Храм Вятки с 300-летней историей

87352497_4437240_1268482c

Игрушка придумана для познания мира, но почему бы для его осмысления детям не дать в руки настоящие объекты? Почему бы не дать им молотки, кастрюли, пилы, сотовые телефоны, фонендоскопы? Причина не очевидна. Игрушка создана не просто для познания мира, а для познания мира в его совершенстве, в его идеале. О чем-то красивом и ладном, мы восхищенно говорим - «не вещь, а просто игрушечка!» Значит «игрушечка» - это трогательно красиво, по-детски радостно. О напрестольном серебряном кресте 17 века в каменьях и самоцветах так не скажешь. Игрушка – мирская икона Божьего творения. Она расширяет границы возможного восприятия космоса.  С настоящим китом или носорогом не поиграешь, а с игрушечными зверями сколько угодно. В настоящем лесу можно заблудиться, а среди пластмассовых елочек всегда уютно и безопасно. В настоящем бою погибнуть – раз чихнуть, а играя «в солдатики» мы остаемся, даже будучи поверженными, живыми победителями, ибо мы научились в игре еще какой-то необходимой тактике или стратегии, одолели еще одну познавательную ступеньку.

78442414_large_4a2f3d382d260e9044be0bda74a53f7f

Сколько не виртуализируй ребенка, все будет бестолку. Он обладает телом, пусть пока маленьким, но полноценным. Это как про театр. Ему пророчили смерть сначала  от синематографа, потом от телевизора, сейчас пугают интернетом. Человечество изобретет и воплотит другие формы передачи информации, еще  более правдоподобные, чем 3D. Игрушка необходима ребенку для умно-сердечного постижения мира. Это ясно, как пропись. Однако, именно игрушка, как когнитивное средство, отпечатывает матрицу  сознания. Мир, освоенный через игрушку, становится не просто опознанным,  «названным по имени», а  конкретно-именным. Он становится осмысленным, увиденным в той мировоззренческой парадигме, в которой создавалась игрушка. Исходя из этого, ребенок, играя в те или иные игрушки, выстраивает модель мира соответственно данным ему игровым формам. Например, если родитель атеистических убеждений, то он никогда не даст своему ребенку игрушечного «ангелочка». И напротив, верующие в Бога отец и мать, будут оберегать свое дитя от ядовитого влияния игрушек-монстров, даже такого  типа, как внешне безобидных  «телепузиков».  Народная игрушка проверена столетиями педагогического опыта. Рано ее списывать со счетов. Мы как дикари, набросились на стеклянные бусы, и окружили своих детей современными высокотехнологическими игрушками. Тамагочи, кибер-собаки, кибер-ящеры, «умные игрушки», нано-погремушки, модели игрушечных компьютеров, сотовых телефонов, цифровых камер и т.д. и т.п. Нужны они ребенку для правильного психофизического и духовного роста? Спорный вопрос. Если мы хотим, вырастить гармонично развитого человека, если мы желаем научить ребенка мужеству, творчеству, терпению и любви, то без народной игрушки нам не обойтись. В воспитательных задачах с Евангельских времен ничего не изменилось.

4836

Волчок 

Под волчком следует разуметь не полумеханическую современную юлу, которая приводится в действие винтовой ручкой. Волчок – это  круглый, несколько сферический, раскрашенный диск, вращающийся под действием человеческой силы. В 2010 году врачи  из Петербурга проводили семинар по оздоровлению детей в ДОУ. Они показывали всем с детских лет знакомое упражнение для активизации кровообращения головного мозга. Оно называется “ладушки”. Был проведен ряд экспериментов по детским народным играм для самых маленьких. Оказалось, что все народные игры глубоко и благотворно воздействуют на психофизические структуры ребенка. В частности, упражнение “ладушки”, когда дети встают друг против друга и в быстром темпе ударяют по ладоням напарника  с разной вариантностью, улучшает кровоснабжение мозга головы. 

