного духовного музыкального опыта? Музыка ада существует, разве что музыкой в привычном смысле назвать ее сложно. Святые ее слышали и трепетали. Может быть, в 21 веке стали иначе создавать музыку, чем  в век просвещения? Может быть, онтологическая структура мира претерпела существенные изменения? Нет, все осталось как прежде. Только мы перестали доверять той глубине жизни, которую все еще не разучилось воспринимать наше сердце. Нас приучают смотреть на жизнь через призму очевидностей. Дескать, все в мире просто и линейно. Никакой тайны в атомах нет. Но это правда для  обывателя. Любой физик знает, что атом непостижим, как человек. Об  этом замечательно писал святитель Григорий Нисский в своих работах  «Об устроении человека» и «Защитительное слово о Шестодневе». Ибо человек есть первообраз для всякого тварного феномена: от звезды до «Мухи-Цокотухи». Мы способны постигать и перенимать не только человеческий опыт. Для каждого из нас открыта дверь к постижению всех структур, как видимой, так и невидимой вселенной. Я могу войти в различные уровни бытия и в творческом озарении передать все, что запечатлели мои чувства. Любой  образ, звук, касание, цвет или запах я могу оживить при помощи слов, нот, глины, железа, красок, цифры и т д. Творческие способности человека по передачи энергии образов увиденного и услышанного неистощимы. Но самое главное в том, что эта художественная трансформация  умного сердечного опыта дает совершенную реальную возможность другому человеку прочувствовать и ощутить то, что  пережил сам творец данного произведения культуры.  Кто вместе с этюдами Шопена не погружался в мир человека, утратившего райские песни? «Замечательно, что куда ни уводит нас Шопен и что нам ни показывает, мы всегда отдаемся его вымыслам без насилия над чувством уместности, без умственной неловкости. Все его бури и драмы близко касаются нас, они могут случиться в век железных дорог и телеграфа. Даже когда в фантазии, части полонезов и в балладах выступает мир легендарный,  то и тут нити какого-то правдоподобия протягиваются от него к современному человеку» (Б. Пастернак). Кто вместе с Гоголем не пугался  посреди «Невского проспекта»? Кто не обретал мужества при  первых раскатах былин? Кто не шагал нога в ногу  вместе с блоковскими «Двенадцатью»? Кто не умягчался сердцем от русских колыбельных?  Но, пожалуй, эти  художественные энергии  образов и звуков для современного человека сложны. У него не хватает сил, чтобы сложить их в свое сердце. Однажды на выставку русского пейзажа18-19 веков молодая учительница привела группу школьников. Они зашли в зал, и  один из мальчиков искренне за всех вздохнул: «Татьяна Сергеевна, как нам скучно!» Учительница растерялась, заморгала: « Но ведь вы же еще ничего не видели!». Дети не солгали. Им действительно было «скучно», хотя они еще не посмотрели ни одной картины,  потому что у них  нет душевных сил, чтобы вместить высокую энергию прекрасных картин русского пейзажа. Человек не может жить без прекрасного. Если для него недоступна красота древнерусских икон, то хотя бы китайский календарь с котятами он повесит на стенку. Если он не в силах получать радость от высоких энергий классической и народной музыки, то он начнет стяжать некое ее подобие в эстрадной музыке.  Если он не слышит веяний Духа, то хотя бы послушает вполуха «Мумий Тролля». 

Lagutenko-

Образ Лагутенко дышит правдой шута, которому отрубили голову, но он все еще продолжает строить словесные гримасы. В нем есть преодоление собственной боли и жизненной трагедии. Сердце этого  юноши  когда-то пронзила «вселенская тоска».  Он победил и нас зовет разделить плоды его победы. Но какой ценой? За «зеленые», крокодильские этого не купишь. Такое нечеловеческое бесчувствие, такую карусель мозговых полушарий, можно получить только в результате серьезной работы над своей психофизикой; не верится в его клоунский артистический прикид. Он серьезно работает, и его сценическая биография есть тому полное подтверждение.  На кого он похож? На Видоплясова, погостившего на борту НЛО? А может быть, он случайно выпал  из Кин Кизинского «гнезда кукушки»? Нет, «мумишный» предводитель далеко не  так прост, как ему бы хотелось казаться для публики. Он скорее напоминает  античайку Джонатан Ливингстон из повести-притчи Р. Баха. Он зовет за собой, а лучше сказать к себе, в бесконечные коридоры своей змеиной утробы.  В самой пучине нашей скучной, венозной действительности он сотворит для нас благо: отыщет изюминку «в мертвом осле на рояле», блеснет темным светом, покажет  в четвертом измерении «маньяка за углом» и жизнь померещится нам достойной удивления!  Потому - то этот лагутинский удав и «маньячно» завораживает публику, что обращается не к надоевшему всем гаденькому фрейдистскому подсознанию, а к  космическим мозгам каждого демократического россиянина. 

Впрочем, популярность «Мумий-Тролля» по большому счету все же утешительна. Если народ откликается на вопли «гадаринского» солиста, значит, он еще жив! Конечно, им ловко манипулируют (причем без всякой задней мысли, а просто, ради золотишка), особенно достается нашим «мальчишкам и девчонкам», которых чуть ли не силком загоняют в концентрационный  лагерь рекламной, «глянцевой» жизни! Но, как это ни странно, пока они слушают «Мумий - тролля», окончательного их превращения  в безликую  массу для экспериментов «Старшего Брата» еще не произошло. И то, что сегодня песни «Мумий-Тролля» в масс-медийном пространстве звучат намного реже, чем в «лихие 90- тые» есть печальный знак нашего дальнейшего оболванивания и духовного отупения. 

Это не похвала популярному певцу инфернот.  Он сам заложник мирового удава Каа. Илья  Лагутенко только его острый, раздвоенный, шипящий язык. Говорим о другом. Если больного лихорадит от высокой температуры,  то значит, организм борется с болезнью, сражается с «мировым змеем». Если народ слушает «Мумий - Тролля», следовательно, он еще не окончательно  утратил смысл своего существования, не до конца расточил душевное богатство отцов и дедов, и пребывание в плоскости «абсолютно плоского экрана»  для него не является  окончательной целью.  Минует кризис, спадет температура и человек откроет окно, чтобы услышать голос Настоящего Мира. Так и народ, освободившись от нравственных недугов, будет петь другие песни, а музыка для бандерлогов «утечет в подворотни» небытия вместе с их создателями! Когда  видишь главного солиста этой до сих пор популярной группы, «трудящимся в поте лица своего» на сценической площадке, то почему-то   рождается образ  бездомной собачки, лижущей пилу, и пьянеющей от вкуса собственной крови и нытья. Грустный, конечно, образ, но что «написал, то написал» (Ин. 19. 22).  Да и напоследок, сообщаем, сегодня Илья Лагутенко - представитель России в Международной коалиции по защите тигров (International Tiger Coalition). Шерхана что ли?

 Notre_dame-paris-view