-rh4iHJa6EU_enl

Похожее действие мы наблюдаем при занятиях ребенка с волчком. Прилагая физическую сноровку для его раскручивания,  ладонь ребенка складывается в лодочку, а потом резко разжимается с вращательным усилием. Это  движение руки будет сложным и для взрослого. Совершая, его ребенок актуализирует умные силы души. Но это только периферийное значение рассматриваемой игрушки. Еще раз напомним о дробном восприятии мира в  младшем и среднем дошкольном возрасте. Мир приковывает внимание ребенка своими яркими красочными объектами. Душа его, словно ось, вокруг которой крутится мировая жизнь. Через игрушку, как через защитный экран, он пробует свои силы в его постижении, примеривает на себя мировые функции. Ребенку трудно остановиться и обратить взгляд на себя, ощутить себя изнутри. Вращающийся волчок дает ему такую возможность.  Дитя может внутренне замереть и созерцать свое сердце. В чем здесь важность? Юная душа включена в мир,  и не ощущает своего присутствия в нем без людей и вещей.  Но когда тихо, без свиста, перед ним бегут разноцветные кольца, то, сливаясь, то, вновь расходясь на свои окружности, ребенок останавливает взгляд и начинает, может быть, впервые, ощущать свое небольшое, но уже непостижимое “я”. 

волчок.jpeg

Это  момент самосознания. Без него  личность человека не постигнет своеобразия, инаковости других людей и не сможет  полноценно осуществлять социальное общение как единение в любви. Акт самопостижения  - уникальная  временная точка в становлении человеческой личности. Чем раньше он осуществится, тем  значительнее человек сумеет, до прихода в вечность, раскрыть потенции своей природы и вместить нетварные энергии Святого Духа. Ребенок вне этого самопознания не только не сможет сказать другому - “ты”; он останется непригоден к человеческому общению  в пределах земной жизни навсегда. Вспомните судьбы детей, найденных в лесах и воспитанных зверями. До конца дней своих они не вместили минимума душевных соотношений с другими людьми. 

Высокое самосознание  является условием глубины человеческого общения. Животные друг с другом общаются на уровне тел. Люди призваны задействовать  в общении все качества человеческой природы.  Народ Божий  влечется “свыше” к  взаимопроникновению личностей  при единстве антропологической сущности по образу Бога Святой Троицы. В житиях святых наличествуют примеры  подобного глубинного диалога двух или нескольких  людей, как правило, при центральном положении святого. Хрестоматийными являются многочисленные случаи  такого  духовного взаимопроникновения  в житии преп. Амвросия Оптинского. 

Есть в волчке еще один косвенный смысл.  Внешней своей формой  он напоминает  конфигурацию солнечной системы. Человек – “царь и священник”–   есть двигатель космического мира. И мы знаем из открытия антропного принципа вселенной, что действительно  прообразом для создания вселенной служил человек. Так Господь воплотил свою волю в этом мире. Поэтому весь видимый космос в совокупности с землей суть второе тело человечества, антропосфера. Ребенок, вращающий  маленькую символическую копию солнечной системы, кем он станет: Хранителем или Терминатором?  

sharkunok-berestyanoi_kvkq                                  

Погремушка

Не будем описывать конструкцию погремушки. Образ ее знаком всем. Заметим  только, что палочку, за которую ребенок держит звучащий шарик, нужно делать на длину двух- трех охватов детской руки, чтобы ему было легче производить звуки разной силы. Каждый  шумовой всплеск, который производит при ее помощи дитя, означает его присутствие в пространственной среде.  И, если  волчок помогает в акте самосознания, то погремушка прокладывает путь к этому личностному событию. Она предназначена для самых маленьких. 

Ребенок, берущий ее в руки, примерно так проживает свое взаимодействие с сущим: “Аз есмь! Я меняю мир вокруг себя! Я произвожу звучание, и мир принимает его в себя без остатка; втягивает, как вода соль, мои звуки, мою жизнь! Я остаюсь в нем. Да, сейчас в комнате тихо. Но я знаю, что все вещи  услышали  мои звуки, согласились на мое существование и приняли к себе в сотоварищи. 

90651

Безмолвие пространства –  только видимость. Оно до пределов наполнено нестройными голосами самого бытия. Между прочим, взрослые, когда попадают в критические ситуации и реальность стремительно от них ускользает, пользуются тем же «эффектом погремушки»: начинают громко  проговаривать вслух свои мысли и чувства.  Это касается и религиозной жизни. В аскетической литературе  имеется мудрый совет: при демонических страхованиях читать молитвенное правило громким голосом. 

12

Мячик 

Мячик помогает на чувственном опыте познавать структуру материального мира и его предметов. От пола хорошо отскакивает. Почему? Пол крепкий. От песка на берегу речки - плохо. Песчинки не соединены друг с другом, и поэтому песок “рассыпчатый”. Вода собрана воедино, но она мягкая и принимает в себя мячик. Мячиком ребенок воздействует на окружающую среду и  учится постигать ее границы и  свойства.

На святых иконах ангелы, часто изображаются держащими прозрачные “мячики” - сферы.  Они суть символ их  совершенного послушания воле Божией и пронизанности своей природы светом Фавора. Ангелы – “вторые светы”.  Сфера всегда была символом совершенства. Древние греки представляли небо сферическим. 

Мальчик играет с мячиком. Как ему нравится подкидывать его в прозрачные небеса, ловить, прижимая к сердцу! В руках ребенка предмет совершенной формы. Он учится владеть им; он  пробует овладевать совершенными, пока еще физическими, объектами мира. Он пинает его, и совершенный физический феномен катится “совершенно” далеко, квадратный мячик к продолжительному движению не способен. Это запоминается. 

2965

Придет  “час души” (М. Цветаева), и он прозреет, что не только совершенный мячик, но вообще совершенные формы подвластны человеку. Он сам может создавать идеальное, потому что сам  есть «образ Божий», «совершенная сфера». Человеку дано воспроизводить совершенные формы на всех уровнях мирового бытия: от  “мячика” до  Литургии. Содержание Евхаристии дал Господь. Человек воплотил его, при содействии Силы Божией, в гениально  духовных формах. Мальчик держит в руках мячик. Разве он не похож на ангела?  «Будьте как дети». 

Перейдем к физике. Эта игрушка обладает  прекрасными качествами для развития ловкости, быстроты реакции, умения вложить всю силу в один толчок, т.е. учит психофизической собранности. С 6-8 лет мячик служит   для расширения социальных связей. Несколько детей, например, могут играть в вышибалы. 

fotosmall.jpeg

Матрешка

Принцип матрешки пришел в русскую культуры из японской религиозной традиции в виде разукрашенного яйца. На Востоке яйцо всегда было символом зарождения новой жизни. Яйцо в яйце -  принцип  существования жизни. Совершенное в  Совершенном, Подобное в Подобном, Одно  во Всех и Все в Одном – полное соподчинение и единообразие. В этом красота, смысл  и спасение человека. 

«Догматическим» формулам  пантеистической  безличной религии полностью соответствует внешний вид яйцевидной игрушки. Однако мы, русские люди, исповедуем Православие – поклонение Трехличностному Богу. Православное сердце ищет не обожествления (следствия), а Встречи с  Личным Богом. «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это  все  приложится вам» (Мф. 6,33). Бог есть Личность, свободно воплощающая  свое бытие. И человек как “образ Божий” является носителем личностного начала. Поэтому каким-то удивительным образом этот принцип (одно в другом) преобразился на  русской земле из безличного яйца в молодецкую матрешку с десятками разнообразных ликов. Из яйца вдруг появились младенец, девочка, девушка, молодка, бабушка. В одном из московских музеев можно увидеть матрешку в человеческий рост. Самая маленькая расписная фигурка из этой серии размером с ноготок. Но величина матрешки в рост человека для этой игрушки не  предел. Не является минимальной деревянная куколка и со спичечную головку. Матрешку следует мыслить со знаком “прибавления” в одну сторону и со знаком “минус” – в другую. Пределом увеличения для первой наружной матрешки будут параметры вселенной, точнее, всего Бытия; для самой маленькой - внутренней куколки – не атом и не кварки, а некая частица, начальная монада для созидания мира, недоступная для обнаружения  инструментарием современной физики. 

матрешка.jpeg

В восточных религиозных системах  безымянное яйцо  -  центральный архетип,  на  который опирается сознание пантеиста при формировании  своего  конечного духовного облика (в Православии таким первообразом является икона Иисуса Христа). Прослеживается простая мысль. Если ты хочешь  “спастись” – раствориться в Абсолюте - ты должен породить в себе тотальное сознание и стать как “яйцо”; тогда ты будешь включен в структуру Абсолютного Бытия; ты будешь  охранен, вокруг тебя народятся новые слои человеческих сознаний; ты успокоишься под бесконечными покровами безличных скорлупок Единого. И действительно: в результате подобной работы души человек начинает  чувствовать себя (ложно) заключенным в  мировой Благодатный Кокон, считая, что “спасает” себя от  смертоносного влияние времени  и трагедий  в загробном мире. А русская матрешка созидается с лицом, подчас  очень оригинальным и неповторимым. О чем это прозрение? О назначении человека и конечных судьбах вселенной. Матрешка – это то, к чему зовет русского человека Церковь Христова.

Вот задача людей: все Бытие привлечь к себе, очеловечить (ипостазировать) и просветить Духом Святым. Нет никакой такой малой (самая последняя внутренняя матрешка) частички в мире, недоступной для человека и преображающего действия Божия. Поэтому  не только отдельные единицы вселенской жизни должны быть просвещены, напоены благодатью, но вся ее совокупность.  Самый большой элемент бытия (матрешки)  обнимает самый крошечный. Самый маленький элементик не растворяется в последующем, а сохраняет все свое уникальное  своеобразие. 

38407969_mat9

Дело человека - в каждой вещи мира постигнуть ее совершенный смысл и  раскрыть потенции существования  всех вещей перед вечностью. Церковная нарядность, можно даже сказать, некая иконописность матрешки  есть душевное подобие иконы Преображения Христа на горе Фаворской.  Образ матрешки – это человек, пересозижденный Духом Божиим,  прекрасный человек во Христе. Только такой человек способен “возделывать” рай, преображать мир. Кстати, именно в этом заключается один из смыслов праздника Преображения Господня.

«Что такое сердце милующее?» – и сказал: “возгорание сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и всякой твари. При воспоминании о них, и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце.  И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины,  и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились…” (преп. Исаак Сирин.  Слово 48, с.206). 

Отдельно от мира, от его судьбы, в порыве индивидуалистической домостроительства человеку не дано спасти свою душу. Но и наоборот. Для того, чтобы человек  мог  осуществить свое предназначение, Господь  создал  многоступенчатую иерархию  земных стихий, начиная с квантовых энергий и заканчивая высшими  ангельскими чинами. Перед потопом, когда  люди “извратили свой путь», Господь сказал: “Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от  человека до скотов, и гадов  и  птиц  небесных истреблю; ибо я раскаялся, что создал их.”(Быт.6,7). Это не была жестокость божественной Правды, просто вся вселенная становится не нужна, если в ней  не будет  человека. 

att_25783

Псевдоматрешка

В православном богословии догмат о Святой Троице поясняется при помощи аналогий из физического мира, например, солнца. Возможность таких тварных подобий обосновывается символической структурой мира, созданного Богом-Троицей. Думается, что интересной аналогией, раскрывающей догмат о Церкви, является русская матрешка. Ее структура идеально соответствует пониманию Церкви самой себя как “неслитного, нераздельного, неизменного, неразлучного” Бытия всех ее частей в Духе  Святом. 

По учению св. Отцов, как  каждая частица Причастия непостижимым образом вмещает  всего Христа, так и каждая единица Церкви обладает всей Полнотой  Жизни Вселенского Православия, будь это деревенская церквушка на краю земли, патриарший собор в Москве, храм Гроба Господня в Иерусалиме или Константинопольская кафедра. 

Где Евхаристия, там и Церковь, где Церковь, там  и Христос, где Христос, там Полнота Троичного Бытия. Приход, “отложившийся от своего епископа” теряет онтологическую причастность ко Вселенской Полноте. От этой Полноты в раскол может отпасть  не только отдельный храм, но и целая митрополия.  Дело не в количестве и значительности церковных элементов, а в причастности их к Литургии. Только “все вместе”, в единстве, дарованном свыше в день Пятидесятницы, бытие земной, территориально и географически разрозненной, Церкви  может осуществить, явить миру Евхаристию как Всеполноту Божественной Славы. 

file14827

Псевдоматрешка

Аналогичный принцип мы находим и в структуре  матрешки. Одна, пусть самая большая матрешка, теряет свое значение в отрыве от остальных или хотя бы меньшей из них; она становится “неполной”; но в то же время любая матрешка сама по себе являет полноту единого образа. Жаль, что ученые отцы-догматисты проходят мимо этого замечательного  игрушечного подобия.  Матрешка – это и категории Аристотеля, данные в чувственно-художественных образах. Высшие категории жизни (большая матрешка) включают в себя низшие (маленькие матрешки), но не упраздняют их. Кирпич не отнимает у глины ее сущности; кирпичный дом сохраняет естество всех, вложенных в него кирпичей. Порядок рождается только из порядка.

“Идея, что порядок – только из порядка, означает, что мы не можем утверждать, что из низшего возникает высшее, из несовершенного со временем получится совершенное, из низкого – высокое; все эти посылки и тезисы прямо противоположны эволюционной теории. Здесь заведомо  исключено, что из обезьяны может получиться человек (Значит, матрешка является одним из культурно-художественных  образов “доказательств бытия Божия") Отсюда – вся иерархичность (по степеням совершенства) построенного мира у Аристотеля (М. Мамардашвили. Лекции по античной философии. Стр.176). И мирским философам матрешка может сослужить службу. 

За основу данной статьи был взят доклад, прозвучавший на Рождественских образовательных чтениях г. Москвы в 2005 году.  Некоторые православные слушатели размышления о матрешке посчитали пантеистическими. Поэтому в печатном  варианте доклада мы решили  дополнить его рядом цитат из учебников по догматике Православной Церкви, чтобы развеять все читательские сомнения по поводу высокого духовного смысла матрешки. 

1(276)Псевдоматрешка

«В задачу человека входило привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству. По мысли св. Максима, человек призван был последовательно преодолеть в себе разделенность мира. Свой ум и чувства он должен  был устремлять к Богу, и таким образом, достигая обожения, сообщать потоки благодати ниже его лежащей твари, и таким образом вести мир к большему совершенству. “…Перейдя границы чувственного (человек), он должен был затем путем познания, равного познанию духов ангельских, проникнуть в мир сверхчувственный, чтобы соединить в себе самом мир сверхчувственный и чувственный. Наконец, не имея ничего вне себя  (то есть, преобразив всякую тварную единицу), человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю Всю вселенную, СОЕДИНЕННУЮ В ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВЕ (то есть очеловеченную). Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе. Таким образом, совершилось бы обожение человека и всего тварного мира. Так как эту миссию, данную человеку, не выполнил Адам, то мы можем проразумевать ее в деле Христа – Нового Адама. На пути своего соединения с Богом человек не устраняет от себя тварного, но собирает в  своей любви весь раздробленный космос”, чтобы был он в конце преображен благодатью” (Архимандрит Алипий, архимандрит Исайя. Догматическое богословие, с.223-225). 

2e51e36c3da1

“Церковь есть средоточие вселенной, среда, в которой решаются ее судьбы. Все призваны войти в Церковь, ибо, если человек – микрокосмос, то Церковь, по св. Максиму Исповеднику,“макроантропос”. (В. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви, с. 212). 

“Связь человека с вселенной оказывается как бы опрокинутой по сравнению с античными понятиями; вместо того, чтобы “деиндивидуализироваться”, “космизироваться” и, таким образом, раствориться в  некой безличной божественности, абсолютно личностный характер отношений человека к личному Богу должен дать ему возможность “персонизировать” (очеловечить) мир. Уже не человек спасается вселенной, а вселенная человеком, потому что человек есть ипостась всего космоса, который причастен его природе. И земля обретает свой личностный, ипостасный смысл в человеке… Только через нас космос, как продолжение нашего тела   может воспринять благодать” (В. Лосский. Догматическое богословие, с. 297). 

4e21f97a89f6  

Матрешка на душевном плане  - “образ будущего века”.  Как жаль, что сегодня ее чудный лик приобретает черты унифицированного современного мира. Всякий художник способен создавать только образы своего сердца. Мастерица, не преображающая свою душу Фаворским светом, живущая по медиа-техническим  стихиям (эстрада, сериалы, шоу, и т.д.) “века сего”, не может подарить миру пасхальный запоминающийся облик этой народной игрушки. 

А как интересно было бы вместе с детьми заново пережить образы любимых русских сказок (тем более, что такой опыт уже был до революции в Сергиевом Посаде) в матрешке, таких как “Терем-теремок”, “Репка”, “Курочка-ряба”, “Волк и семеро козлят”, “Колобок” и др; создавать семейные, мастеровые (например, отец  - кузнец, мать – несет узелок с едой, дочка - кувшин с водой, сыночек - с крошечным молоточком и т. д.) матрешки. Можно провести творческий семинар по  тематическому обновлению (принцип  стандартности матрешечных ликов есть не до конца изжитый прообраз пантеистического яйца Востока). Матрешка необходима нашим детям, и мы обязаны сохранить ее для них, найдя новые неожиданные краски и образы в Православии.

2e1dbeb7e5fb

Последний совет

Прочитают родители нашу статью, “почешут в затылке” и скажут: «Ну, и как же теперь быть, маленьким, понятно: пирамидки, матрешки, куколки, а тем, что постарше? Не в кубики же им играть? Что посоветуете?» Ситуация, сложившаяся вокруг детской игрушки, не тупиковая.  Слава Богу, кроме китайских  предприятий,  заваливших нас своей «народной» продукцией, существуют отечественные производители традиционной игрушки. Они до сих пор, еще  с советских времен, выпускают добротные железные самосвалы, трактора, мячи, скакалки, дудки, коляски, конструкторы, санки,  и т. д.  Все эти игрушки можно без смущения дарить детям. 

Мягкая игрушка (слоники, зайчики, медведи и пр.),  как правило, имеет веселый добродушный образ, и нет никаких причин лишать детей радости обладания ею. Это прирученные “райские” звери. Что такое плюшевый мишка? Мягкая, очеловеченная душа лесного царя зверей, воплощенная в форме игрушки. Девочка сажает “мишку” за стол и кормит кашей. Она вырастет и увидит, надеюсь, в зоопарке, настоящего медведя и, может быть, подумает: “Ничего, что он с виду такой дремучий! На самом деле сердце у него доброе, как у моего плюшевого медвежонка” И будет права, ибо злоба звериная есть отражение  в твари лютости человеческой.

0_b716c_177bd07_XL.jpeg 

Можно и самим попытаться сделать игрушки. Это, конечно, не совет подобный совету Ганди, всем ходить с прялками. Но все же, почему бы не попробовать, хотя бы пару раз, вместе с детьми сотворить несколько игровых единиц? Если отец не имеет способностей к столярному делу, а мать к рукоделию, то можно найти соответствующего мастера (мастерицу) и заказать им необходимую игрушку: машину, коляску,  подъемный кран, кукольную мебель, одежду и пр. Уверены, что по стоимости она будет дешевле фабричной. 

Не следует также забывать, что в школьном возрасте игрушка отходит на второстепенный план. Школьники начальных классов  уже имеют  душевные силы, чтобы работать на уровне сознания  с символикой  переноса  свойств одного  предмета на другой. Нужно только не загасить эту способность “мировыми достижениями культуры” и вовремя направить движение детской души  по пути творчества и воображения.  В возрасте 7-10 лет дети становятся способными осуществлять сложные социальные игры. Поэтому вполне возможно родителям помочь им в организации этих игр. Разве так трудно вспомнить себя мальчишкой и научить  детей замечательным подвижным играм, таким, как “лапта”, “двенадцать палочек”, “чиж” и “казаки-разбойники”?  Возможно, одним из выходов будет и создание специализированного магазина доброкачественной,  душевно – укрепляющей  детской  и народной игрушки. Такой опыт уже был единожды осуществлен в России, в Сергиевом Посаде, незадолго до революции. Иван Шмелев в одном из своих произведений описывает эту прекрасную продукцию, которая быстро завоевала любовь детей и родителей во многих пределах русской земли. Замечательно то, что создание этого комплекса (мастерские и сеть  магазинов)  было вызвано к жизни не желанием обогатиться, а стремлением дать русским мальчикам и девочкам (после  проделанной  серьезной научной работы)  воспитательную, нравственно – оздоровляющую игрушку.  

image_145 

Вятское Земство незадолго до 17 года организовало, по типу подмосковных мастерских, свое небольшое предприятие. Но вскоре, в “пожаре мировой революции”, оно исчезло. Не пришла ли пора возродить традицию? Тем более, что некоторые силы для  этого уже существуют. Например, в Нововятском районе, в д. Луговая,  есть  предприятие “Сувенир”, в котором продолжается традиция изготовления деревянной игрушки. Унывать не стоит и “благослови Бог почин”. 

Всякая игрушка - желает того или не желает изобретающий ее  инженер-фантазер, делающий ее мастер, продающий ее продавец, приобретающие ее отец и мать – имеет свои духовные архетипы и, следовательно, религиозна с положительным или отрицательным знаком и ведет душу ребенка к Евангелию или к Общечеловеческим Ценностям, имя которым «легион».

храм